Файл: Опишите предмет общей теории права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время трудно различать консолидации и кодексы , так как в форме кодекса могут приниматься и консолидированные нпа. Наиболее ярким примером консолидации периода СССР является указ президиума верховного совета от первого октября 1980 года, о праздничных и памятных датах, объединивший, а тем самым и заменивший 48 ранее действующих актов по этому вопросу.

  1. Кодификация. Кодификация - это вид систематизации, при котором в результате переработки, изменения, дополнения ранее действовавших нпа, управовмоченными государвтсвенными органами принимается новый нпа, регулирующий определенный вид общественных отношений. Признаки кодификации

    1. Субъектами кодифакации могут быть только управомоченные гос органы

    2. Кодификация определенный вид правотворчества и осуществляется по правилам правотворческого процесса

    3. В результате кодификации изменяются правовые предписания и создаются новые нормы, регулирующие определенный вид общественных отношений.

    4. Результат кодификации – это вновь принятый НПА, имеющий сложное строение и регулирующий общественные отношения в той или иной социальной сфере, занимающий главенствующее положение по отношению к НПА, регулирующим те же общественные отношения.

    5. Кодификация сопровождает правовые реформы, так как принятие кодифицированного акта рассчитана на длительное применение.

  2. Учет

  3. Классификация


58.Дайте понятие правового воздействия и правового регулирования. Отметьте предмет и метод правового регулирования.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и других) результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения, с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Признаки правового регулирования:

  • Один из видов социального регулирования, то есть регулирования, существующего в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений.

  • Имеет в основе своей государственное регулирование, поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется государством и, следовательно, является государственным регулятором общественных отношений.

  • Оказывает определенное воздействие на общественные отношения и осуществляется при помощи норм позитивного права.

  • Оказывает воздействие на общественные отношения и имеет цель их упорядочения.

Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют: общественные отношения, субъекты общественных отношений и поведение субъектов общественных отношений.

Если правовое регулирование обычно определяют, как осуществляемое, всей системой юридические средств, воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие, как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различие между правовым регулированием и правовым воздействием состоит в следующем: предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. Так, правовое регулирование – лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную формы.

Информационно-психологический аспект или мотивационный, или импульсивный аспект характеризуется воздействием правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства: правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.



Воспитательный или педагогический аспект, здесь акцент делается на обще идеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут заключается в повышении уровня юридической культуры, в привитии прогрессивных цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом.

Социальный аспект характеризуется доведением правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, направлением поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели, формирование правом социально полезных образцов поведения, социально-правовым контролем.

Предмет правового регулирования – это все многообразие общественных отношений, которое регулирует право, отношений проявляемых в поведении, действиях деятельности людей.

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, которые по своей природе поддаются нормативному правовому воздействию и нуждаются в нем.

Методы правового регулирования – это система приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

Методу правового регулирования, как способу воздействия на поведение участников общественных отношений, свойственны следующие показатели:

  • Обще юридическое положение субъектов, то есть находятся ли они в состоянии власти и подчинения или занимают равные юридически однопорядковые позиции.

  • Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений, то есть юридические факты, возникают ли, в частности, правоотношения на основе административных актов или договоров и тому подобное.

  • Способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов, определяются ли они, непосредственно, нормами права или административными актами, или соглашением субъектов.

  • Юридические меры воздействия (то есть санкции, способы, основания и процедуры применения санкций).

Именно характер регулируемых отношений, их содержание и значимость, определяют соотношение различных элементов метода правового регулирования. В современной теории права выделяют четыре метода правового регулирования:

  • Императивный (метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях).

  • Диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях).

  • Поощрительный (метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение).

  • Рекомендательный (метод совета осуществления желательного для общества и государства поведения).


Из названных методов основными следует считать первые два метода.

59.Охарактеризуйте способы и стадии правового регулирования.

Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют:

  • Общественные отношения.

  • Субъекты общественных отношений.

  • Поведение субъектов общественных отношений.

Способы правового регулирования – это те средства юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования:

  • Дозволение заключается в предоставлении индивида организациям определенных субъективных прав, возможности совершать определенные действия в своих интересах, например, юридические возможности, характерные для права собственности, права на необходимую оборону против преступного посягательства, распоряжение арендуемым помещением и тому подобное. Этот способ так же называется управомочивание, а соответствующие нормы – управомочивающие, соответственно, осуществляется такая форма реализации права, как использование.

  • Обязывание состоит в обязывании субъектов права совершить определенные активные действия, указанные в законе (НПА) или договоре (платить установленные налоги, исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание предполагает такую известную форму реализации права, как исполнение.

  • Запрещение – возложение обязанностей воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий, например, запрещение распивать спиртные напитки на производстве, привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам, производить обыск в ночное время.

В юридической литературе выделяют три стадии правового регулирования:

  • Обще нормативное регулирование (юридическая регламентация общественных отношений).

  • Возникновение и индивидуализация субъективных прав и обязанностей субъектов права или правоотношений.

  • Практическое осуществление права или стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Первая стадия правового регулирования отличается общим характером. Здесь происходит формирование нормативного регулятора, то есть норм права путем принятия НПА. Вторая стадия правового регулирования или стадия возникновения и индивидуализации субъективных прав и обязанностей субъектов права и правоотношений отличается конкретизацией предписаний норм права относительно тех или иных фактов реальной действительности. Необходимость данной стадии определяется тем, что права и обязанности индивидов и организаций предусмотренные общими НПА отличаются общим или абстрактным характером, поэтому их необходимо детализировать применительно конкретной жизненной ситуации и привязать к персонально определенному субъекту. Третья стадия. Имеется ввиду то, что права и обязанности конкретных субъектов для осуществления определенной цели реализуются на практике, в поведении и в деятельности субъектов права. В этой связи есть основание назвать эту стадию завершающей, поскольку здесь правовое регулирование достигает своей цели.


В дополнении к названным стадиям можно назвать и четвертую стадию – применение права, признаваемую одной из форм государственной деятельности и направленную на реализацию правовых предписаний путем разрешения конкретных дел. Право применение требуется в тех случаях, когда норма права не может быть реализована без властного содействия компетентных органов. Например, решение ректора относительно обжалования студентом заниженной оценки, по определенной дисциплине, полученной на государственном экзамене. Следовательно, акты применения права представляют собой властные веления, которые обеспечивают не только возникновение правоотношений, но и «проводят требования норм права в жизнь», а так же гарантируют реализацию прав и свобод человека и гражданина.

60.Дайте общую характеристику механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, используемых для упорядочения общественных отношений.

В соответствии со стадиями правового регулирования, выделяются следующие элементы механизма правового регулирования:

  • Нормы права (с точки зрения правового регулирования, норма права представляет его важнейший элемент, поскольку раскрывает содержание самого правила поведения, определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие, а так же виды правового поведения субъектов права).

  • Юридические факты.

  • Правоотношения (средства перевода или переключения общих предписаний относительно конкретных субъектов права по средствам наделения их субъективными правами и юридическими обязанностями).

  • Реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений.

  • Акты применения права (индивидуализированные властные предписания, необходимость в которых возникает тогда, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия управомоченых органов).

В юридической литературе в качестве элементов механизма правового регулирования выделяют так же правосознание, правовую культуру и режим законности, от состояния которых во многом зависит результативность действия правовых норм.