Файл: Введение Глава Понятие туризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие «туризма» ………………………………………………5

1.1. Определение туризма…………………………………………….……5

1.2. Классификация туризма………………………………………….……6

Глава 2. Международный туризм…………………………………………8

2.1. Развитие международного туризма…………………………………..8

2.2. Всемирная туристическая организация (ВТО)………..……………..9

Глава 3. Особенности организации международного молодежного туризма……………………………………………………………..…………….12

3.1. Особенности международного молодежного туризма…………….12

3.2. ISIC и другие международные удостоверения для молодежи….....13

Заключение………………………………………………..…………...….17

Список использованной литературы…………………..…………..…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, благодаря чему контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате - сейчас туризм - один из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

- является источником валютных поступлений для страны и средством для обеспечения занятости населения;

- расширяет вклады в платежный баланс и валовой национальный продукт (ВНП) страны;

- способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию.

Подобное активное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли.

В системе мирового туристского развития особое и значительное место на сегодняшний день отводится молодежному туризму. Во всей системе мирового туризма доля молодежного туризма ежегодно увеличивается.

Под определение «молодежный туризм» попадает особый вид путешествий, иногда молодые люди предпочитают отдыхать большими компаниями, объединенных общей целью и хотят познать мир. Главной целью молодежного туризма является познание мира, весьма полезны и популярны поездки по своей стране. В этой связи является важным решение задачи разработки особого подхода к организации туристского обслуживания молодежи.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы: «Международный молодежный туризм».

Объектом изучения является международный туризм, а предметом – молодежный международный туризм и его особенности.

Цель работы – определить особенности международного молодежного туризма.

Задачи работы:

1. Рассмотреть определение и классификацию туризма.

2. Изучить историю развития международного туризма.

3. Выявить особенности организации и деятельности Всемирной туристской организации.

4. Описать особенности организации международного молодежного туризма.

Методы исследования: анализ и синтез содержания материала первоисточников, конспектирование, составление библиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие «туризма»

 

1.1. Определение туризма

 

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях.

На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому, так как все люди совершали поездки куда-нибудь, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а также многие пользуются консультацией и услугами туристских агентств при  планировании своего отпуска. Однако в научных и учебных целях важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства.

В процессе развития туризма появились различные толкования данного понятия, но особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

• Изменение места.

В данном случае имеется ввиду поездка, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

• Пребывание в другом месте.

Главное условие данного критерия - место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Также оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (то есть оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, который занят трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Другим условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может идентифицироваться в качестве туриста.

• Оплата труда из источника в посещаемом месте.

Значение данного критерия заключается в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, которая оплачивается из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Таким образом, каждый путешествующий в другое место человек в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается туристом этого места.

Эти три критерия, которые положены в основу определения туризма, являются основополагающими. Вместе с тем имеются особые категории туристов, в отношении которых данные критерии недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

- деловые поездки и путешествия с целью проведения свободного времени - это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

- туризм является не только важной отраслью экономики, но и важной частью жизни людей, так как охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

 

 

1.2. Классификация туризма

 

В настоящее время туризм можно классифицировать по следующим группам:

1) По целям туристической деятельности:

- маршрутно-познавательный;

- спортивно-оздоровительный;

- самодеятельный;

- деловой и конгресс-туризм;

- курортный, лечебный; горнолыжный;

- фестивальный;

-  охотничий;

- экологический;

- шоп-туризм;

- религиозный;

- учебный и другие виды.

2) По степени мобильности:

- передвижной;

- стационарный;

- смешанный.

3) По географии:

- межконтинентальный;

- международный (межрегиональный);

- региональный;

- местный;

- приграничный.

4) По форме участия:

- индивидуальный;

- групповой;

- семейный.

5) По возрасту:

- зрелый;

- молодежный;

- детский;

- смешанный.

6) По продолжительности:

- однодневный;

- многодневный;

- транзитный.

7) По использованию транспортных средств:

- автомобильный;

- железнодорожный;

- авиационный;

- водный;

- велосипедный;

- конный;

- комбинированный.

8) По сезонности:

- активный туристский сезон;

- межсезон (полусезон);

- несезон.

9) По способу передвижения:

- пешеходный;

- с использованием традиционных транспортных средств;

- с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).

Итак, все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международный туризм

 

2.1. Развитие международного туризма

 

В 60-70-х годах XX века международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все страны без исключения. В настоящее время в среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% на остальные регионы.

Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics, который издается Всемирной туристской организацией (ВТО).

Главными факторами, которые влияют на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, в первую очередь - рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и другое.

Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, объясняется стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Некоторые страны с помощью  международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

По данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков - Барбадос, Сейшельские острова и другие. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. В большей части это развивающиеся государства со слабо развитой экономикой за исключением Австрии, Испании, Португалии и некоторых других.

Поступления от международного туризма - это плата за товары и услуги, произведенные иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей.

Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание -30%, на проезд внутри страны - 8% и на прочие расходы примерно 22%.

Можно выделить следующие результаты расходов, которые осуществляются иностранными туристами в стране пребывания:

- увеличение доходов туристских фирм (прямой эффект);

- повышение спроса со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и напрямую влияет на рост доходов во всех секторах (косвенный эффект);

- увеличение личных доходов населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект).

Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

Несмотря на то, что первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, с получением прибыли также возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и в свою очередь также способствует импорту иностранных потребительских товаров.

Для рынка рабочей силы значение туризма оказывает важное влияние. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 миллионов человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от валового национального продукта (ВНП) и 8% всех работающих, в Западной Европе - 7 и 11% соответственно.

 

 

2.2. Всемирная туристическая организация (ВТО)

 

Всемирная туристская организация (World Tourism Organization, WТО) была основана в 1975 году в качестве преемника Международного союза официальных туристских организаций.

Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВТО статус межправительственной организации.

Местонахождение всемирной туристической организации - Мадрид (Испания).

Главными целями ВТО являются:

 поддержка туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека независимо от расы, пола, языка или религии;

соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.


Все члены ВТО подразделены на три группы:

1) действительные члены (суверенные государства);

2) ассоциированные члены (любые государственные территории или группы территорий, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику);

3) присоединившиеся члены (любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО. Например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и другие).

Государства - члены ВТО распределены по шести региональным комиссиям:

- Африка,

- Америка,

- Восточная Азия и Тихий океан,

- Европа,

- Ближний и Средний Восток,

- Южная Азия.

ВТО имеет следующую структуру:

• Генеральная ассамблея.

Генеральная ассамблея, которая состоит из представителей действительных членов, является высшим органом ВТО. Очередные сессии собираются раз в два года, при особых обстоятельствах могут быть созваны и внеочередные сессии. Ассамблея может обсуждать любой вопрос, находящийся в сфере деятельности ВТО.

• Исполнительный совет.

Исполнительный совет избирается Генеральной ассамблеей с соблюдением равноправного географического представительства так, что на пять действительных членов приходится один член Совета. Испания входит в Совет как страна местонахождения ВТО. Также Совет входят по одному представителю от ассоциированных и присоединившихся членов без права решающего голоса.

Исполнительный совет собирается не реже двух раз в год. Совместно с генеральным секретарем он принимает все необходимые меры по осуществлению решений и рекомендаций Ассамблеи и докладывает ей и ходе их выполнения. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов.

• Секретариат.

Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, избираемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года с возможностью повторного избрания. Он является законным представителем ВТО и опирается в своей работе на поддержку заместителя и координатора по общим вопросам. Генеральный секретарь ответственен перед Ассамблеей и Советом, выполняет указания обоих органов, представляет Совету доклады о деятельности ВТО, а также проекты программы и бюджета. Генеральный секретарь назначает региональных представителей, которым поручено поддерживать отношения с ассоциированными и присоединившимися членами.


ВТО приняла ряд деклараций по вопросам международного туризма, среди которых наиболее важными являются следующие:

- Манильская декларация о туризме и мире (1980 год);

- Документ Акапулько (1982 год);

- Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985 год);

- Гаагская декларация по туризму (1989 год).

Генеральная ассамблея каждые два года принимает программу деятельности ВТО.

ВТО издает сборники, а также предлагает информационные банки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности организации международного

молодежного туризма

 

3.1. Особенности международного молодежного туризма

 

В категорию «молодые туристы» эксперты включили людей от 18-20 до 25лет и немного старше, поскольку теперь и они зачастую предпочитают образовательный туризм пляжному.

Путешествия для молодежи - это стиль жизни развитого социального общества. Существует концепция, что молодые люди на этапе своего жизненного пути, пока не завели семью и детей, должны посмотреть мир, совершить путешествия, узнать, как живут другие страны и народы. Это в свою очередь помогает им выбрать правильный путь в жизни, сформировать собственные жизненные принципы.

Существуют важные отличия между молодежным и студенческим туризмом, и привычных путешествий группами.

Во-первых, самое главное - это состав группы. Не следует объединять людей разных возрастных категорий, потому что люди старшего возраста и молодежь отдых представляют по-разному.

Во- вторых, для молодежных и студенческих групп важна насыщенная и захватывающая программа поездки, компания сверстников, обычно, очень мобильная и веселая, а комфортные условия проживания не так существенны, хотя и этот фактор учитывается.

В-третьих, это эмоциональный фон в молодежных группах. Должно быть правилом для молодежных и студенческих групп установление неофициальных приятельских взаимоотношений между руководителем и туристами, а также между всеми путешествующими в данной группе.

