Файл: Опишите предмет общей теории права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правовой обычай имеет ограниченное применение, однако, сохраняет свое значение в качестве одного из источников права в некоторых странах мира и в международном праве. В Республике Беларусь источником права являются лишь санкционированные обычаи. Например, Гражданский кодекс РБ признает обычай делового оборота – поведения сложившегося и признаваемого в предпринимательской деятельности. А в статье 1093 ГК признает и действие международных обычаев касательно гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

НПА являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира. Покой правовой системой д НПА понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. По сравнению с другими источниками права НПА имеет ряд преимуществ. Так, в нем четко и ясно в письменном виде формулируются общеобязательные правовые предписания, что предопределяет большую доступность содержания НПА для населения. Кроме того, НПА легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него в случае необходимости уточнения и дополнения, а так же осуществлять контроль за его исполнением. В странах с романо-германской правовой системой.. где главенствующим источником права является юридический прецедент.

Юридический прецедент, его суть состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придается значение общей нормы. Другими словами, судебное решение по конкретному делу становится обязательным образцом для разрешения аналогичных дел. Юридический прецедент как источник права в правовой литературе оценивается неоднозначно. Так, критики данного источника права подчеркивают, что признание за прецедентом значения источника права, при отсутствии или даже при наличии нормы права, создает для государства и государственных органов «свободу усмотрения», что освобождает их от связанности нормами права и может привести к произволу и злоупотреблению своей властью должностными лицами. К тому же, следствие накопления огромной массы прецедентов, возникает путаница, противоречия, что сильно усложняет рассмотрение юридических дел и систематизацию НПА. Сторонники в свою очередь указывают на возможность при его помощи быстро реагировать на меняющиеся общественные отношения, оперативно устранять пробелы в правовом регулировании, что весьма затруднительно при использовании НПА
, поскольку они имеют сложную процедуру принятия и изменения.

В качестве одной из форм (источников права) выступает договор с нормативным содержанием. В отличии от обычного договора, нормативный договор создает обязательные правовые нормы, то есть источником права будет являться только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Например, федеративный договор, заключаемый между субъектами федерации и государства.

Так же, к источникам или формам права относятся юридические доктрины, которые на определенных исторических этапах выступали в качестве источников права. Например, научным труда наиболее авторитетных римских юристов 2-3 века (Гай, Павел, Ульпиан и так далее) законом императора Валентиниана третьего в 426 году была придана сила источников права. Юридические доктрины как источники права известны так же индусскому и мусульманскому праву. В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран мира не выступают как непосредственные источники права. Однако, следует отметить, что большинство юристов-практиков пользуются научными комментариями законов.

На определенных этапах истории развития общества роль источников права выполняли религиозные писания. Так, церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. В настоящее время религиозные тексты потеряли прежнее значение источников права, однако не утратили его полностью. В ряде мусульманских стран по прежнему достаточно распространенными источниками права являются тексты священных мусульманских религиозных книг. Основным источником мусульманского права является кодекс религиозных и этических норм – КАРАН.

52.Сформулируйте понятие нормативного правового акта. Определите виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь.

В законе РБ о НПА дано следующее определение НПА:

НПА – это официальный документ в установленной форме, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством РБ процедуры содержащей общеобязательные правила поведения расчитаные на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение.

К видам НПА относятся:

  • Конституция РБ – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

  • Решения Референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканскими или местными референдумами.

  • Программный закон – это закон, принимаемый в установленном Конституцией РБ порядке и по определенным ею вопросам.

  • Кодекс РБ (кодифицированный НПА) - это закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

  • Закон РБ – это НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

  • Декрет Президента РБ – это НПА главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией РБ на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий, либо в случаях особой необходимости (времени декрета) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Декрет Президента РБ № 9 от 7.12.2009 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности».

  • Указ Президента РБ – это НПА главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Указ Президента РБ №86 от 20.02.2012 года “Аб узнагароджанні мнагадзетных маці Ордэнам маці».

  • И другие. Закон о НПА, статья 2.


В общей теории права существует несколько классификаций НПА:

  • По принадлежности к той или иной отрасли права НПА подразделяются на НПА уголовного, гражданского, семейного, трудового и других отраслей права.

  • По субъектам, которые принимают НПА они подразделяются на:

  • Акты государственных органов.

  • НПА общественных организаций.

  • НПА органов местного управления и самоуправления.

