Файл: Право граждан на социальное обеспечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Право социального обеспечения

Тема «Право граждан на социальное обеспечение»

Выполнил: студент ЮНУ-120(2)

Логвиненко Артём Константинович

Город: НСО, г. Татарск, ул. Ленина д.99 кв.37

Омск 2023
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и содержание права человека и гражданина на социальное обеспечение……………………………………………………………………….5

2.Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение…………………………9

1.1. Общая характеристика гарантий права на социальное обеспечение………………………………………………………………………10

3. Проблемы реализации права на социальное обеспечение отдельных категорий граждан……………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………..16

4. Список использованных источников ………………………………...18

ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. п. 1, 2 ст. 7, п. 1 ст. 38, ст. 41, а также ст. 38) право на социальное обеспечение - одно из основных прав человека и гражданина [1]. Оно адресовано всему населению, сопровождает каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, ибо в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его смерть, болезнь, старость, безработица, нуждаемость в социальной поддержке во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него.

Таким образом, в системе социального обеспечения осуществляется реализация важнейших конституционных прав гражданина. В связи с этим можно выявить актуальность выбранной темы, которая обусловлена тем, что законодательство о социальном обеспечении − одна из наиболее сложных и нестабильных отраслей российского законодательства.

Основная причина этого - в бессистемном развитии отраслевого нормативного массива, отсутствии единого кодифицированного акта. В настоящее время существуют различные проблемы, однако в настоящей работе не представляется возможным раскрыть все вопросы в сфере конституционных прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. В связи с этим остановимся на следующих правовых проблемах: Неопределенность правового понятия «социальное обеспечение» требует конкретизации в действующем законодательстве.


Конституция РФ в должной мере не учитывает сущность и содержание конституционного права на социальное обеспечение, нуждающегося в первоочередной защите и наделении конституционными и законодательными гарантиями, со стороны государства. Отсутствие кодифицированного акта о социальном обеспечении. Отсутствие концептуального подхода к формированию отраслевого законодательства обусловливает многочисленные дефекты правовых нормативных актов, их низкую эффективность, что на практике приводит к нарушениям прав граждан на социальное обеспечение.

Целью настоящего исследования является выявление и предложение рекомендаций для решения теоретических и практических проблем в области конституционных прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. Для решения указанных выше правовых проблем были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и содержание права человека и гражданина на социальное обеспечение.

2. Исследовать Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение

3.Исследовать реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение.

4. Выявить проблемы реализации права на социальное обеспечение отдельных категорий граждан

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение.

Предмет исследования выступают конституционные нормы, а также положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие общественные отношения между субъектами в процессе реализации конституционного права на социальное обеспечение.

1 Понятие и содержание права человека и гражданина на социальное обеспечение

Личные конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Эти права связаны с индивидуализацией личности, частной жизнью человека. Важным является право на защиту и охрану достоинства личности. Отмечается, что одним из обязательных признаков социального государства является конституционное закрепление социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту [1].



Одним из обязательных признаков социального государства является конституционное закрепление социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту. Учитывая сущность и содержание конституционного права на социальное обеспечение, нуждающегося в первоочередной защите и наделении конституционными и законодательными гарантиями, со стороны государства, предлагается внести изменения в части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, изложить их в следующей редакции: [1].

1. Каждый имеет право на социальное обеспечение при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, беременностью и родами и в иных случаях, установленных федеральным законом [2].

2. Государственные пенсии, социальные пособия устанавливаются законом. Размер пенсии в совокупности с иными видами социального обеспечения не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума. Социальные права представляют собой составную часть, звено всей системы конституционного регулирования положения личности, как в социальной сфере, так и во всех остальных областях человеческой жизни, их необходимо рассматривать в органическом единстве и взаимосвязи с другими правами, то есть в единой системе прав и свобод личности. Осуществление личных (гражданских) и политический прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей.

Большое внимание уделено отличию конституционных социальных прав человека и гражданина от личных и политических прав.

Отмечается, что в основе социальных прав лежат потребности человека в средствах, обеспечивающих его нормальную жизнь в обществе. Эти права способствуют наиболее полному удовлетворению растущих материальных потребностей всех людей. Существенное отличие природы социальных прав от гражданских и политических прав связано с позицией и ролью государства в их признании и обеспечении. Практическое использование их требует установления особых критериев, количественной меры практически в каждом конкретном случае.

Социальные права человека - совокупность конституционных прав человека или гражданина, которые дают ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях различных материальных благ.

К социальным правам человека относят:


право социального обеспеченья, право на образование, право на защиту здоровья и медицинскую помощь, особые права инвалидов и детей, право на жилище [3].

Особое место в регулировании вопросов социального обеспечения граждан занимают постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционные права и свободы - важнейшая составная часть системы всех принадлежащих гражданам России прав и свобод. По сравнению с другими правами и свободами, возникающими и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, конституционные права и свободы устанавливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституции [1].

Особые юридические свойства основных прав, свобод и Конституционных прав составляют основу правового статуса личности, обуславливают все другие права, закрепляемые иными отраслями права, основные права и свободы принадлежат каждому человеку и гражданину. В основном законе государства, имеющем высшую юридическую силу.

В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражданина.

Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ:

Права и свободы граждан РФ предоставляются им на основании гражданства РФ, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства.

Права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ. Классификация основных прав и свобод может осуществляться в зависимости: от субъекта (принадлежащие любому человеку или только гражданину).

От характера субъекта (индивидуальные и коллективные).

От содержания (личные, политические, экономические, социальные, культурные).

В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 декабря 1948 г [4].


2 Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение
Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека [5].

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния [6].

Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Наряду с этой Конституцией Российской Федерации предусматривается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительность. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, то есть созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др. [7].

Основные законодательные акты:

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8].

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [6].

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» [9].

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» [2].
1.1 Общая характеристика гарантий права на социальное обеспечение
«Право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм, правовых институтов и подотраслей, регулирующих отношения между лицами, застрахованными по обязательному социальному страхованию или нуждающимися в государственной социальной поддержке, помощи и социальном обслуживании, с одной стороны, и государственными органами Российской Федерации и субъектов РФ, органами местного самоуправления - с другой, по материальному обеспечению из государственных внебюджетных социальных фондов или за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ [10].