Студентам дневных образовательных учреждений и нестуденческой молодежи повсеместно предоставляются существенные льготы для совершения путешествий, устанавливаются пониженные тарифы на перевозку практически всеми видами транспорта (но в туристском или экономическом классе), на проживание в специальных молодежных общежитиях (хостелях), на посещение музеев, аттракционов и тематических парков. Помимо этого, им дается особая скидка в цене, а иногда вовсе предоставляется возможность бесплатно позвонить родителям.


Существует распространенное мнение, что у молодежи более свободный режим жизни в смысле наличия времени на отдых и путешествия, они имеют продолжительные каникулы в зимнее и летнее время. Студенты путешествуют группами в сопровождении преподавателя или работника образовательного учреждения. Часто студенты объединяются в небольшие группы по 3-5 человек и самостоятельно совершают достаточно протяженные путешествия по стране или  за рубежом. Примечательно, что сопровождающему лицу также предоставляются определенные скидки.

Организацией льготного режима для путешествий занимаются международные молодежные организации. Например, организация путешествий для молодежи входит в функции Международной федерации организаций молодых путешественников (Federation of International Youth Travel Organisation). Федерация была основана в 1951 году, штаб-квартира находится в Копенгагене, функционирует федерация под эгидой ЮНЕСКО.

Согласно данным совместного исследования, проведенного Конфедерацией молодежного, студенческого и образовательного туризма (World Youth, Student and Educational Travel Confederation, WYSE) и Всемирной туристической организацией, в настоящее время молодежный туризм составляет 20% от общего числа путешествий в мире.

Итак, молодежный международный туризм является наиболее динамично развивающимся туристическим сектором. Поэтому эксперты WYSE и UNWTO советуют профессионалам турбизнеса обратить особое внимание на эту категорию туристов.

 

 

3.2. ISIC и другие международные удостоверения для молодежи

 

Молодежь и студенты – одна из самых путешествующих частей населения земного шара. При этом представителей данной категории нельзя назвать состоятельными людьми.

Студенты-путешественники - это:

• экономные потребители, которые пользуются специализированными туристскими продуктами, услугами и маршрутами, соответствующими их индивидуальным потребностям, интересам и кошельку;

• часто путешествующие потребители, выезжающие на учебу или на каникулы;

• независимые туристы, которые предпочитают более гибкие цены;

• предприимчивые, для которых путешествия составляют неотъемлемую часть их жизненного опыта;

• верные потребители, преданные компаниям, предоставляющим качественные продукты и услуги по приемлемым ценам.


Учитывая описанные выше особенности данной категории туристов об интересах учащейся молодежи позаботилась Международная конфедерация студенческого туризма (International Student Travel Confederation, ISTC), учрежденная в 1949 году, в которую входит 5 ассоциаций, в том числе Ассоциация международного студенческого удостоверения (ISIC).

Транспортные компании имеют уникальную возможность занять свое место в этом расширяющемся рынке через высокоспециализированную сеть студенческих бюро Международной Студенческой Ассоциации Наземного Туризма, МСАНТ (ISSA).

МСАНТ была создана в 1992 году как одна из пяти Ассоциаций Международной Студенческой Туристской Конфедерации, МСТК (ISTC).

Главная цель МСАНТ - поддержка развития наземного туристского продукта для студентов и молодых туристов по всему миру, помощь в разработке координирующих маркетинговых стратегий, а также поощрение практического сотрудничества между её членами.

С помощью МСТК члены МСАНТ работают вместе для создания программ и предоставления услуг специально для студентов-путешественников со всего мира. Международная Студенческая Туристская Конфедерация устанавливает стандарты поведения студентов, имеющих Международную Студенческую Идентификационную Карточку, МСИК (ISIC), представляет интересы студентов и молодежи и договаривается от их имени о выгодных услугах.

Большинство членов МСАНТ являются официальными компаниями, ориентированными на студенческий туризм в своих странах. Члены МСТК ежегодно обслуживают более 10 миллионов туристов.

Международная Студенческая Туристская Конфедерация - мировая сеть студенческого туризма. Как член МСТК Международной Студенческой Ассоциации Наземного Транспорта является неотъемлемой и активной частью мировой сети студенческого туризма.

МСТК (ISIC) - это конфедерация из 5 ассоциаций, действующих в сфере обслуживания студенческого туризма.

1) Наземные путешествия (ISSA).

2) Международные Студенческие Идентификационные Карточки (ISIC).

3) Воздушные путешествия (SATA - Студенческая Авиа-Туристская Ассоциация).

4) Страхование (IASIS - Международная Ассоциация Студенческого страхования).

5) Программы по обмену (IAEWEP - Международная Ассоциация Образовательных и Обменных Программ).

Члены МСТК с 50-летним опытом, международной сетью, охватывающей каждый континент, индивидуальными продуктами и услугами, а также обязательством сделать доступными и возможными путешествия для студентов, дают возможность операторам наземного туризма занять место на местном и международном рынках. МСАНТ (ISSA) тесно работает вместе со своей сестринской ассоциацией Международных Студенческих Идентификационных Карточек, которая работает с различными организациями по предоставлению скидок.