Файл: Методические рекомендации педагогам по организации экологических праздников и развлечений с дошкольниками.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
1.Ф.И.О.___________________________________________________________
2.Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?____________________________________________________________
3.Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?____________________________________________________________
4.На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?__________________________________________________________
5.Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?__________________________________________________________
6.Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?_______________________________________________________________
7.Какие мероприятия на экологические темы Вы могли бы предложить провести в группе?________________________________________________
8.Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?____________________________________________________________
Приложение 2
Примерная тематика бесед-диалогов и консультаций с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
1. Не причиняя вреда природе! (Обсудить правила поведения в природе).
2. Пусть цветут цветы и травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь).
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана).
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; чем можно кормить).
5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; чем помочь лесу).
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ядовитыми растениями и правилами обращения с ними).
Приложение 3
Материал для проведения круглого стола для родителей
«Сбережем родную природу вместе!»
-
Предложить родителям обсудить следующие вопросы;
Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
Оказывает ли общество влияние на природную среду?
Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
-
Разобрать следующие ситуации:
Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мать?
2. Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
3. Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
4. Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
5. Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы:
1. Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
2. Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе с взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
3. Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
-
Концерт, подготовленный детьми «Цветы – радость жизни». -
Обсуждение с родителями увиденного концерта.
Согласны ли Вы, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее?
Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В неё-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский).
-
Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).
Приложение 4
Формы и методы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ
№ п/п | Формы и методы | Содержание |
1 | Создание экологической развивающей среды в группе | уголок природы; «живой уголок»; «огород на окне»; экспериментальный уголок со специальным оборудованием; детские энциклопедии; методические диски «Времена года»; картотека экологических игр; картотека прогулок (наблюдений); наглядный дидактический материал; художественная литература; муляжи («овощи», «фрукты», «насекомые», «животные») |
2 | Создание уголка природы в группе | календарь природы; календарь погоды; календарь «Времена года»; природный материал; дневники наблюдений; инструменты для труда |
3 | Создание мини - музея в группе | образцы (почвы, глины, песка); коллекция семян и плодов растений; коллекция сухих листьев; коллекция перьев птиц; коллекция коры деревьев; стенд «Растения нашего края»; стенд « Полезные ископаемые нашего края» |
4 | Познавательно-исследовательская деятельность | экскурсии; природоведческие беседы; экологические выставки; познавательно - экологические праздники и развлечения; изучение детских энциклопедий; просмотр видеофильмов; опыты и эксперименты; наблюдения в уголке природы; целевые прогулки; решение проблемных ситуаций; на занятиях ИЗО; труд в уголке природы и участке |
5 | Познавательно – экологические занятия с элементами экспериментирования | «Живая природа»; «Неживая природа»; «Времена года»; «Человек охраняет природу» |
6 | Наблюдения - эксперименты | «Изменения в природе»; «Температура воздуха»; Осадки: «Дождь», «Снег »; «Ветер»; «Растения»; «Птицы»; «Солнце»; «Небо»; «Почва»; «Насекомые » |
7 | Дидактические игры с природоохранным и экологическим содержанием | «Природа - не природа»; «Природа и человек»; «Загадки о природе»; « О чем говорят экологические знаки»; « Что опасно для природы»; «Кто кем был?» |
8 | Экологические мини - проекты | «Защитим природу»; «Земля наш общий дом»; «Твое село - твое здоровье»; «Поможем зимующим птицам»; «Вода — источник жизни» |
9 | Природоохранные акции | «Чистый участок»; «Птичья столовая» |
