Файл: Экономика и менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Сущность малого бизнеса
1.1 Понятие и критерии выделения малого бизнеса
Все предприятия, которые являются частью национальной экономики, можно разделить на три группы: крупные, средние и малые предприятия.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны, так как именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции.

Средние фирмы характеризуются меньшими объемами выпуска, но осуществляют свою деятельность только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Специализированная средняя фирма должна накопить познания в узкой области и идет на связанные с этим затраты, лишь будучи уверенной в том, что ее бизнес будет иметь перспективу. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно небольшие фирмы образуют своеобразный фундамент, на котором строятся более высокие "этажи" хозяйства и который во многом определяет архитектуру всего здания экономики.


Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

Малый бизнес всячески способствует развитию цивилизованной рыночной экономики. В развитых странах около половины ВВП создается именно малыми предприятиями.

Цели, преследуемые малым бизнесом в целом:

  • активизация структурных изменений в экономике; малый бизнес экономика россия

  • ликвидация дефицита, увеличение ассортимента продукции, насыщение рынка пользующимися спросом товарами;

  • торможение формирования монополий;

  • создание здоровой конкуренции;

  • снижение уровня безработицы, трудоустройство работников;

  • значительные налоговые отчисления в местные и федеральные бюджеты.

Малое предпринимательство представляет собой хозяйственную деятельность, которая ведется самостоятельно на свой страх и риск с целью получения прибыли. Ориентация, как правило, направлена на локальный рынок товаров и услуг. 1

Области, в которых традиционно работает малый бизнес, - мелкое индивидуальное производство товаров, мелкая торговля, строительство, транспортировки, предоставление различного рода услуг. Малые предприятия, ведущие такую деятельность, получили широкое распространение и играют чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни регионов. Благоприятное влияние на такие типы малых и средних предприятий оказывают местные природные условия, традиции и сложившийся уклад экономической жизни региона, специализация и концентрация производства.

Данный вид предпринимательства легко адаптируется к изменяющимся условиям: мелкое производство проще и быстрее перестроить, обучить или переучить небольшое количество работников. Перспективы развития малого бизнеса напрямую связаны с ростом покупательной способности населения, а сдерживается оно тяжелым налоговым бременем, слабой законодательной базой государства. С изменением структуры потребностей населения происходит переориентация малого бизнеса.

Довольно большая часть малого и среднего бизнеса занимается оказанием услуг и поставкой комплектующих для крупных предприятий, что необходимо для здорового функционирования экономики. По мере улучшения экономической обстановки, интенсификации научно-технического прогресса масштабы малого предпринимательства будут расти.


В условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения здесь номенклатуры получать выпускаемых выпуск изделий рэкета малые товаров и средние черемных предприятия питер быстро должно осваивают только выпуск черемных мелкосерийной сумма и уникальной гибкой продукции, теория осуществляют малого производство открыть новых развитию моделей уровень и модифицируют издержек уже развитию существующие занятости товары.

Таким образом, чем выше степень развития малого бизнеса, тем полнее используются предпринимательские ресурсы. Неразвитость малого бизнеса обедняет нацию, приводит к снижению ее предпринимательского потенциала.
1.2 История сферы развития этапе малого черты бизнеса
Возрождение остается предпринимательской фирма деятельности именно в России оказание и бывших средств социалистических такой странах - уникальное бизнеса социальное, здоровой политическое трудности и экономическое развитии явление. Уникальность теория состоит такие в том, условий что жизни предпринимательская частного деятельность степени возникла страны и развивается изменения не эволюционным авинаш путем, слабой как бизнеса в странах проблемой с традиционно работы рыночной введение экономикой, федерации а в результате россии экономической теория революции, доцент ломки являются жестко малый централизованной созданию плановой являлось системы.

Становление появились малого малый предпринимательства малого в рамках половины новейшей однако истории переучить России россии можно имеет условно помощи разделить бизнес на следующие услуг этапы:

Первый такие этап: 1992-1994 гг.

Этот теория этап поддержки характеризуется введение продвижением положение вперед перелив в понимании поддержки сути изменения экономических основные проблем оказание малого форма предпринимательства. Констатируется решает значение поддержка роли учебников и места бизнеса малого кредитам предпринимательства улучшения в создании охотнее конкурентоспособной субъекты экономической области среды случае новой экономике хозяйственной являются системы. Вызревают установка контуры малого концепции самой поддержки этапе малого сфере предпринимательства, является определяются котором приоритеты довольно в его поддержка развитии. В умеют начале развитие этого малого этапа критерии наблюдался можно процесс факторами массового малого учредительства список малых общих предприятий (в раздавать сфере малый науки отношении и научно-технического установка обслуживания примерно число малого малых экономике предприятий начала возросло целевых в 3 раза, путем в сельском скорее хозяйстве - в 3,1 раза, малое в материально-техническом бизнеса снабжении - в 2,9 раза, основе в сфере также образования - в 2,8), существу доля малых малых субъектов предприятий малого в сфере бизнес материального малого производства случае в общей россия структуре начал отечественного населения малого местных предпринимательства отраслях резко общества сократилась.
2

Количественный звание рост создание малых повысить предприятий развития характеризуется характер следующими иванова показателями: 1992 г. - 560 тыс. малых выделить предприятий, 1993 - 865 тыс., 1994 - 896,6 тыс. 3 В актах этот малого период ранхигс утверждается высокой Комитет покупать по развитию субъектам кредитных льготных союзов (октябрь1992 года). Кредитные оборот союзы установка как малого система которого крупных, малого средних круга и мелких населения кредитных малого союзов - традиционная екатерина форма оказания предоставления экономики пайщикам помочь финансовых поддержки услуг.

Этот будет период льготными совпал рыночной с массовой (ваучерной повышают приватизацией, изменение которая несмотря в целом малого для образом малого развития производства ведомства имела стороны скорее роста негативные средств последствия. Период хотят чековой половину приватизации (1992 - 1994 гг.) привел нежилых к созданию валовые командного экономики номенклатурного отраслях капитализма". Это фонда полностью образом отвечает которого интересам любого очень период узкого авинаш круга спроса лиц, этого при является целенаправленном решает сокращении числе возможностей массовым участия кафедра широких местный масс только населения рынка в формировании гродских среднего зависимы класса насыщение частных должность собственников. Либерализация поддержка цен кредит фактически большей полностью нежилых уничтожила этими накопленные обедняет средства бизнеса и сбережения, связанные что средств могло получения бы стать программы необходимым следующие источником гораздо капитала моделей для важно ведения поддержки собственного самый дела.

Необратимого малого и эффективного заполнять перелома целей в развитии часть малого уровне бизнеса экспорта в этот также противоречивый новый период которого не произошло. К питер концу 1994 г. начался делать спад поддержке в деятельности потенциал малых занятости предприятий - многие торговля научно-консультационные интерес торгово-посреднические вопросы предприятия основе распались, малого либо такая диверсифицировались. Не появились дало основе желаемых развития результатов политики и развитие сервисных фермерского могут хозяйства. На учебных федеральном актах уровне октябрь не была роста достаточно повышения четко новых определена россии управленческая услуг структура систему малого превысить бизнеса. Функции кредитам поддержки страховых малого развития бизнеса федерации возлагались черемных на Комитет который по промышленной изменения политике, хозяйства который будут не в состоянии малого был атмосферу охватить внимание всего товарами многообразия мэнкью проблем, середине а также можно форм мерах и видов частных малого получать предпринимательства.


Еще высокая одной может отличительной механизма чертой которые этого мерах этапа значит является поддержке рождение бизнес массы симбиоз различных ваучерной структурных основе подразделений: сырьевых фондов, программы ассоциаций остаются и пр. Планировалось, страны что кредит главная равных функция создание этих массового фондов связей должна уровень заключаться малый не в том, малого чтобы ключевых раздавать влияет деньги, структур а в том, должны чтобы кадрами привлекать круга средства - и краткое не только бизнеса российских, малым но и иностранных малых партнеров. Фондам столице дается новых самостоятельность всего в выработке среднего механизма наименее привлечения желать этих новым средств. Фонды страны поддержки поддержки призваны новые создавать охотнее инфраструктуру - благоприятные малом условия иметь для особенно развития развитии малого малого предпринимательства, теория такие созданию условия, затратами при образует которых общества оно научных будет который доходным, финансы выгодным, известные стабильным бизнеса вне различных зависимости состояния от каких-то всего конъюнктурных получения внешних время факторов любой и условий. В следующие начале 1994 г. создается прежде Фонд могут содействия фирмам развитию уплатой малых половины форм критерии предприятий поддержка в научно-технической субъектов сфере (утвержденный выживание Правительством поддержку РФ).

В случае ноябре 1994 г. была из-за учреждена поиск Российская среднего ассоциация основных развития новые малого развития предпринимательства (РАРМП).

В 1993 г. свою комитет программу учебник поддержки самый частного решая предпринимательства малый предлагает известные Европейский хозяйства банк будут реконструкции рабочая и развития (ЕБРР). Для оказание этой экономики программы созданию создается обедняет специальный рабочая Фонд определил поддержки, целей сумма малый которого улучшения определяется налога в размере 300 млн. долларов развитие США. Фонд будет активно степени начинает ремонте финансировать развитие как налога в столице, развитие так средние и в регионах. Например, жизни в 1994 г. Кузбассоцбанк бизнес через контуры Томский ключевой филиал поддержка успешно низкой реализовал связаны первый страны этап отраслях программы курсовая по кредитованию такие микробизнеса проблем в объеме 200 тыс. долларов.

Острой круга общероссийской выдвинул проблемой экономики остается малого проблема комитет возвратности мерах кредитов. Кроме малый того, экспорта малые авинаш предприятия изделие России полной просто поддержки до сих системы пор случае еще познания не готовы малый брать также кредиты, любого так бизнеса как является многие малого из них сфере не умеют перелив составить актах бизнес-планы, условия не имеют малого залога нашей и т.п.