  • НПА народа, принятые на референдуме.

  • По юридической силе НПА подразделяются на законы и подзаконные акты.

  • По территории действия НПА подразделяются на акты действующие:

  • На территории всего государства (Конституция, Кодекс).

  • На части территории государства (решения местных органов).

  • По кругу лиц, на которых распространяются НПА, они подразделяются на:

  • Всех субъектов права.

  • Распространяющиеся на часть субъектов права (закон о правах ребенка).

  • Распространяющиеся на одного субъекта права (закон о Конституционном суде РБ).

  • По времени действия НПА бывают постоянными и временными.

НПА обладают следующими признаками:

  • Выражают государственную волю народа.

  • Содержат юридические нормы.

  • Издаются компетентным органом государства.

  • Носят государственно властный характер.

  • Обладают юридической силой.

  • Документально оформлены.

  • Охраняются государством.


53.Охарактеризуйте законы и подзаконные акты.

Закон – это НПА, принятый в особом порядке органами законодательной власти или Референдумом, который выражает волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В современной юридической науке термин «закон» употребляется двояко – как юридический НПА высшего органа власти, принятый Парламентом в особом порядке и как нормативный акт или юридический документ любого органа государства, который содержит юридические нормы и обязательные правила поведения. Имеются различные концепции закона. Так, в странах англо-саксонского права закон имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле под законом понимают любую писаную или неписаную норму, которая подлежит защите в судебном порядке. А в узком смысле понимают только лишь акт Парламента. В странах романо-германского права (РБ) различают понятия «закон в материальном смысле» (то есть всякую норму, принятую государственными органами независимо от форм ее изложения) и понятие «закона в формальном смысле» (то есть акт высшего представительного органа, обладающего юридической силой, а так же конституционные, программные законы, законы-декреты, чрезвычайные законы).

Законы занимают центральное место в системе НПА РБ. Это связано с основными признаками закона:

  • Они принимаются только высшими законодательными органами государства или народом на Референдуме.

  • Они принимаются в особом процессуальном порядке, предусмотренном Конституцией РБ.

  • Как правило, они являются актами высшей юридической силы (это означает, что содержание других НПА не должно противоречить закону).

  • Они регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения.

Законы РБ подразделяются на:

  • Конституция.

  • Программные законы.

  • Кодексы.

  • Обычные законы.

Определения смотри вопрос два.

Все эти законы имеют разную юридическую силу. Наивысшей силой обладает Конституция. Все иные акты должны приниматься на основе и в соответствии с Конституцией. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к остальным законам. Так, гражданский кодекс РБ имеет большую юридическую силу по отношению к иным кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Подзаконный НПА - это акт компетентного органа, издаваемый на основе закона для конкретизации и развития положений закона.


Подзаконный НПА – акт компетентного органа, изданный на основе и во исполнение закона и содержащий юридические нормы.

Подзаконные НПА принимаются на основании законов в целях их конкретизации и поэтому их называют подзаконными НПА.

Основными признаками подзаконных НПА являются:

  • Принимаются на основании закона и во исполнение закона, не противоречат предписаниям закона.

  • Воспроизводят, конкретизируют и дополняют нормы закона.

  • Их юридическая сила предопределяется нормативно закрепленным положением определенного органа, издающим эти акты.

  • Отличаются возможностью в сравнении с законом, быстрее реагировать на существенные изменения действительности.

  • Характеризуются неоднородностью, различными наименованиями, различной юридической силой и формами издания.

Выделяют следующие виды подзаконных НПА: указы и распоряжения Президента; постановления правительства, приказы, инструкции, положения Министерств, ведомств, государственных комитетов; решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, а так же органов местного самоуправления; локальные НПА (они принимаются управлениями и отделами исполнительно-распорядительных органов и обычно принимают форму приказов и инструкций, так же могут приниматься руководителями предприятий и учреждений и распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций).

В числе подзаконных НПА большей юридической силой после законов обладают указы Президента РБ, если они изданы на основе закона.

54.Обозначьте пределы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

НПА действуют в известных пределах, определяемых во времени, пространстве и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

Действие НПА во времени в РБ:

Как правило, НПА действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего НПА или его частей. В этом случае, в НПА (в его части) должны быть указаны срок действия НПА или события при наступлении которого НПА утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в НПА события, НПА (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения указанного срока, государственный орган (должностное лицо) принявший (издавший) НПА, может принять решение о продлении действия НПА (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера