Файл: Правила пользования раздаточной коробкой 8 Неисправности раздаточной коробки 8 Техническое обслуживание раздаточной коробки 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание








стр

1.

Устройство электрооборудования автомобиля ЗиЛ-508

4

2.

Назначение и устройство генератора автомобиля ЗиЛ-508

5

3.

Правила пользования раздаточной коробкой

8

4.

Неисправности раздаточной коробки

8

5.

Техническое обслуживание раздаточной коробки

9

6.

Устройство, конструктивные особенности, правила технической эксплуатаций молниезащиты и заземления автозаправочных станций

10

7.

Правила технической эксплуатаций молниезащиты и заземления

12

8.

Список используемой литературы

16





1.Назначение и устройство трансмиссии автомобиля ЗиЛ-131
Трансмиссия автомобиля - это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент коленчатого вала двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.

В автомобиле ЗИЛ-131 трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес.

Главная передача, дифференциал и привод ведущих колес вместе с балкой моста образуют ведущий мост. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет три ведущих моста. Через средний мост трехосного автомобиля ЗИЛ-131 крутящий момент передается на задний мост, такой средний мост называется проходным.

В трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 раздаточная коробка не устанавливается, этот автомобиль имеет один ведущий мост.

Рис.1

Трансмиссия автомобиля Зил-131.

1.-ступица переднего колеса; 2.-переднее ведущее колесо; 3.-полуось с ведущим кулаком; 4.-передний ведущий мост; 5.-дифференциал главной передачи; 6.-цилиндрические шестерни редуктора главной передачи; 7.-передний кардан привода лебедки; 8.-редуктор барабана лебедки; 9.-барабан ножного тормоза; 10.-коленчатый вал двигателя; 11.-задний кардан привода лебедки; 12.-механизм сцепления; 13.-маховик коленчатого вала; 14.-ведомый диск сцепления; 15.-ведущий диск сцепления; 16.-ведущий вал коробки передач; 17.-коробка передач; 18.-коробка отбора мощности; 19.-блок шестерен заднего хода; 20.-промежуточный вал коробки передач; 21.-ведомый вал коробки передач; 22.-кардан вала коробки передач; 23.-раздаточная коробка; 24.-стояночный тормоз; 25.-кардан вторичного вала раздаточной коробки; 26.-карданный вал привода среднего ведущего моста; 27.-кардан привода среднего моста; 28.-конические шестерни редуктора главной передачи; 29.-средний ведущий мост; 30.-среднее ведущее колесо; 31.-проходной вал редуктора среднего моста; 32.-карданный вал привода заднего моста; 33.-заднее ведущее колесо; 34.-задний ведущий мост; 35.-цапфа балки заднего моста; 36.-ведущая полуось заднего моста; 37.-непроходной вал редуктора заднего моста; 38.-ступица заднего колеса; 39.-кардан привода заднего моста; 40.-кардан проходного вала; 41.-ведущая полуось среднего моста; 42.-вал привода среднего и заднего мостов; 43.-ведущий вал раздаточной коробки; 44.-вал привода переднего моста; 45.-кардан раздаточной коробки; 46.-кардан привода переднего моста; 47.-основной карданный вал привода мостов; 48.-карданный вал привода переднего моста; 49.-кардан переднего моста; 50.-непроходной вал редуктора переднего моста; 51.-шарнир равных угловых скоростей; 52.-фланец цапфы поворотного кулака.

2.Назначение и устройство раздаточной коробки автомобиля ЗиЛ-131
Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами, она позволяет также увеличивать крутящий момент, а на автомобиле ЗИЛ-131 включать и выключать передний мост.

Раздаточные коробки устанавливаются в трансмиссиях автомобилей со всеми ведущими колесами.

Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131

Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131 - двухступенчатая, с электропневматическим включением переднего моста. Передаточное число коробки на первой передаче 2,08, на второй - 1,0. Крепится коробка на резиновых подушках четырьмя болтами к продольным балкам, которые в свою очередь, крепятся на резиновых подушках к кронштейнам поперечины рамы.

Основные части раздаточной коробки: картер 21 (рис.2) с крышками; первичный вал 8 с шестерней 9, муфтой 12 и подшипниками; вал 11 привода мостов задней тележки с шестерней 10 и подшипниками; вал 13привода переднего моста с шестернями 22, 16 и муфтами 15 и 20; механизм переключения передач, управление включением переднего моста.

