Файл: Специальность 26. 02. 02 Судостроение Квалификация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 – спасательный колокол; 2 – комингс-площадка; 3 – лебедка; 4 – верхняя крышка люка; 5 – шахта входного люка

Рис. 1 - Спасение подводников спасательным колоколом



1 – входной люк; 2 – диван; 3 – светильники; 4 – электрощит; 5 – клапан; 6 – переходный люк; 7 – пульт управления; 8 – предохранительный клапан; 9 – шлюз; 10 – иллюминатор; 11 – откидное   сиденье; 12 – электрогрелка ЭГГ-10

Рис. 2 - Поточно-декомпрессионная камера ПДК-2

 

СПА могут производить работы в районе комингс-площадок (перерезание и присоединение тросов, отворачивание маховиков клапанов и гаек, доставку и присоединение гибких трубопроводов, перекладку грузов). Без подзарядки аккумуляторных батарей аппарат может осуществить 2…3 рейса. В настоящее время на вооружении СПАСР ВМФ имеется несколько типов спасательных подводных аппаратов. Приведем тактико-технические характеристики одного из них. Габариты 12×3, 48×4, 87 м, объем – 46 м3, глубина погружения – 500 м, скорость – 3,5 узла, дальность плавания – 18 миль, экипаж – 3 человека, число спасаемых за 1 рейс

– 16…20 человек. Действие личного состава ПЛ при спасении с помощью СПА (СК) заключается в следующем: – после посадки на комингс-площадку СПА (СК) по команде руководителя спасательных работ слить воду в трюм из выгородки спасательного люка и камеры присоса (предкамеры СК) через трубопровод осушения комингс-площадки; – выровнять давление в шахте люка с давлением в камере присоса аппарата через клапан выравнивания давления спасательного люка; – убедиться в отсутствии воды в люке и открыть нижнюю крышку люка; – выровнять давление в отсеке с давлением в камере присоса через клапан выравнивания давления с двойным приводом; – помочь оператору СПА (СК) открыть верхнюю крышку люка; – в порядке установленной очередности под руководством оператора разместиться в СПА (СК). Оставшийся на ПЛ личный состав должен закрыть и задраить верхнюю и нижнюю крышки люка, проверить приведение в исходное положение системы осушения комингс-площадки и шлюзования, клапана выравнивания давления спасательного люка. После приема личного состава в СПА (СК) закрывается крышка люка камеры присоса СПА (предкамеры СК). СПА (СК) всплывает с комингс-площадки аварийной подводной лодки и доставляет подводников на спасательное судно или спасательную подводную лодку. Использование СПА или СК возможно при давлении в отсеке ПЛ до 6 кг/см2. Создание давления в отсеке СПА или СК, равное давлению в отсеке ПЛ, может производиться средствами СПА или СК. Если в СПА (СК) было поднято давление, то после подъема их на поверхность аппарат (СК) присоединяется к барокомплексу или барокамере спасательного судна и подводникам проводится декомпрессия по выбранному режиму.


 

 
а) продольный разрез; б) план

1 – вертикальные и горизонтальные стабилизаторы; 2 – кормовая диффе-рентная цистерна; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – второй отсек; 5 – первый отсек; 6 – входной люк с ограждением; 7 – надводный перископ; 8 – гидроакустический преобразователь аппаратуры наведения; 9 – пульт управления движением снаряда; 10 – подводный перископ; 11 – винты лагового перемещения; 12 – средняя дифферентная цистерна; 13 – носовые дифферентные цистерны; 14 – манипулятор камеры присоса; 15 – глубоководный светильник; 16 – винты вертикального перемещения; 17 – гидронасосы движительного комплекса; 18 – уравнительная цистерна; 19 – электродвигатель движительного комплекса; 20 – винты горизонтального перемещения

Рис. 3 - Спасательный подводный аппарат
Подъем аварийной подводной лодки производится с целью:

 – спасения личного состава, находящегося в отсеках;

 – восстановления ПЛ для дальнейшего ее использования по прямому назначению;

 – разделки корпуса ПЛ на металлолом и использования ее механизмов и систем;

 – очистки акватории порта или фарватера;

 – выявления причины аварии.

