Файл: Все неосознаваемые психические явления можно разделить на три больших класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

Составьте классификацию неосознаваемых явлений и осознаваемых процессов (не менее 10 примеров по каждому процессу)
Все неосознаваемые психические явления можно разделить на три больших класса:

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, первичные (безусловные рефлексы), вторичные (условные рефлексы), неосознаваемые  установки, неосознаваемое сопровождение сознательных действий);

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы);

3. Надсознательные процессы (интегральные продукты длительной сознательной деятельности), изменённые состояния сознания, циркадные ритмы (биоритмы) - циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи, «внутренние часы» организма. Период циркадных ритмов обычно близок к 24 часам).

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

- неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются как бы сами собой, без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо врожденные, либо сформировались очень рано, в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, хватание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые - вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;

- неосознаваемые установки - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. Например, мышечная преднастройка к осуществлению физического действия называется моторной установкой. Готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом - перцептивная установка. Готовность решать проблемы и задачи определенным способом - умственная установка. Установка имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к действию, имеет возможность осуществить его более эффективно и экономично;


- неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет. Или другой пример: на лице человека, наблюдающего за кем-то, испытывающим боль, появляется горестная гримаса, и он не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика). Они также являются объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека - его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у него в самом начале врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, наоборот, с трудом становится достоянием сознания, но вместе с тем обладает большим энергетическим зарядом и влияет на сознание, проникая туда в измененном виде как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы. Фрейд считал, что истинные причины поведения человеком не осознаются, они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе - психоанализе.

«Надсознательные процессы» - это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека.
Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня вдень, в течение длительного времени. Размышляя, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется - иногда это происходит неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако он не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное» - это процессы, происходящие //осознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными участками, они как целое находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Тем не менее, следует сказать, что сознательное и бессознательное - это не противоположности, а частные проявления психического.

Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

  • познавательные процессы

  • эмоциональные процессы

  • волевые процессы

К познавательным относят:

  1. ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира)

  2. представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта)

  3. восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности)

  4. память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний)

  5. воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее)

  6. мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания)

  7. внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире)

  8. речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека)

  9. рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.).


В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

  1. эмоции (имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристика: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях) чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам). Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности чувства делятся:

  • o на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);

  • интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

  • эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы);

  • практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

  1. аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом)

  2. стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим.

Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:

  • борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью)

  • принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора)

  • целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точи зрения последующего результата).