Файл: Специальность 26. 02. 02 Судостроение Квалификация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский индустриальный колледж

 

Специальность: 26.02.02 «Судостроение»

Квалификация: техник

                                                                          

                          

Допущен(а) к защите

заведующий отделением судоремонта и

электроэксплуатации________/Л.И. Кулиш/

«______»____________2022 г.

                            

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: Разработка проекта экспериментальной аварийно-спасательной подводной лодки с ядерной энергетической установкой

 

Студенты: Чернушенко Валерий Викторович, Хрылёв Артём Андреевич, Поднебесных Данил Анатольевич

                                                             (фамилия, имя, отчество)

 

Курс: 4 Группа № 405

 

  Работа выполнена: «_______»   _________2022г.       __________________                            (подпись студента)

Руководитель ВКр: Кравцов Эдуард Васильевич, преподаватель ГАПОУ МО «МИК»

____________________________________/______________/_________________________

  (Ф.И.О., должность) (подпись) (дата)

 

Консультант

по организационно-экономической части: Сайчик Татьяна Николаевна, преподаватель ГАПОУ МО «МИК» ________/____________________/______________________________

  (Ф.И.О., должность)                      (подпись)                                       (дата)

Консультант по нормоконтролю: Луконина Анна Юрьевна, преподаватель ГАПОУ МО «МИК»___________________/___________________/________________________________

  (Ф.И.О., должность)                         (подпись)                                       (дата)

 

Рецензент: Богатько В.В. _____________________________________________________________________________

________________________/___________________/_________________________________

    (Ф.И.О., должность, место работы) (подпись) (дата)

 

г. Мурманск,

2022 г.

Содержание..............................................................................................................3


Введение……………………………………………………………...……………4

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ПЛ………..….………….6

1.1 Исторические данные……………………………………………………...….6

1.2 Борьба за живучесть ПЛ………………………………………………......…13

1.2.1.Устройства для обеспечения спасения силами СПАСР………………....13

1.2.2.Спасение экипажей подводных лодок “сухим” способом……………...13

1.3 Спасательная подводная лодка «Ленок»…………………………...…....….20

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ ПЛ……….………………….24

2.1 Определение архитектуры………….…………………………..….………..24

2.2 Определение главных размерений ПЛ...........................................................26

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧАСТКА СБОРОЧНЫХ РАБОТ ………………….....................................................................................................32

3.1.Расчёт трудоёмкости.......................................................................................32

3.2.Стапельное расписание. Размещение производства на стапеле.................33

3.2.1.Стапельное расписание................................................................................33

3.2.2.Размещение производства на стапеле.........................................................33

3.3.График нарастания технической готовности ПЛ..........................................34

3.4.Разделение корпуса на сборочные единицы.................................................38

3.4.1.Прочный корпус (ПК)..................................................................................38

3.4.2.Наружный корпус (НК)................................................................................40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................43

ВВЕДЕНИЕ

Атомную энергию для подводного кораблестроения начали использовать в 50-х годах ХХ века. Атомный источник дает энергию в неиссякаемом количестве, при этом не требуя запасов кислорода, что идеально подходит для питания подводных лодок.

Ранее существовало две основных проблемы подводного судостроения – это малая скорость хода, а также короткое время нахождения в воде. Внутри лодки от количества кислорода в воздухе напрямую зависело время пребывания под водой. Эта проблема, а также малые мощности энергетической установки и затрудняли прогресс в данной области. Часть этих проблем решалась путем повышения вместительности аккумуляторов, мощности электродвигателя, увеличивался запас кислорода.

Проблема подводного плавания занимала умы людей со времен глубокой древности. Однако практическое ее решение зависело в первую очередь от уровня развития науки и техники.

В России впервые созданием подводного судна занялся уроженец подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Никонов, подавший в конце 1718 года челобитную основателю российского флота Петру Великому. Первую модель «потаенного судна» заложили в марте 1720 года. Идеи, заложенные в проекте «потаенного судна» значительно опередили уровень техники начала XVIII века. Символично, что строительство подводного судна велось на территории «Галерного двора», входившего в то время в состав Главного Адмиралтейства, правопреемником которого является предприятие — «Адмиралтейские верфи».


Лишь спустя два столетия «Адмиралтейские верфи» (тогда завод им А. Марти) вплотную приступили к строительству подводных лодок. Первые из них стали Щ-102 и Щ-103, заложенные в марте 1932 года и переданные на достройку Балтийскому заводу. Но уже в ноябре закладывается Щ-305 —

головная подводная лодка V бис серии, которая полностью строится и сдается заводом.

В настоящее время в состав ВМФ РФ входят 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 27 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подводных лодок, 8 атомных подводных лодок специального назначения и 1 дизельная подводная лодка специального назначения.

Мы взяли данную тему из-за ее актуальности в наше время, так как проблема выполнения аварийно-спасательных работ требует особого внимания, более всего это проявляется на море, внутренних водоемах и континентальных шельфах.

Целью дипломного проекта является создание проекта аварийно-спасательной (поисковой) подводной лодки с ядерной электрической установкой. В процессе выполнения поставленной задачи необходимо показать полезность данной работы и ее актуальность в наше время.

Задачи выпускной квалификационной работы:

- Изучить исторические аспекты производства;

- Разработать архитектурно-конструктивный вид ПЛ;

- Определить главные размерения;

- Рассчитать материалы для изготовления корпуса и корпусных конструкций.

Объектом изучения были взяты такие подводные лодки как:

  1. проект дизель-электрической подводной лодки «Ленок» №940

  2. проект десантно-транспортной атомной подводной лодки № 748

  3. проект атомной подводной лодки «Акула» № 941

Данные подводные лодки были взяты в качестве основы для нашего проекта. К примеру, из проекта №941 были взяты основная и резервная энергетическая установка, и материалы корпуса, из проекта №748 были взяты идеи компоновки и размещение балластных танков, из проекта №940 были взяты модели спасательных аппаратов и водолазный комплекс.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ПЛ

    1. Исторические данные


Оснащение подводных лодок ядерными энергетическими установками явилось качественным скачком в развитии подводного плавания. Появление таких кораблей как бы увенчивает многовековую историю подводного плавания.

Мысль о возможности подводного плавания зародилась еще в XIII столетии. Попытка создать подводное судно была сделана гениальным художником, ученым и изобретателем Леонардо да Винчи во второй половине XV века.


В 1620 г. относительно большое подводное судно было построено в Англии и испытано на реке Темзе голландским механиком Корнелием Ван Дреббелем. Идея использовать подводное судно для военных целей возникла в 1718 г. у русского крестьянина Ефима Никонова. Это было «потаенное судно», построенное в 1 в 1724 г. и предназначавшееся для разрушения днищ шведских кораблей, становившихся на якорь у наших берегов. В 1776 г. американец Давид Бюшнель построил маленькое подводное судно, вооруженное миной, на котором была предпринята попытка уничтожить стоявший на якоре корабль. В 1864 г., во время гражданской войны между Северными и Южными штатами Америки небольшое полуподводное судно южан, двигавшееся при помощи гребного винта с ручным приводом, успешно атаковало и потопило стоявший на якоре корабль северян «Хаусатоник».


Однако этот первый успех еще не свидетельствовал о превращении подводных судов в боевые корабли, поскольку их оружие - подводимая под корпус корабля мина - было примитивным и ненадежным. Мускульная сила экипажа, использовавшаяся для движения судов, обеспечивала лишь кратковременное плавание под водой при самой малой скорости хода. Уже тогда стало ясно, что без применения мощного источника механической энергии невозможно разрешить проблемы подводного плавания.

Во второй половине XIX века начались настойчивые поиски механического двигателя для подводного хода. Так как паровая машина оказалась непригодной для этих целей, то изобретатели пытались конструировать пружинные, пороховые, пневматические и прочие двигатели, для работы которых не требуется сжигание топлива. Некоторые подводные суда с подобными двигателями были построены, но практического значения не имели, так как являлись исключительно тихоходными и могли двигаться под водой в течение очень короткого промежутка времени.

Появление аккумуляторов позволило создать подводные электрические суда с повышенной скоростью хода и большей длительностью плавания под водой. Однако только после того, как на подводных судах появились два типа двигателей (внутреннего сгорания для надводного хода и электродвигатели - для подводного) и была изобретена торпеда, возникли предпосылки для создания боевых подводных кораблей.

К началу русско-японской войны в составе русского и японского военно-морских флотов имелись подводные лодки
, но низкие тактико-технические данные кораблей помешали воевавшим сторонам использовать в бою это новое оружие.

Накануне первой мировой войны военно-морские флоты Англии, Франции, России, США, Японии, Германии, Австро-Венгрии и Италии насчитывали в общей сложности 265 подводных лодок, однако половина из них устарела и была непригодна к боевым действиям. Наиболее совершенным

подводным кораблем в то время являлась русская подводная лодка «Акула», построенная по проекту И. Г. Бубнова.

В годы первой мировой войны все воевавшие государства форсировали строительство подводных лодок, но наиболее интенсивно оно велось в Германии, начавшей неограниченную подводную войну и построившей 369 подводных лодок; остальные страны за тот же период построили 294 лодки.

Подводные лодки периода первой мировой войны имели водоизмещение примерно 250-900 т, мощность двигателей надводного хода 600-2500 л. с., подводного хода 400- 1600 л. с. Такие двигатели обеспечивали лодкам максимальную скорость хода в надводном положении 12-18 узлов, в подводном - 7-10 узлов, дальность плавания на этих скоростях в надводном положении до 2000 миль и в подводном - до 10 миль. К концу войны Германия построила четыре крейсерских лодки водоизмещением около 2600 т, с дальностью плавания экономическим надводным ходом до 15 000 миль.

B первую мировую войну подводные лодки находились в море, главным образом, в надводном положении. Они погружались лишь для атаки или для уклонения от кораблей и самолетов противника. Даже в конце войны время пребывания подводных лодок под водой составляло не более 5-7% от общего времени нахождения их в море. Тем не менее, действия подводных лодок были весьма эффективными: за четыре года войны подводные лодки воевавших стран потопили более 180 боевых кораблей (в том числе 35 линкоров и крейсеров) и до 7000 транспортов общим тоннажем около 15000000 т. Погибло за то же время менее 300 подводных лодок, суммарный тоннаж которых составил всего 150 000 т. Сравнительно небольшие потери подводных лодок объясняются тем, что противолодочные средства оказались эффективными лишь на последнем этапе войны.

К началу второй мировой войны 1939-1945 гг. в составе военно-морских флотов крупных морских капиталистических держав имелось 482 подводные

лодки. По отношению к суммарному тоннажу военно-морских флотов тоннаж подводных лодок составлял: в Англии 3,3%, в США 4%, в Японии 7,9%, в Германии 12,5% и в Италии 15,7%. Эти данные свидетельствуют, что страны фашистского блока уделяли больше внимания развитию своих подводных сил, чем Англия и США.