Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
На территории РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом. Важно отметить, что в соответствии со ст. 38 Конституции материнство, детство и семья находятся под особой защитой государства.
Таким образом, социальное обеспечение - это забота государства о своих гражданах, которые по независящим от них причинам не могут иметь достаточно средств к существованию.
Социальное обеспечение явление общественной жизни можно рассматривать в следующих аспектах:
1.Это экономическая категория. Один из способов распределения материальных благ между членами общества.
2.Это одна из основных внутренних функций государства.
3.Это социальная категория, которая гарантирует человеку сохранение статуса полноценного члена общества в тех случаях, когда он по независящим от него причинам нуждается в социальной помощи и государственной поддержке;
4.Это правовая категория, которая означает субъективное право на оказание государственной помощи, и правовой механизм, закрепляющий организационно-правовые способы осуществления социальным обеспечением, порядок образования соответствующих финансовых систем, систем управления социальным обеспечением и порядок социальным обеспечением виды и условия предоставления социальной помощи, механизм защиты нарушенных прав;
5.Это самостоятельная отрасль российского права, система правовых норм.
При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].
Нормы права социального обеспечения адресованы всему населению. Они сопровождают каждого человека с момента рождения и до конца его жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, болезнь, старость, смерть, безработица, нуждаемость в социальной поддержке в силу обстоятельств, не зависящих от самого человека.
3 Проблемы реализации права на социальное обеспечение отдельных категорий граждан
Социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах [1]. Для уяснения природы социального государства необходимо иметь в виду его обязанность оказывать социальные услуги населению. Но это не повсеместная опека над гражданами, а создание благоприятных правовых и организационных возможностей для того, чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи. Права на труд и отдых, защита семьи, материнства и детства, права на социальное обеспечение, на жилище, на образование, закрепленные в Конституции, содержат обширную социальную программу и требуют от государства не только признания, соблюдения и защиты как гражданские и политические права, но и положительной деятельности по реализации этой программы, основные направления которой отражены в общей конституционной формуле социального государства [1].
Таким образом, к сожалению, на современном этапе в России существует ряд проблем значительных для населения:
1. Низкий уровень социального обеспечения для большинства старых и нетрудоспособных граждан и маленькие размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат [11].
2. Самая главная проблема по нашему мнению - это то, что реализация социальных прав граждан требует постоянного, а не разового вмешательства государства, высокой степени активности в обеспечении производства и распределении материальных средств, государственного программирования и в установленных законом формах - управления ею для обеспечения социальной жизни [10].
3. Целесообразно обратить внимание также на такую проблему, как несовершенство законодательной базы:
а) неконкретность понятия субъективного права, то есть незакрепленное единое понятие,
б) проблема в соотношении субъективных и прав человека, так как не все субъективные права есть права человека; многообразие принципов права социального обеспечения,
в) принципы права социального обеспечения должны быть актуальны и удовлетворять требования населения на современном этапе развития, а некорректность законодательной базы затрудняет четко разграничивать понятие, принципы субъективных прав.
Право социального обеспечения, будучи регулятивной отраслью права, регламентирует именно регулятивные (позитивные) процедуры (порядок назначения пенсии, установления стажа и т.д. [8].
Материальные нормы права социального обеспечения, предусматривающие право на тот или иной вид социального обеспечения, могут быть приведены в исполнение только в случае законодательного закрепления процедуры их реализации, иначе они останутся декларациями.
В условиях современной России данная проблема приобретает особую остроту, что обусловливает необходимость ее тщательного исследования. Такое значение правовых процедур в праве социального обеспечения объясняется тем, что нуждающиеся лица, имеющие право на тот или иной вид социального обеспечения, собственными действиями не способны реализовать указанное право, как, например, собственник имущества.
Право на конкретный вид социального обеспечения реализуется через действия управомоченного субъекта (нуждающегося лица) и действия специальных органов, уполномоченных государством осуществлять процедуру назначения и предоставления того или иного вида социального обеспечения: право на социальное обеспечение является правом притязания, т.е. его реализация возможна лишь через деятельность государства в лице соответствующих органов.
Так, сначала нуждающееся лицо должно обратиться в соответствующий орган (организацию) с заявлением и необходимыми документами указанный орган должен принять данные документы, проверить наличие основания и условий для получения того вида социального обеспечения, на которое претендует обратившийся субъект, и вынести решение о назначении этого вида социального обеспечения (при наличии соответствующих основания и условий) или об отказе (при их отсутствии) [6].
Процедуру реализации права на конкретный вид социального обеспечения можно рассматривать как макропроцедуру, состоящую из микропроцедур, которые соотносятся между собой как целое и его части.
Положение в России усугубляется также тем, что системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения делают эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается.
Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.
Таким образом, в современной России наблюдается ряд проблем в обеспечении реализации субъективных прав граждан на социальное обеспечение - излишняя декларативность правовых норм приводит к тому, что нарушение законодательных установлений не всегда влечет за собой на соответствующей ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование конституционного права граждан на социальное обеспечение в системе комплекса прав человека и гражданина, позволило сделать следующие выводы и предложения по совершенствованию законодательной базы в области реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение [1].
В современном обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации и находят свое подтверждение в социальной политике.
Конституционные социальные права - это совокупность конституционных прав человека, гарантирующих ему достойную жизнь и социальную защищенность, обеспечивающих оказание ему государством поддержки и помощи в трудной жизненной ситуации.
Конституционное право на социальное обеспечение имеет важное значение для развития личности, общества, государства. Конституционные принципы права человека на социальное обеспечение представляют собой право на обеспечение при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, беременностью и родами и в иных случаях, установленных федеральным законом. Реализацию и защиту конституционного права на социальное обеспечение обеспечивают следующие органы: законодательные, исполнительные и судебные, органы, реализующие государственные функции по признанию, соблюдению и защите права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение [1].
Механизм реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение характеризуется создание благоприятного правового поля для развития добровольного социального страхования, благотворительности и дополнительных негосударственных форм социального обеспечения позволит дополнить усилия государства по созданию достойного уровня жизни лиц, нуждающихся в социальном обеспечении [12].
Основные проблемные вопросы государственного управления земельным фондом, обозначенные во введении, и предложения по их разрешению приведены ниже [13].
Вследствие того, что действующее законодательство не раскрывает понятия «социальное обеспечение», хотя однозначное понимание этого понятия важно для нормотворческой и правоприменительной деятельности, так как от этого зависят точность его употребления в нормативных правовых актах, их правильное понимание и применение, то представляется возможным дополнить часть 1 статьи 39 Конституции РФ следующим содержанием [1].
«Социальное обеспечение - это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, беременностью и родами и в иных случаях, установленных федеральным законом, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 04.07.2020. – № 144.
2. Федеральный закон: «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изм. 01.07.2021 N 267-ФЗ)//Российская газета. – № 142. – 23.07.1999.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48, ст. 4563,
4. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1995. –5 апр.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О страховых пенсиях»// Российская газета, N 296, 31.12.2013.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.