Картер раздаточной коробки чугунный, разъемный. В задней части закрывается крышкой 18 на верхний люк, который закрывается крышкой, может устанавливаться коробка отбора мощности. В верхней крышке есть сапун. Контрольно-заливное 34 и сливное 35 отверстия с пробками находятся в задней крышке, сливная пробка 35 имеет магнит. Выходы валов с картера уплотняются сальниками, на вале переднего моста имеется маслосгонная шайба.

Шестерня 9 первой передачи установлена на шпонке, муфта 12 включение второй (прямой) передачи может перемещаться по шлицам вала. Шестерня 10 изготовлена заодно с валом. Между подшипниками вала 11 расположен червяк привода спидометра, шестерня привода спидометра размещается в приливе крышки заднего подшипника вала; эта крышка есть одновременно опорным кронштейном стояночного тормоза. Промежуточные шестерни 22 и 16 вращаются на вале 13 на игольчатых подшипниках. На ступицах шестерен размещается муфта 20 включения первой передачи, на ступице шестерни 16, кроме этого, размещается муфта15 включения переднего моста. Эта муфта может соединяться с зубчатым венцом, выполненным непосредственно на вале 13.

К механизму переключения передач относятся: рычаг 27 с серьгой 26, две тяги 25 и 28, стяжная пружина, два штока 4 и 6 с вилками, два фиксатора, замковое устройство 5.

Управление включением переднего моста электропневматическое. Оно включает в себя электропневматический клапан 29, пневмокамеру 1, два микро-выключателя 3 и 24, реле 31, включатель 30 и сигнальную лампу 2.


Электропневматический клапан установлен на перекладине рамы, пневмокамера закреплена на передней стенке картера, микро-выключатель 3 расположен на корпусе фиксаторов, микро-выключатель 24 находится на корпусе пневмокамеры, включатель 30 и сигнальная лампа 2 - в кабине, реле 31 - под капотом.

При включении первой передачи водитель перемещает рычаг 27 вперед, при этом рычаг поворачивается вокруг точки крепления верхней тяги 28 и нижним концом через тягу 25, шток 4 и вилку перемещает муфту 20 назад, соединяя между собой шестерни 22 и 16. При перемещении шток действует на микро-выключатель, который замыкает цепь реле 31, а оно, в свою очередь, замыкает цепь электропневматического клапана 29. Якорь электромагнита опускается вниз, при этом приоткрывается впускной 32 и закрывается выпускной 33 клапан. Сжатый воздух с пневмосистемы автомобиля поступает в пневмокамеру 1, которая через шток 17 перемещает муфту 15 назад, соединяя ее с зубчатым венцом вала 13. Крутящий момент передается из ведущего вала через шестерни 9 и 22, муфту 20 на шестерню 16, где он распределяется на шестерню 10 и вал 11 к мостам задней тележки и через муфту 15 на вал привода переднего моста.

При выключении первой передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается впускной клапан и приоткрывается выпускной, поворотная пружина пневмокамеры автоматически выключает передний мост.



Рис. 2

Устройство раздаточной коробки автомобиля ЗиЛ-131:

1.-пневмокамера; 2.-сигнальная лампа; 3,24.-микро-выключатели; 4.-шток; 5.-замковое устройство; 6.-шток с вилкой; 7.-корпус фиксатора; 8.-первичный вал; 9,22.-шестерни первой передачи; 10.-шерстерня вала привода задней тележки; 11.-вал привода задней тележки; 12.-муфта включения второй передачи; 13.-вал привода переднего моста; 14.-зубчатый венец вала; 15.-муфта включения переднего моста; 16.-шестерня второй передачи; 17.-шток; 18.-крышка картера; 19.-зубчатый венец шестерни второй передачи; 20.-муфта включения первой передачи; 21-картер; 23.-стержень; 25,28.-тяги; 26.-серьга; 27.-рычаг; 29.-электропневматический клапан; 30.-включатель переднего моста; 31.-реле; 32.-впускной клапан; 33-выпускной клапан; 34-пробка контрольно измерительного отверстия; 35-пробка сливного отверстия.
Для включения второй передачи рычаг 27 поворачивается относительно точки крепления нижней тяги 25 и через тягу 28, шток 6 и вилку перемещает муфту 12 назад, соединяя ее с внутренним зубчатым венцом шестерни 10. Крутящий момент передается из ведущего вала на вал привода мостов задней тележки.


