ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1
имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева
г. Комсомольск-на-Амуре
Учитель биологии высшей квалификационной категории Петченко Евгения Владимировна
6 класс
Тема урока «Водоросли. Их строение и значение».
Цель: познакомить учащихся с характерными особенностями строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания, значение в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные: научить отличать водоросли от других растений; уметь объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; познакомить со значением водорослей в природе и жизни человека. Научить применять получаемые знания на практике (формировать функциональную естественнонаучную грамотность)
Развивающие: развить умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Продолжать обучение работе с дидактическими материалами, дополнительной литературой (при подготовке к уроку), развивать культуру устной речи.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда, формированию коммуникативных умений, экологического мышления, ответственного отношения к природе.
Предметные результаты:
– формироватьумение отличать водоросли от других растений ;
– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: автотрофное питание, слоевище, таллом, водоросли.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД
-
Работа в группе, как формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие для достижения общей цели.
Регулятивные УУД
-
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).
2. Сформировать умение работать по плану проблемы группы, сверять свои действия с целью, стоящей перед группой и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Сформировать умение в диалоге между учащимися, учащимися и учителем самостоятельно выработанные критерии оценки для достижения общей цели и совершенствовать их.
Познавательные УУД
1.Сформировать умение у группы учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформироватьумение у группы учащихся строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей.
-
Выяснить особенности внешнего строения водорослей; -
Показать особенности клеточного строения водорослей; -
Формировать умение вести научный диалог в группах; -
Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом, фотографиями.
Оборудование: мультимедийное оборудование, экран (магнитный), проектор, презентация, световые микроскопы, микропрепарат «Спирогира», магниты, раздаточный материал: инструктивные карты для лабораторной работы, «водоросли» для этапа рефлексии, листы с кроссвордами.
Ход урока. На экране пустой слайд
-
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Обратили внимание, что работаем в группах. В каждой группе назначить старшего.
-
Актуализация знаний
-
Давайте вспомним, что такое Ботаника?
-
Назовём основные признаки, по которым организм может быть отнесён к растениям?
-
Что такое Систематика?
-
Согласно законам систематики все растения, исходя из особенностей их строения, можно разделить на 2 группы. Какие?
на низшие и высшие Слайд 1(схема на доске и в тетради)
-
С какой из названных групп целесообразно начать изучение растений?
Почему?
Записываем в тетрадь
НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ
-
Изучение новой темы
Внимание на экран!
Вступление на фоне видео Водоросли Слайд 2
В зеленоватой тишине
Танцуют ленточки на дне.
Собравшись в пышные кусты,
Щекочут рыбам животы.
Сегодня речь пойдет о растениях, которые живут в воде. Само их название прямо говорит об этом.
Мир этих растений очень обширен и занимает в царстве растений совершенно особое, исключительное место. В пользу этого говорит их роль в истории нашей планеты, а также их значение в современной природе и жизни человека.
Большинство видов этих растений — обитатели крупных и мелких водоемов. Очень часто мы их там, однако, не обнаруживаем: многие из них настолько крошечные, что заметить их невооруженным глазом бывает крайне сложно. К тому же не всегда эти растения живут в воде: некоторые давным-давно перебрались на сушу. Без влаги им, конечно, не прожить, но они научились довольствоваться росой, дождевыми каплями, брызгами. В отличие от своих «водных» собратьев, они могут без существенных потерь какое-то время жить вообще без воды: они высыхают, но быстро восстанавливаются, стоит их хотя бы чуть-чуть сбрызнуть.
Итак, о каких растениях сегодня пойдет речь? (Водоросли)
Как вы думаете, почему их называют низшими (имеют более простое строение по сравнению со всеми остальными)
А имеют ли водоросли какое то значение в природе и жизни человека?
Формулируем тему и цели урока
Слайд 3 Водоросли. Их строение и значение.
Записываем в тетрадь
Давайте попробуем вспомнить, что на данный момент мы знаем о водорослях?
1.Это растения,
а значит, по типу питания автотрофы (записываем в тетрадь)
Слайд 4
Т.е способны сами создавать органические вещества из неорганических (углекислого газа и воды), в которых заключена Энергия и кислород в процессе фотосинтеза.
