Файл: Статья Основные принципы и методы оценки качества бизнес плана на предприятиях Абстракт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья: Основные принципы и методы оценки качества бизнес – плана на предприятиях

Абстракт

Малые и средние предприятия являются важной частью экономики каждой страны. Эти предприятия работают в условиях жесткой конкуренции и особенно подвержены быстрым изменениям в бизнес-среде. Поэтому одним из важнейших вопросов, с которым они сталкиваются, является эффективное бизнес-планирование (БП), особенно в отношении проектов, которые они осуществляют. Это связано с тем, что бизнес-планирование дает возможность учитывать риски, присущие деятельности предприятия, и обеспечивает координацию производственных и хозяйственных процессов. Учитывая эти факты, в нашем исследовании анализируется процесс администрирования бизнес-планирования на малых предприятиях. Его основной целью является разработка методологических рекомендаций по администрированию процессов бизнес-планирования с использованием инновационных инструментов. Он должен упростить бизнес-планирование проектов и сделать его более актуальным и эффективным. Управление бизнес-планированием представлено как сложный процесс, который моделируется с использованием подхода «дорожная карта». Мы предлагаем использовать бизнес-канву как одну из вех модели, которая особенно подходит для визуализации будущих бизнес-планов. В качестве метода исследования был выбран анализ единичного кейса на примере частной компании ПК «Гал-Эксим» и ее планирования инновационных проектов. Основная деятельность компании и основные инновационные проекты находятся в сфере операций с коммерческой недвижимостью. Наш анализ подтвердил, что предложенную модель можно рассматривать как эффективный инструмент БП на малых предприятиях. Он носит универсальный характер и поэтому может быть использован и в других компаниях.

Ключевые слова: управление бизнес-планированием; бизнес-план; деловое полотно; управление; технико-экономическое обоснование; дорожное картирование.

Аbstract

Small and medium enterprises are an important part of the economy of every country. These businesses operate in a highly competitive environment and are particularly vulnerable to rapid changes in the business environment. Therefore, one of the most important issues they face is effective business planning (BP), especially in relation to the projects they carry out. This is due to the fact that business planning makes it possible to take into account the risks inherent in the activities of the enterprise, and ensures the coordination of production and business processes. Given these facts, our study analyzes the process of administering business planning in small businesses. Its main goal is to develop methodological recommendations for the administration of business planning processes using innovative tools. It should simplify the business planning of projects and make it more relevant and efficient. Business planning management is presented as a complex process that is modeled using the roadmap approach. We suggest using the business canvas as one of the milestones of the model, which is particularly suitable for visualizing future business plans. As a research method, a single case analysis was chosen using the example of the private company PK Gal-Exim and its planning of innovative projects. The main activity of the company and the main innovative projects are in the field of operations with commercial real estate. Our analysis confirmed that the proposed model can be considered as an effective BP tool in small businesses. It is universal and therefore can be used in other companies.


Key words: business planning management; business plan; business canvas; control; feasibility study; road mapping.

Абстракт

Шағын және орта кәсіпкерлік әр елдің экономикасының маңызды бөлігі болып табылады. Бұл кәсіпорындар жоғары бәсекелестік ортада жұмыс істейді және бизнес ортасындағы жылдам өзгерістерге әсіресе осал. Сондықтан олардың алдында тұрған маңызды мәселелердің бірі тиімді бизнес-жоспарлау (BP), әсіресе олар жүзеге асыратын жобаларға қатысты. Бұл бизнес-жоспарлау кәсіпорынның қызметіне тән тәуекелдерді есепке алуға мүмкіндік туғызып, өндіріс пен бизнес-процестерді үйлестіруді қамтамасыз ететініне байланысты. Осы фактілерді ескере отырып, біздің зерттеуіміз шағын бизнестегі бизнес-жоспарлауды басқару процесін талдайды. Оның негізгі мақсаты – инновациялық құралдарды пайдалана отырып, бизнес-жоспарлау үдерістерін әкімшілендіру бойынша әдістемелік ұсыныстар әзірлеу. Ол жобаларды бизнес-жоспарлауды жеңілдетіп, оны өзекті және тиімді ету керек. Бизнес-жоспарлау менеджменті «жол картасы» әдісі арқылы модельденетін күрделі процесс ретінде ұсынылған. Болашақ бизнес-жоспарларды визуализациялау үшін әсіресе қолайлы модельдің маңызды кезеңдерінің бірі ретінде іскерлік кенепті пайдалануды ұсынамыз. Зерттеу әдісі ретінде жекеменшік PK Gal-Exim компаниясының мысалында және оның инновациялық жобаларды жоспарлауында бір жағдайды талдау таңдалды. Компанияның негізгі қызметі және негізгі инновациялық жобалары коммерциялық жылжымайтын мүлікпен операциялар саласында. Біздің талдауымыз ұсынылған модельді шағын бизнесте тиімді БП құралы ретінде қарастыруға болатынын растады. Бұл әмбебап, сондықтан басқа компанияларда қолданылуы мүмкін.

Кілт сөздер: бизнесті жоспарлауды басқару; бизнес жоспар; іскерлік кенеп; бақылау; техникалық-экономикалық негіздеме; жол картасын жасау.

Вступление

В настоящее время предприятия функционируют в условиях жесткой конкуренции и быстрых изменений внешней среды. Это создает новые конкурентные проблемы в виде местных и международных конкурентов с новыми производственными процессами и инновационными продуктами и услугами [1]. Важной задачей является предвидение изменений и узких мест в деятельности предприятия, которые могут возникнуть в связи с этими условиями. Эти проблемы могут быть решены с помощью бизнес-планирования (БП). Это имеет решающее значение для малых и средних предприятий, которые составляют важную часть здоровой экономики каждой страны. Поэтому в интересах каждой страны максимально поощрять появление и развитие этих компаний [1].



Бизнес-планирование дает возможность учитывать все риски в деятельности предприятия, выступая ориентиром в его деятельности, обеспечивая координацию производственных и хозяйственных процессов предприятия. БП является одной из ключевых функций менеджмента. Как правило, бизнес-планирование представляет собой технико-экономическое обоснование будущих проектов или деятельности предприятия в рыночных условиях. Другими словами, это программа его деятельности, которая выделяет модель предприятия в будущем.

Основная цель бизнес-планирования проекта — помочь начать проект, а также более эффективно управлять им. Впоследствии результаты внедряются в бизнес-план. Бизнес-планы призваны убедить потенциальных инвесторов в том, что у предпринимателя есть жизнеспособное предложение финансирования и поддержки. Тогда можно констатировать, что бизнес-планирование – это инструмент прямого управленческого воздействия на процесс реализации того или иного проекта или бизнес-процесса или предприятия в целом. Однако, несмотря на широкое освещение процесса бизнес-планирования в современных исследованиях, вопрос администрирования процесса бизнес-планирования не был представлен в литературе полностью и всесторонне [2]. Действительно, недостаточно изученными остаются вопросы организационного, кадрового, документального и информационного обеспечения процесса бизнес-планирования, как сложного процесса прогнозирования будущего состояния бизнеса или проекта и формирования соответствующего бизнес-плана. Поэтому необходима научная дискуссия по некоторым дискуссионным вопросам. Есть вопросы, касающиеся признания процессов бизнес-планирования, администрирования и управления.

Учитывая эти факты, наше исследование анализирует процесс администрирования бизнес-планирования на малых предприятиях. Его основной целью является разработка методологических рекомендаций по администрированию процессов бизнес-планирования с использованием инновационных инструментов, таких как Business Model Canvas. Эта цель будет достигнута путем изучения основных этапов бизнес-планирования и современных подходов к агитации бизнеса и создания на этой основе соответствующих управленческих инструментов поддержки бизнес-планирования в части организационного, кадрового, документального и информационного обеспечения.