При необходимости включить передний мост на прямой передаче (например, на скользкой дороге) цепь электромагнита замыкается принудительно выключателем 30. В этом случае крутящий момент передается на вал привода задней тележки, кроме того, через шестерни 10, 16 и муфту 15 момент передается на вал привода переднего моста.

На всех передачах при включенном переднем мосту крутящий момент распределяется пропорционально нагрузкам, которые приходятся на передний мост и мосты задней тележки.

При включении переднего моста микро-выключатель 24 замыкает цепи, и в кабине загорается сигнальная лампа 2.

Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. В картер заливается 3,3 л масла.
3.Правила пользования раздаточной коробкой

Первую передачу в раздаточной коробке необходимо включать при движении на труднопроходимых дорогах (песок, болото, снег), а также при преодолении крутых подъемов и бродов. Вторую передачу включать при движении по хорошим дорогам. Переходить с первой передачи на вторую можно при любой скорости движения, переходить со второй передачи на первую - после полной остановки автомобиля.

Включать передний мост на второй передаче в раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-131 нужно при движении на скользких дорогах. При включенной второй передаче включать и выключать передний мост можно на любой скорости.

4.Неисправности раздаточной коробки

Основными неисправностями раздаточной коробки могут быть:

1. Затрудненное переключение передач.

2. Самопроизвольное их выключение на ходу автомобиля.

3. Выкрашивание и поломка зубьев шестерен.

4. Повышенный шум при работе и сильное нагревание.

5. Подтекание масла.

1. Затрудненное переключение передач, может быть через погнутость штоков и вилок, задиры зубьев шестерен, заедание фиксаторов.

2. Самопроизвольное выключение передач, возможно через износ зубьев шестерен, ослабление крепления вилок на штоках, неисправности фиксаторов.

3. Выкрашивание и поломка зубьев может произойти при резком трогании с места нагруженного автомобиля или при включении передач с неисправным сцеплением.

4. Повышенный шум при работе и сильное нагревание, происходит вследствие недостаточного количества или малой вязкости масла
, большого износа или разрушение подшипников, поломки зубьев шестерен, неправильного регулирования сцепления.

5. Подтекание масла, из картера раздаточной коробки может быть при повреждении прокладок, износ сальников, через повышенное давление в картере.

Характерной неисправностью раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131 есть не включение переднего моста. Это может происходить через поломку микро-выключателя, погнутость штока включения первой передачи, примерзание к седлу электропневматического клапана управления, повреждение диафрагмы камеры. Также обрыву или замыканию проводов электромагнита.

Устранение выявленных неисправностей выполняется при текущем ремонте коробок заменой поврежденных деталей. При недостаточном количестве масла его уровень приводится к норме.
5.Техническое обслуживание раздаточной коробки

При контрольном осмотре перед выходом из парка на ходу автомобиля проверяется работа раздаточной коробки, при этом обращается внимание на легкость и бесшумность переключения передач; в раздаточной коробке не должно быть ударных звуков и самопроизвольного выключения передач. При контрольном осмотре после остановки автомобиля проверяется нагрев картеров агрегатов; при этом нагрев считается нормальным, если он не вызывает ощущения ожога ладони руки.

При ЕТО проводится очистка внешней поверхности коробки от грязи, пыли и снега, и их мойка.

ПриТО-1 проверяются крепление раздаточной коробки, уровень масла в ней, проводится очистка сапуна (вентиляционных трубок).

При ТО-2дополнительно к указанным работам доливают или заменяют масло в картерах.

При СО проводится замена масла в картере соответственно будущему периоду эксплуатации (кроме всесезонного масла, которое замене не подлежит).

В раздаточную коробку автомобиля ЗИЛ-131 заливается масло ТСп-14 или ТАп-15В (замена при шестом ТО-2).

Замена масла в раздаточной коробке проводится сразу же после работы, пока оно не остыло. После слива масла, которое отработало, картер коробки промывают маловязким маслом, дизельным топливом или керосином. Для промывки в картер заливается 1,5-2 л маловязкого масла, выключается передний мост, вывешивается левая или правая сторона задней тележки, включается первая передача и пускается двигатель, который на холостом ходу на протяжении 2-3 мин прокручивает трансмиссию. Потом промывная жидкость сливается, и в коробку заливается свежее масло.