Слайд 5
Задание 1. В Интернете я прочитала, что водоросль хлорелла – это одно из первых растений, которое побывало в космосе. Хлорелла не требовательна к условиям обитания, поэтому встречается повсеместно: в пресных водоёмах, морях и почвах. Она может очищать воду от вредных примесей и обогащать атмосферу кислородом.
Почему именно хлореллу выбрали для полёта в космос? .
А. Имеет одноклеточное строение
Б Быстро размножается
В Не имеет жгутиков
Г. Способна к активному фотосинтезу, а значит активно синтезирует органические вещества и вырабатывает кислород
Д Размножается бесполым способом
Почему вы выбрали именно эти ответы как правильные?
( быстрое размножение позволяет достаточно быстро вырабатывать большое количество зелёной массы, которою космонавты могут употреблять в пищу как источник органических веществ(энергии), а так же хлорелла может активно обогащать воздух на мкс кислородом.
2. Обитают, преимущественно, в воде. Слайд 6
А, значит, им не нужны корни, что бы всасывать воду и питательные вещества, они поглощают их всем телом.
Задание 2
Слайд 7. Мы с друзьями часто гуляем в парке и заметили, что в начале лета, когда пригревает солнце и становится тепло, вода в пруду зеленеет. Мы предположили, что цвет пруда меняется из-за водорослей. А почему, всё таки, в пруду зелёная?
А. Все они многоклеточные.
Б.Все они крепятся ко дну.
В. Все они содержат хлорофилл. (зеленый пигмент, благодаря которому осуществляется процесс фотосинтеза)
Слайд 8. Но, почему в то же время, когда в парке пруд зеленеет, с другим прудом, который находится около шоссе, и вода в котором мутная, не прозрачная не происходит того же самого- вода не имеет зелёного оттенка?
Для развития зеленых водорослей, как и всех растений, осуществляющих фотосинтез, необходим солнечный свет, а сквозь мутную воду свет не проникает. Поэтому водоросли в ней погибают.
3. Являются низшими растениями.
Что же это значит? В чем заключается простота их строения?
Об этом узнаем через несколько минут, а сейчас физминутка
Слайд 9
Слайд 10 Выполнение Лабораторной работы «Изучение строения водорослей»
У вас на столе лежит файл с инструктивными картами к лабораторной работе. Старшие групп, раздайте, пожалуйста, их ребятам. Ребята, подпишите, выданный вам лист.
Лабораторная работа
«Изучение строения водорослей»
Цель: изучить особенности строения зелёной нитчатой водоросли спирогиры, установить взаимосвязь между строением и функцией.
Оборудование: световой микроскоп, готовый микропрепарат «Спирогира», инструктивная карта.
Ход работы.
-
Ознакомьтесь с предложенным текстом.
Спирогира — один из представителей нитчатых зеленых водорослей. Название происходит от греческих слов “спира” – спираль и “гирос” – изогнутый. Строение спирогиры очень простое, ее клетка состоит только из оболочки, ядра, хроматофоров и цитоплазмы. Тело (слоевище, или таллом) не имеет настоящих корней, стеблей и листьев. Жизнедеятельность ее также достаточно примитивна, но подобные водоросли относятся к группе организмов, которые сыграли ключевую роль в развитии всего живого на земле. Они первыми изобрели эффективный фотосинтез, в результате которого вырабатываются органические вещества и выделяется кислород, что привело к созданию привычной нам атмосферы. Скопления тончайших нитей спирогиры образуют тину. Это похожие на вату комки, покрытые слизью. Она имеет насыщенно-зеленый цвет и может покрывать дно водоема или плавать в толще и на поверхности воды.
В природе спирогира – это неотъемлемый элемент экосистемы и один из важнейших источником кислорода в водоеме. Она образует густые заросли, важные для нереста некоторых рыб. Плотное переплетение ее нитей надежно защищает икру и мальков от хищников. Кроме того, она служит пищей для многих видов рыб и других обитателей водоемов. Но в больших количествах она способна привести к экологической катастрофе.
2.Убедитесь, что микроскоп готов к работе.
3. Рассмотрите под микроскопом зелёную нитчатую водоросль спирогиру.
4. Раскрасьте рисунок. Найдите оболочку клетки, ядро, цитоплазму, хроматофор. Сделайте обозначения.
Слайд 11
Обратить внимание на недостающий на слайде органоид, попросить пойти показать