10 | Экологические походы | « Сентябрь холоден, да сыт»; « Этот волшебный снегопад»; «Деревья - наши друзья»; « Мороз не велик, да стоять не велит»; «Разведка весенних примет»; « Весенняя песня» |
11 | Экспериментальная деятельность на участке | Фитоогород; цветочные клумбы; уголок для привлечения птиц; огород |
12 | Взаимодействие с семьей | родительские собрания; лектории; консультации; советы и рекомендации; оформление наглядной агитации для родителей; тематические экологические выставки; природоохранные акции |
Приложение 5
Перспективный план работы по экологическому воспитанию
в старшей группе ДОУ на уч. год
№ п / п | Тема занятия | Задачи | Содержание | Дат а про веде ния |
сентябрь | ||||
1 | Мониторинг | Выявление уровень экологической грамотности детей | Экологическая игра | |
2 | «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары» | Воспитание бережного отношения к природе и её обитателям; формирование представлений о деятельности по защите природы | Принятие законов охраны природы; чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» | |
3 | «Хлеб на стол – так и стол престол!» | Воспитание бережного отношения к хлебу; уважения к человеческому труду; познакомить с процессом выращивания хлеба | Чтение сказки «Колосок»; беседа по картине Шишкина и Куприянова «Рожь», «Уборка» | |
4 | «Будет хлеб - будет и песня» | Знакомство с профессией пекаря; научить различать виды хлебобулочных изделий | Дидактическая игра «Узнай по вкусу»; лепка из солёного теста | |
октябрь | ||||
1 | «Мы гербарий собираем – листья, веточки, плоды» | Познакомить с понятием коллекция; | Беседа «Мы – коллекционеры»; составление | |
| | научить правилам сбора гербария; научить тому, что материал для коллекции нужно собирать, а не срывать; воспитывать умение видеть красоту осенней природы | правил коллекционеров; составление композиции из осенних листьев | |
2 | Экологическая тропа «Путешествие в Осень» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в осенний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника и огорода | |
3 | «Путешествие в мир растений» | Способствовать обобщению представлений о строениях, росте и развитии растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растительному миру | Рассказ о росте и способах размножения растений; отгадывание загадок | |
4 | «У нас в гостях Незнайка» | Расширение представлений детей об овощах и фруктах; научить устанавливать простейшие причинноследственные связи | Дид. игра «Что где растет?», «Узнай по вкусу», «Узнай по описанию» | |
ноябрь | ||||
1 | «Дом под крышей голубой» | Выявить взаимосвязь человека и природы; | Чтение и обсуждении стихотворения В.Орлова «Дом | |
| | сформировать представление о том, какие действия человека наносят вред природе и её обитателям | под крышей голубой»; чтение рассказа «Бездомные белки», дид игра «Где мой домик?» | |
2 | «Вода – источник жизни!» | Дать представление о значении воды для живых организмов, выявить её ценность; показать способы очистки воды | Чтение и обсуждение рассказов «У реки», «У озера»; эксперимент по очистке воды | |
3 | «Водоемы родного края» | Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие природы; воспитывать любовь к малой родине | Работа с картой области; беседа «Откуда мы берем воду?» | |
4 | «Гость из водоёма» | Развивать представления об обитателях водоёмов | Рисование обитателей водоёмов | |
декабрь | ||||
1 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу, доверять бы мог» | Объяснять детям, как правильно вести себя с животными; воспитывать заботливое отношение к животным | Беседа «Мы ваши надёжные друзья!»; правила настоящего хозяина кошки; оформление фотовыставки «Домашние любимцы» | |
2 | «Как звери зимуют» | Познакомить детей с жизнью диких животных зимой; воспитывать | Кукольный театр | |
| | | чувство доброты, сопереживания ко всему живому | | | ||
3 | «Кормите их, согрейте их! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу!» | | Расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; научить распознавать птиц; воспитывать сочувствие к « братьям нашим меньшим» | Упражнение «Какая для кого зима?», заучивание стих. «Синички»; изготовление кормушек для птиц | | ||
4 | Экологическая тропа «Путешествие в зиму» | | Расширить представление детей о зимних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в зимний период | Экскурсия по территории д/сада с посещением хвойных и лиственных деревьев, цветника, птичьих кормушек | | ||
| январь | ||||||
1 | | «Ой, снег-снежок, Белая метелица!..» | | Уточнить и расширить представление детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить анализировать и делать выводы | Беседа «Что такое снег?»; опыт по изучению мест большого загрязнения снега | | |
| |||||||
2 | «Пришла зима – снег и радость принесла» | | Развивать интерес к явлениям неживой природы зимой | Рисование «Пришла зима – снег и радость принесла» ; «Снег из ваты»; игры в снежки без снега | | ||
| февраль | ||||||
1 | «Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и | | Обобщить знания детей об уходе за | Беседа о правилах ухода | |