Литературный обзор

Немалое количество работ современных экономистов посвящено формированию бизнес-планов и бизнес-планированию в целом. Особого внимания заслуживают последние работы в области бизнес-планирования, основанные на комплексном системном подходе. Данный подход объединяет различные компоненты функционирования управления в части бизнес-планирования и определяет бизнес-планирование в более широком контексте, чем просто процесс формирования бизнес-плана. Современные исследования доказывают важность сочетания технологий и хороших управленческих навыков для создания хорошего бизнес-плана. Как правило, бизнес-план можно определить как конечный продукт стратегического мышления или процесса планирования [3], и он тесно связан со всеми видами стратегий компании, включая стратегию управления персоналом. С другой стороны, бизнес-планирование как инструмент стратегического планирования подчеркивает важность управленческих процессов во всех сферах деятельности компании [3]. Таким образом, бизнес-планирование тесно связано как со стратегическим, так и с тактическим уровнями организации. Как правило, бизнес-стратегия представляет собой набор фундаментальных решений, которые определяют ее долгосрочные цели, ее ценностное предложение для рынка, ее намерения построить и поддерживать конкурентоспособную бизнес-систему и то, как она сама себя организует. Писняк (2016) выделил самые последние исследования моделей прогнозирования в процессе планирования. Они лаконично освещают и систематизируют методологические принципы разработки бизнес-планов, включающие в себя принципы, методику, информационную базу бизнес-планирования и требования к формированию бизнес-планов, сформированные на основе обработки ряда источников информации.

Классическим пособием для молодых компаний, находящихся на пороге стадии основания и планирования, является Art of Start 2.0 Кавасаки (2015), в которой он уделяет особое внимание секретам бизнес-планирования для малого бизнеса. Другими классическими источниками знаний о планировании являются работы Друкера (2004 г.) и Тиффани и Петерсона (2005 г.). Последний проводит параллели между бизнес-планированием и деятельностью на высшем уровне, а также путешествиями в повседневной жизни. Анализ источников позволяет сформировать представление о бизнес-планировании не только как об этапах создания бизнес-плана, а как о процессе подготовительной работы, административном обеспечении, методах и методологиях, подходах к формированию бизнес-плана на основе стратегии компании. В целом разработка бизнес-плана позволяет фирмам эффективно использовать процесс бизнес-планирования для грамотного управления предприятием и конкретным проектом [4]. Бизнес-планирование также можно определить как разработку среднесрочного проекта функционирования предприятия или проекта, как правило, посредством финансового моделирования, с выделением таких ключевых моментов, как объем необходимого финансирования и объем будущих продаж, а также как уровень риска (Dvorsky, Popp, Virglerova, Kovács, & Oláh, 2018; Oláh, Kovács, Virglerova, Lakner, & Popp, 2019), самодостаточность проекта и окупаемость инвестиций в результате бизнес-плана формирование.


Однако, несмотря на широкое освещение бизнес-планирования в современных и классических исследованиях, администрирование этого процесса по-прежнему требует существенного внимания. Администрирование бизнес-планирования - это не то же самое понятие, что и управление. Большинство авторов строго разделяют эти категории. В целом администрирование представляет собой организационную деятельность в сфере управления с помощью организационных и административных методов, основанных на приказах, указах и постановлениях сверху [5]. Администрирование предполагает наличие ряда специфических инструментов и подходов. В частности, администрация использует регулятивные формы управления [6].

Построение модели

Оценка существующих в литературе подходов позволяет утверждать, что БМК является универсальным методом. На этой основе мы создали новую модель, которая может быть актуальна для определенных видов бизнеса или проектов, особенно для малых предприятий. Мы приняли основные элементы BMC Остервальдера и Lean-BMC Маурьи, принимая также во внимание основные критические моменты, раскрытые Чингом и Фовелем (2010). Мы исходили из того, что наша модель должна соответствовать нескольким критериям. Во-первых, он должен включать бизнес-канву, предлагаемую в качестве эффективного и ключевого инструмента административного процесса бизнес-планирования. Во-вторых, он должен показать процессный подход к администрированию бизнес-планирования. Кроме того, он должен быть прост в использовании при администрировании бизнес-планирования конкретных проектов, а также обеспечивать возможность использования набора административных инструментов бизнес-планирования на каждом этапе. Пожалуй, наиболее важным критерием был ее универсальный и гибкий характер, позволяющий включать в административный процесс современные сложные инструменты (модифицированная канва бизнес-модели).

Предлагаемый BMC отражает административную поддержку процесса бизнес-планирования с точки зрения организационных, кадровых, документальных и информационных инструментов. Таким образом, предлагаемая бизнес-канвас может быть легко интегрирована в BPA (автоматизацию бизнес-процессов) небольших компаний. Впоследствии, движимые необходимостью показать взаимозависимость этапов бизнес-плана и административной поддержки на каждом этапе, мы искали лучшую методологию, которая отражала бы истинную сложность этой связи и которую было бы легко применять на практике.