Файл: Специальность 26. 02. 02 Судостроение Квалификация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выбор главных размерений должен быть согласован со всеми свойствами и качествами проектируемой подводной лодки. Главные размерения должны соответствовать архитектурному типу и удовлетворять ряду требований конструктивного характера.

Специфика ПЛ накладывает определенные ограничения на выбор главных размерений, которые состоят в том, что при выбранном архитектурном типе и установленных размерах прочного корпуса длина подводной лодки уже в значительной степени определена и не может варьироваться в широких пределах. Ограничен и нижний предел ширины.

Таким образом, главные размерения связаны с формой и размерами ПК. Вследствие этого чисто аналитические методы определения главных размерений, широко используемые при проектировании надводных кораблей, не могут быть полностью применены при проектировании ПЛ, ибо результатом такого определения может явиться несоответствие наружного корпуса прочному.

По изложенным причинам главные размерения ПЛ определяются как результат построения эскиза теоретического чертежа при выбранных габаритах прочного прочного корпуса. Затем производят оценку полученных размерений с точки зрения размещения оборудования и вооружения в носовой и кормовой оконечностях, надстройке, а также основных мореходных качеств и в случае необходимости вносят изменения. Для отыскания комбинации главных размерений, наилучшим образом удовлетворяющих требованиям ТТЗ, производят в некоторых допустимых пределах варьирование главных размерений, причем, если окажется необходимым, рассматривают варианты с различными прочными корпусами (укороченными или удлиненными).

Такой метод определения главных размерений связан с большими затратами времени на вычерчивание ряда вариантов теоретического чертежа и требует известного опыта проектировщика. При построении эскиза теоретического чертежа используют приближенные формулы и статистический материал по построенным ПЛ, что позволяет быстрее найти правильное решение.

В современных условиях, когда построение и тем более варьирование теоретического чертежа производится с помощью компьютерной техники, эта задача требует значительно меньшего времени, что позволяет рассматривать большее количество вариантов.
2.2.2 Определение длины корпуса подводной лодки
У подводных лодок различают несколько длин корпуса:


  • Lпк – длина прочного корпуса

  • L0- длина непроницаемого объема в надводном положении

  • Lквл- длина при осадке по крейсерскую ватерлинию

  • Lmax- максимальная длина голого корпуса (без винта)

  • Lобщ- максимальная длина подводной лодки

В нашем проекте они составляют:

  • Lпк №1 – 129.76м.

  • Lпк №2, 3- 100м.

  • L0- 159м.

  • Lквл- 105м.

  • Lmax- 160м.

  • Lобщ- 169м.


Определение высоты корпуса

Высота киля ΔН, выбирается обычно из конструктивных соображений и составляет у двухкорпусных ПЛ ΔН1 = 0.9-1.2м. В случае необходимости увеличения запаса плавучести и невозможности увеличения ширины корпуса дополнительный запас плавучести создается за счет увеличения высоты ΔН1. При этом необходимо убедиться, что ограничения по осадке выполнены.

В нашем проекте, достаточно киля высотой 1м

Высота надстройки ΔН2, определяется из условий размещения в ней баллонов ВВД, трубопроводов, клапанов вентиляции и т.д. На торпедных ПЛ обычно высота ΔН2 = 1,0--1,5 м, на ракетных кораблях высота надстройки определяется условиями размещения оружия.

Так как в нашем проекте, вооружения не предполагается, то высота надстройки составляет 3.5 м.

Запас плавучести

В процессе проектирования любого судна или корабля определяют его размерения и коэффициенты полноты таким образом, чтобы обеспечить необходимую грузоподъемность (грузовместимость), скорость, остойчивость, а также запас плавучести и определенный уровень непотопляемости.

А.Н. Крылов отмечал, что «мерою запаса плавучести служит объем между действующей ватерлинией корабля и верхней из водонепроницаемых палуб, при этом предполагается, что наружный борт водонепроницаем»

Отсюда полный запас плавучести подводной лодки в любом надводном положении равен объему всех непроницаемых частей корпуса выше ватерлинии с одной стороны:
(1)
И объему свободных от воды цистерн главного балласта, с другой (рис. 5)
(2)
Рисунок 5 - Распределение запаса плавучести на подводных лодках


Из рис. 5 видно, что объем цистерн главного балласта, расположенный выше ватерлинии W2, входит в оба уравнения.

Следовательно,
(3)
(4)
По современным воззрениям запас плавучести должен быть минимально необходимым для выполнения требований надводной нетопляемости при удовлетворительной мореходности. Выполнение указанных выше требований обычно приводит к запасу плавучести в 25-35% нормального водоизмещения корабля для многокорпусных и 18-20% для однокорпусного и смешанного архитектурного типа ПЛ.

Балластные цистерны в многокорпусных подводных лодках располагаются в междубортном пространстве и, если позволяет конструкция, в носовой и кормовой оконечностях.

Разделение междубортного пространства на ЦГБ, а также размещение цистерн в носовой и кормовой оконечностях должно производиться таким образом, чтобы объемы их были примерно одинаковыми. Разница в объемах цистерн более чем на 30%, как правило, не допускается, что позволяет обеспечить более равномерное их заполнение или продувание.

Длина цистерн должна быть равна примерна равна половине длины среднего по протяженности отсека. Ширина междубортного пространства многокорпусных ПЛ, должна быть не менее 0,7 м, исходя из технологических возможностей приварки легкого корпуса к прочному, и других работ, выполняемых в междубортном пространстве.

Из общего количества ЦГБ на подводной лодке выделяются цистерны средней группы. Количество цистерн средней группы и их расположение по длине выбирается таким образом, чтобы обеспечить процесс всплытия ПЛ с минимальным дифферентом на корму и безопасное нахождение корабля в позиционном положении с минимально допустимым запасом плавучести и надводным бортом.

По способу обеспечения непроницаемости ЦГБ делятся на:

-кингстонные - герметичность цистерн главного балласта обеспечивается клапанами вентиляции в верхней части и кингстонами в нижней;

-шпигатные (бескингстонные) - герметичность цистерн обеспечивается только клапанами вентиляции в верхней части, а в нижней части устанавливаются шпигатные решетки.

В нашем проекте было принято решение использовать кингстонный обеспечения непроницаемости ЦГБ, из-за их высокой надежности и повышенной скорости всплытия/погружения.

Приближенно запас плавучести можно определить несколькими способами:


1. Используя статистическую информацию по построенным ПЛ- самый простой, но и самый ненадежный способ, т.к. запас плавучести зависит не

только от водоизмещения, но и многих параметров, основные из которых перечислены выше.

2. По прототипу с близкой схемой расположения оборудования и деления на отсеки. Этот метод более надежен, т.к. при этом могут быть учтены особенности проекта.

Так как наш проект был сделан на основе проекта 748, то наиболее разумно воспользоваться вторым способом и принять запас плавучести в 50 процентов.

3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧАСТКА СБОРОЧНЫХ РАБОТ
3.1.Расчёт трудоёмкости

Трудоёмкость — количество рабочего времени человека, затрачиваемого на производство единицы продукции. Трудоёмкость обратно пропорциональна показателю производительности труда (количеству продукции, вырабатываемой за единицу рабочего времени). Понятие трудоёмкости тесно связано с понятием капиталоёмкости (количества капитала, затрачиваемого на производство единицы продукции).

Расчёт трудоемкость производится по удельным нормативам трудоёмкости и представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Расчёт трудоёмкости

Наименование

Трудоёмкость, нормо-ч

Изготовление деталей корпуса

228 325

Сборка и сварка секций корпуса

730 640

Формирование корпуса на стапеле

684 975

Изготовление труб

167 193

Монтаж механизмов и трубопроводов

183 726

Достройка

27 494

Испытания

18 577

Итого:

2 040 930


3.2 Стапельное расписание. Размещение производства на стапеле
3.2.1 Стапельное расписание

 

Стапельное расписание является графической характеристикой загрузки построечных мест и достроечных набережных.

Стапельное расписание составляют в виде ленточных графиков с разбивкой цикла постройки ПЛ на следующие периоды:

  1. Заготовительный – совокупность работ цехов верфи и машиностроения, объединенная системой планово-учетных единиц (цехо-этапы, технологические комплекты) в пределах между типовыми событиями: «Начало изготовления деталей» и «Закладка на стапеле первого по счету блока произведена».

  2. Стапельный – совокупность работ цехо-этапов и технологических комплектов между типовыми событиями: «Закладка на стапеле произведена» и «Спуск ПЛ на воду осуществлен».

  3. Достроечный – совокупность работ между типовыми событиями: «Спуск осуществлен» и «Швартовные испытания (ШИ) начаты».

  4. Сдаточный – совокупность работ между типовыми событиями («ШИ начаты» и «Приемный акт подписан»).


3.2.2 Размещение производства на стапеле

 

Схема размещения производства дает представление о размещении ПЛ на стапеле в процессе постройки всей серии заказов.

При разработке схемы необходимо учитывать следующие условия:

  1. расположение ПЛ на схеме: нос – справа, корма – слева. При этом головной заказ размещается у выводных ворот кормой к воротам;

  2. по стенкам строительного дока (эллинга) должны быть предусмотрены стационарные построечные эстакады (ширина не менее 3 м), на всех ярусах которых размещаются слесарно-станочное оборудование, сварочные установки, коммуникации, испытательные стенды;

  3. между выводными воротами и кормой ПЛ предусмотреть зазор 12–20 м (мертвая зона для работы большегрузных кранов);

  4. расстояние от стенки дока до обшивки наружного корпуса ПЛ должно быть не менее 3 м (при отсутствии построечной эстакады);

  5. габариты сборочно-монтажных единиц (модулей) принимать равным 0,6 от длины отсека, в который они загружаются через открытый торец;

  6. при проведении ГИ ПК предусмотреть зоны безопасности – 15 м в нос и корму от испытываемого объема;

  7. для монтажа гребных валов (движительного комплекса) предусмотреть в кормовой части площадку размерами: L = 10 м. Аналогичная зона должна быть предусмотрена в носовой части для монтажа технических изделий.