Файл: Методические рекомендации педагогам по организации экологических праздников и развлечений с дошкольниками.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ непрерывно осуществляется через весь педагогический процесс, как в повседневной жизни, так и во время образовательной деятельности.
В реализации задач экологического воспитания дошкольников большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это и уголки природы во всех группах, и комната природы, и зимний сад, и правильно оформленный и возделанный участок, которые дают возможность постоянного непосредственного контакта с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ создаются специальные площадки, естественные уголки природы с декоративными культурными и дикорастущими растениями, экологические тропинки, уголки “Зеленая аптека”, а также альпийские горки, ручейки, бассейны и т. п.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых: родителей и воспитателей. Зачастую, вырастая, дети поступают так же, как когда-то поступали их родители. Если в семье будут уделять внимание вопросам экологического воспитания, то у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. «Учи показом, а не рассказом», - говорили древние. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», - более современный вариант народной мудрости. Следует помнить, что каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему это нужно выполнять. Родители должны это очень хорошо понимать.
Сотрудничество с семьями детей по вопросу экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и целостность педагогического процесса, способствуют осознанию родителями ответственности за формирование у ребёнка бережного отношения к природе, но и вносят в этот процесс так необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй.
В работе с родителями необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы, но все они должны основываться на основе педагогики сотрудничества. Необходимо активно привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, совместному поиску правильных ответов. Эту работу следует проводить в двух направлениях: педагог – родитель и педагог – ребенок - родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию многообразны:
анкетирование и проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
беседы-диалоги за круглым столом;
родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон);
консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;
календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины;
домашнее задание (участие в выставках, смотрах-конкурсах, почтовый ящик и т.п.);
привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;
выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит сформировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Планируя работу по экологическому воспитанию дошкольников, педагог может разработать проект, который направлен на работу с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Он позволит сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Цель такого проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность: сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка; экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.
Задачи проекта:
подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношений человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно, поэтому очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений;
побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона;
формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Ожидаемые результаты:
посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
повышение уровня знаний в семьях дошкольников об экологии родного города, охране природы.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Перспективный план проекта
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1. | Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. | сентябрь |
2. | Провести беседу-диалог с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу». | |
3. | Создать семейный архив: «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе). | |
4. | Групповые экскурсии с детьми и родителями «Клуб выходного дня». | |
5. | Оформление фотостенда в группе «Природа нашего города». | октябрь |
6. | Выпуск стенгазеты, посвященной охране природы (совместно с родителями). | |
7. | Провести консультацию «Мусор-проблема № 1». | |
8. | Выпуск листовок для мусорных урн «Пусть город будет чистым!» | |
9. | «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологическую экскурсию по парку. | ноябрь |
10. | Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе. | |
11. | Выпуск буклета для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки. | |
12. | Разработать совместно с родителями статью на тему «Как научить ребенка защищать природу». | |
13. | «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулку по городу. | декабрь |
14. | Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов). | |
15. | Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» | |
16. | Разработать с ребятами памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор где попало!» | январь |
17. | Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Вместе сделаем наш город чище!» | |
18. | Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». | февраль |
19. | Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!» | |
20. | Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей. | |
21. | Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй природу!» | |
22. | «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живём». | март |
23. | «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов. | |
24. | «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу. | |
25. | Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речёвки на экологические темы. | |
26. | Прогулка-наблюдение на тему: «Весна пришла. А город чистый?» | апрель |
27. | Выпуск буклета «А знаете ли вы, что...» (о том, как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик). | |
28. | «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада. | |
29. | Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!». | |
30. | Провести беседу-диалог с родителями на тему «Животные в городе». | май |
31. | «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада. | |
32. | Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе» | |
33. | Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. |
Формы и методы работы с родителями:
консультации и сообщения экологической тематики для родительского уголка;
оформление папки «Люби и охраняй природу»;
изготовление фотоальбома;
привлечение родителей к пополнению уголка живой природы;
участие родителей в различных мероприятиях на экологические темы;
участие родителей в проведении субботников и экологических акций;
проведение совместных экологических экскурсий;
анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Таким образом, семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье закладываются и формируются основы духовного и культурного облика, вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает их физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье,
эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо.
Зачастую в семьях дошкольников есть домашние животные. Уход за животными является примером бескорыстной заботы. И приучать к самостоятельному уходу за домашними любимцами нужно ребенка как можно раньше. Это поможет ему быстрее научиться проявлять сочувствие к ближним, а также жалость к раненым и брошенным животным. Для ребенка сострадание начинается с любви к животным, и если ребёнок несет домой больных животных с улицы и пытается самостоятельно о них заботиться, то родители должны понимать, что не нужно его за это ругать. Не для всех родителей это может быть вполне приемлемо, но такой поступок означает, что ребенок растёт добрым, сочувствующим человеком и понимает, что такое милосердие.
Перед педагогами ДОУ не случайно встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Детский сад является первым, а потому и таким важным звеном системы непрерывного экологического образования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Следовательно, основная задача педагога – вырастить и воспитать здорового человека, способного видеть необычное в привычном, знающего и защищающего природу, а также умеющего по-хозяйски распоряжаться её богатствами. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир, в котором он живёт, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе были изучены проблемы экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
В работе также был проведен анализ методов организации экологических праздников и развлечений с дошкольниками, даны методические рекомендации по их организации.
Самые важные в жизни человека детские годы, и как они пройдут зависит не только от родителей, но и от нас, педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Воронеж: ООО «Метода», 2018. – 144с. -
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 352с. -
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение. 2016. – 272с. -
Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2017. -
Грехова Л.И., Баранник М.М., Борисова Т.С., Поварова С.И., Заика Г.Н. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2018. – 320с. -
Доронова Т.Н., Гербова В.В., Якобсон С.Г. Программа: Радуга. М.: Просвещение, 2017. – 224с. -
Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Гуманитарный издательский цент «ВЛАДОС», 2017. – 311с. -
Кондратьева Н.Н. Программа: Мы. – СПб: Детство-пресс, 2015. – 240с. -
Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь: Сфера, 2015. – 201с. -
Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей. // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 10. – С.50. -
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 213с. -
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2016. – 317с. -
Руднева С.Д. Музыкальные игры и пляски в детском саду. Л.: Учпедгиз. 2017. – 400с. -
Рыжова Н.А. Программа: Наш дом – природа. М.: Карапуз-дидактика,2015. – 192с. -
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2016. - 420с. -
Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 3. – С.22. -
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2017. – 213с. -
Методические рекомендации для педагогов ДО по экологическому воспитанию дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe. -
Анализ современных дошкольных образовательных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/analiz-parcialnih-i-kompleksnih-programm-po-ekologicheskomu-obrazovaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta.