Файл: Методические рекомендации педагогам по организации экологических праздников и развлечений с дошкольниками.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.
Термин «экологическая культура» прочно закрепился в дошкольной педагогике. Так, С.Н. Николаева под формированием начал экологической культуры подразумевает становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на основе её богатств материальные и духовные ценности.
Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное значение для всей системы непрерывного экологического образования. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов личности.
С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как жизненно необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.
Именно в дошкольном детстве ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры, что происходит при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Выделяют следующие показатели субъективного отношения ребёнка к природе:
широта отношения к природе – отражает потребность ребенка вступать во взаимодействие с одними животными и растениями (небольшая широта) или со многими (значительная широта субъективного отношения);
доминантность отношения к природе – показывает отношение ребенка к природе в системе иерархии других: чем большую роль играет отношение к природе в жизни ребёнка, тем более оно доминантно;
устойчивость отношения к природе – характеризует стабильность субъективного отношения ребёнка к объектам природы во времени (когда долгое время отношение к природе остаётся доминантным – высокая устойчивость);
осознанность отношения к природе – выражает степень осознанности ребёнком своей привязанности к объектам природы;
интенсивность отношения к природе – характеризует различную степень появления отношения ребёнка к природе и различные сферы его проявления. Один любуется цветком – это низкий уровень интенсивности, другой старается собрать о нём информацию, третий пытается его вырастить - высокий уровень интенсивности.
В экологическом воспитании дошкольников важно постоянное закрепление в жизненных ситуациях возникающих чувств, формирование культуры чувств.
Благодаря эмоциональным ощущениям окружающей среды ребёнок может естественно воспринимать явления и объекты, а в дальнейшем выразить эти чувства средствами искусства: художественное слово, изобразительное творчество, музыка.
Мифы, календарная обрядовая поэзия, пословицы, поговорки, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали определённый уровень восприятия природы человеком, его отношение к ней, особенности использования природных богатств.
Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным и эффективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.
При этом экологическое воспитание детей предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с миром природы, в основе которого должен лежать экологический подход, опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить и приучить детей правильно относиться к окружающему их миру, необходимо получить необходимые знания о живой и неживой природе.
При этом начальным звеном экологического воспитания дошкольников является система конкретных научных знаний, отражающая основные закономерности живой природы, разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в различных природных сообществах.
Н. А. Рыжова отметила необходимость различных видов деятельности ребёнка и использование в практике работы педагогов интегрированного подхода к экологическому воспитанию. Это продиктовано тем, что экологическое образование
дошкольника базируется на деятельностном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребёнка.
Экологизация деятельности дошкольника по Рыжовой – это обогащение содержания деятельности ребёнка за счёт экологического компонента.
Н. А. Рыжова выделила ряд принципов, которые необходимо учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию.
Таблица Принципы Н. А. Рыжовой
Название принципа | Суть принципа |
Принцип научности | принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы и методы работы, которые учитывают, психофизиологические и возрастные особенности детей; |
принцип позитивизма | воспитание и обучение детей основывается на положительных примерах, способствующих созданию мотивации определенного типа поведения; |
принцип проблемности | создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых активно вовлекается ребенок; |
принцип системности | взаимодействие всех специалистов ДОУ, и организация работы с родителями, координация работы детского сада с различными учреждениями; |
принцип наглядности | учёт наглядно-образного и наглядно-действенного мышления детей, для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты и процессы, которые доступны для понимания и освоения ребенком, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование наглядного материала; |
принцип гуманистичности | формирование экологической культуры, с новыми ценностями, воспитание культуры потребления, переход на личностно-ориентированную модель общения; |
принцип последовательности | в системе последовательного получения знаний от простого к сложному; |
принцип регионализма | знакомство с природой на объектах ближайшего окружения, не всей планеты, а хотя бы территории детского сада, это связано с конкретным мышлением детей; |
принцип интеграции | тесное сотрудничество всех педагогов; |
принцип деятельности | являющейся основой экологического образования дошкольника. |
Осознанное и правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Таким образом, можем сделать вывод о широких возможностях в условиях современных ДОУ для экологического воспитания и образования - системного и интегрированного, научно обоснованного и наглядно представленного. В ДОУ есть все возможности неоднократно возвращаться к изучаемому в течение дня в таких видах деятельности, как игры, наблюдения за изменениями, в индивидуальной работе с ребёнком. Происходит экологизация развивающей предметной среды всего ДОУ, актуализируются широкие возможности для эстетического восприятия природы. Знания, которые приобретены путем непосредственной и увлекательной игры, направляемой педагогом, помогают формировать у ребёнка правильное гармоничное представление об окружающем его мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.
1.2 Педагогические условия, средства экологического воспитания старших дошкольников
Дети всегда и везде соприкасаются с природой, и для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, возникает необходимость планомерно и грамотно организовывать и направлять этот процесс.
Средствами образовательной работы с детьми служат систематическое обучение (первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов), воспитание в повседневной жизни. Это и разные режимные моменты, и ежедневный уход за обитателями уголка живой природы, и циклы наблюдений за его обитателями, на протяжении календарного года уход и наблюдения за цветущими растениями участка и комнатными растениями, за песком в песочнице, за рыбками в аквариуме, за ростом деревьев и кустарников, за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе, за пробуждением мать-и-мачехи и одуванчиков на участке, за божьей коровкой, наблюдения за погодой, заполнение календаря природы. Походы, экскурсии, природоохранительные акции, праздники, досуги, игры, конкурсы, развлечения, выставки, предполагающие общение детей с природой, необходимы для того, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик.
Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении окружающего мира и его законов. Осуществить эту задачу можно, лишь создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники
самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, активно наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.
Одним из важных условий для успешной реализации экологического воспитания дошкольников является грамотная организация обучающей и развивающей предметной среды. С этой целью групповую комнату можно разделить на функциональные зоны: для занятий, для выставок детских работ, для природоведческой библиотеки, для игр. Групповая комната – это помещение, в котором детям всегда особенно интересно. По этой причине в ней можно разместить различные коллекции из природных материалов: ракушек, камней, перьев, листьев, семян, орехов. В центре коллекции поместить небольшую лабораторию, где хранятся оборудования и материалы для опытов и экспериментов. Подобрать дидактический материал: иллюстрации с изображением диких и домашних животных, цветов, деревьев, лекарственных растений, птиц, рыб, насекомых. Для формирования у старших дошкольников представлений о планете Земля, ее важнейших характеристиках (полюса, океаны, моря, континенты и др.), о России, её столице, своём городе, о главных морях и реках страны необходимо разместить географические пособия: глобус, крупномасштабные карты.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка ДОУ, на которой произрастают растения и содержатся какие-либо животные.
Живой уголок – прекрасное место для организации фенологических наблюдений. В нём находятся аквариум с рыбками и комнатные растения, а также небольшой огород, где вместе с детьми высажаются хорошо знакомые им растения: лук, морковь, помидоры, перец.
Большое разнообразие окружающей предметной и природной среды, помогает успешно использовать в работе самые разнообразные методы:
наглядные (наблюдение, рассматривание и описание картин, демонстрация кинофильмов);
практические (игры, труд, опыты);
словесные (рассказ, чтение художественной литературы, беседы-диалоги).
Возможные методы представлены на рисунке.