При наличии в отсеках АПЛ личного состава подъем должен быть выполнен в возможно короткие сроки. На протяжении всего периода подъема на АПЛ проводятся мероприятия для поддержания условий существования личного состава. Со специальных спасательных судов на аварийную ПЛ по шлангам подается воздух для вентилирования отсеков-убежищ, ВВД для пополнения запасов АПЛ и последующего продувания неповрежденных ЦГБ.

Аварийная подводная лодка может быть поднята на поверхность:

 – путем продувания ЦГБ;

 – с помощью понтонов, прикрепленных к АПЛ в специальных местах;

 – с помощью подъемных стропов плавкранами, киллекторами;

 – комбинированно с использованием всех средств.
1.3. Спасательная подводная лодка «Ленок»
Как пример можно привести спасательную подводную лодку проекта «Ленок»

20 сентября 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее строительство спасательной подводной лодки. Полученный опыт государственных испытаний и опытной эксплуатации подводной лодки проекта 666 позволил конструкторам во главе с главный конструктор Б. А. Леонтьевым в 1969 году создать технический проект, минуя эскизную стадию. К 1972 году ЦКБ «Лазурит» разработало рабочие чертежи спасательной подводной лодки (СПЛ) проекта 940 (шифр «Ленок»), а завод


имени Ленинского комсомола приступил к ее строительству (главный строитель Л. Д. Пиков).

Основной особенностью спасательных подводных лодок «Ленок» являлось наличие специальных средств, предназначенных для выполнения спасательных и водолазных работ.

Это были: — два носимых подводной лодкой самоходных спасательных снаряда (СПС) проекта 1837, представлявшие собой сверхмалые подводные лодки, предназначенные в первую очередь для эвакуации личного состава аварийной ПЛ путем их приема в снаряд и транспортировки их на СПЛ с глубин до 500 м (водоизмещение – 46 т., глубина погружения – до 500 м., скорость хода – 1,5 -2 узл., экипаж – 3 чел., вместимость – 16 чел., дальность плавания – 16,5 миль);

— водолазное снаряжение для обеспечения работы водолазов на глубинах до 300 м методом длительного их пребывания на глубине;

— комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК) и отсека длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и последовательного вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим режимам декомпрессии, а также длительного, до 30 суток, пребывания в ОДП 6 водолазов (акванавтов) в условиях искусственной среды при повышенном давлении (до 30 кг/см2) и проведения, в случае необходимости, лечебной рекомпрессии водолазов и спасенных подводников, а кроме того, спасения «мокрым» способом с последующей декомпрессией 50 подводников с аварийной подводной лодки.

Успешные испытания спасательной подлодки проекта 666 подтвердили эффективность целого ряда установленных на ней устройств для спасения экипажа и позволили рекомендовать их к внедрению на новых спасательных субмаринах.

В 1967 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление, предусматривающее строительство спасательной подводной лодки, оснащенной двумя спасательными аппаратами.

Благодаря ранее полученному опыту, ЦКБ «Лазурит» миновало эскизную стадию и разработало технический проект, а к 1972 году — рабочие чертежи новой спасательной субмарины проекта 940 с шифром «Ленок».
  В феврале 1974 года на стапеле судостроительного завода имени Ленинского комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в торжественной обстановке произошла закладка новой субмарины под наименованием БС-486. Уже через год, в сентябре 1975 года, головную подлодку переместили из стапельного цеха в спусковой док предприятия, после чего произошел ее спуск на воду.


БС-486 имела на своем борту два спасательных аппарата проекта 1837 и выглядела для своего времени довольно футуристично. Проект 940 являлся принципиально новым типом корабля в системе поисково-спасательных и подводных работ.


После того как все заводские и государственные испытания были пройдены, руководства Военно-морского флота и промышленности приняли совместное решение о передаче подлодки флоту в опытную эксплуатацию, которая должна была проводиться по специальной программе на Тихоокеанском флоте, при участии завода и проектанта.
  Во время испытаний была опробована отработка методов использования спасательных аппаратов и водолазного оборудования при спасении экипажей аварийных субмарин.
  Спасение экипажей аварийных субмарин могло происходить двумя способами: «по-мокрому» и «по-сухому». «Сухой» способ заключался в использовании двух глубоководных спасательных аппаратов, которые могли на глубинах до 500 метров совершать пристыковку к терпящей бедствие подводной лодке. «По-мокрому» использовался водолазный комплекс, работа которого могла вестись на глубинах до 120 метров.


За время всей опытной эксплуатации было выполнено около 50 всплытий и посадок спасательных аппаратов, около 1000 спусков водолазов на глубины до 200 метров, а также успешно проведена операция по групповому выводу людей (24 человека) с помощью спасательного аппарата.
  Комиссия сделала вывод, что новая субмарина, имеющая на вооружении два спасательных аппарата, является новейшим типом корабля в системе аварийно-спасательного обеспечения ВМФ, созданным впервые в практике мирового кораблестроения.
  Первый и единственный случай применения спасательной субмарины по прямому назначению произошел 21 октября 1981 года, когда рефрижераторное судно, выходя из пролива Босфор-Восточный, столкнулось с дизельной подводной лодкой С-178 (проект 613В). Подлодка получила пробоину и затонула на глубине 31 метр.


В тот момент субмарина находилась в ремонте на Дальзаводе, но ее экстренно подготовили к выходу, и уже через двое суток она была на месте аварии.
  16 подводников с аварийной субмарины выбрались через торпедные аппараты, из них шестеро самых слабых были переведены в спасательную подлодку. И именно у них, в отличие от остальных, не возникло декомпрессионной болезни.


Были и другие случаи применения субмарины, но они не были связаны с авариями на подводных лодках. Так, осенью 1977 года «Ленок» использовалась для поиска торпеды нового образца, затонувшей после стрельбы с другой подводной лодки. На следующий год БС-486 проводила операцию по поиску упавшего с крейсера проекта 68-бис «Адмирал Сенявин» вертолета и участвовала в подъеме затонувшей около Камчатки баллистической ракеты.


В 1980 году субмарина БС-486 проводила операцию по поиску самолета Як-38, который затонул в Южно-Китайском море при выполнении короткого взлета с авианесущего крейсера «Минск».
  В 1983 году БС-486 участвовала в операции по подъему черных ящиков сбитого над Сахалином «Боинга 747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines.
  Всего по проекту 949 было построено две субмарины: БС-486 (заложена в 1974-м, передана флоту в 1976-м) для Тихоокеанского флота и БС-257 (заложена в 1978-м, передана флоту в 1979-м) для Северного флота. В 1990-х обе подводные лодки были выведены из состава флота — БС-486 в 1992 году, БС-257 в 1996 году, а затем разделаны на металлолом. Часть рубки БС-257 впоследствии была установлена в качестве памятника в городе Рязань.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ ПЛ
2.1 Определение архитектуры
В ходе выбора архитектурных форм нашего проекта ПЛ, мы выявили следующие приоритеты:

  1. Безусловный приоритет подводного плавания

  2. Достижение максимально возможной скорости хода в подводном положении при заданной мощности установки

  3. Обеспечение высоких маневренных качеств во всем диапазоне скоростей хода

  4. Обеспечение оптимальных условий для работы движителя

  5. Обеспечение минимальной гидродинамической составляющей акустического поля ПЛ и помех работе собственных шумопеленгаторных станций.

В нашем проекте мы решили использовать:

  1. Многокорпусную компоновку, т.к. в нашем проекте существует необходимость хранение спасательных аппаратов в отдельных корпусах из-за их полного заполнения водой. Кроме того, многокорпусная компоновка дает выигрыш в водоизмещении и скорости погружения.

  2. Рубку со сглаженной законцовкой, т.к. при прочих равных она имеет наименьшее гидродинамическое сопротивление (рис. 4) и более проста в изготовлении нежели лимузинная.




Рисунок 4 - Сравнение гидродинамического сопротивления различных типов рубок


  1. Двухвальную компоновку, т.к. она позволяет продолжать движение даже при отказе одной из линий валопровода и обеспечивает повышенную скорость движения


2.2 Определение главных размерений ПЛ
Следующий шаг после определения архитектуры подводной лодки- это выбор ее главных размерений: длины, ширины и высоты корпуса, а также осадки корабля (L, В, Н, Т).