Файл: Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления подготовки бакалавров 38. 03. 01 Экономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

2
УДК 658.152, 658.286
Бизнес-планирование и бюджетирование [Текст]+[Электронный ресурс]: методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика. –
Брянск: БГТУ, 2017. –28 с.
Разработал: к.э.н., доц. Сковородко А.А.
Рекомендовано кафедрой «Экономика, организация производства, управление» БГТУ (протокол № 7 от 30.06.17)
Методические издания публикуются в авторской редакции
Научный редактор
К.Р. Мельковская
Компьютерный набор
А.А. Сковородко
__________________________________________________________
Подписано в печать 30.06.2017. Формат 60х84 1/15 Бумага офсетная.
Офсетная печать. Усл.печ.л. . Уч.-изд.л. Тираж 1 экз. Заказ Бесплатно.
Брянский государственный технический университет.
Кафедра «Экономика организация производства, управление», тел. 58-82-25 241035, Брянск, бульвар 50 лет Октября, 7 БГТУ, тел. 58-82-49

3
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Бизнес-планирование и бюджетирование» является формирование у бакалавров понимания роли бизнес-планирования в деятельности предпринимательских структур и системы методических знаний по разработке бизнес-плана, а также важнейших понятий, принципов и современных методов бюджетирования.
Данная дисциплина связана с такими дисциплинами, как статистика, финансы, бухгалтерский учет и др.
В ходе обучения студент должен:
Знать:
 закономерности функционирования современной экономики на макро - и микроуровнях;
 основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
 основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро - и макроуровнях;
 основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Уметь:
 рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели;
 использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
 анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
 находить информацию по полученному заданию, собирать, анализировать данные, необходимые для решения поставленных экономических задач;
 выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей,


4
анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
 представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.
Владеть:
 современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
 современными методиками расчета и анализа социально- экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровнях;
 навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
Предусмотрено выполнение двух контрольных работ в 6 семестре и курсовой работы в 7 семестре; форма контроля – зачет в 6 семестре, экзамен – в 7 семестре.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.
Тема 1. Методологические основы бизнес-плана
[4, 6]
Основы бизнес-плана. Структура и основные разделы бизнес- плана. Разработка бизнес-плана.
Тема 2. Содержание основных разделов бизнес-плана и их
детализация
[4, 6]
Анализ рынка. Финансовая политика предприятия. Анализ и планирование производственной и финансовой деятельности предприятия. Маркетинговая программа бизнес-плана. Предприятие в рыночных условиях.

5
Тема 3. Инвестиционные проекты, риски и страхование
[4, 6]
Анализ рынка. Финансовая политика предприятия
Тема 4. Введение в бюджетирование [1, 3]
Введение в бюджетирование: основные понятия, особенности бюджетного планирования в промышленности. Текущее и стратегическое бюджетирование, типы бюджетов. Общая технология составления сводного бюджета предприятия. Финансовая структура предприятия. Центры финансовой ответственности.
Тема 5. Структура операционных бюджетов предприятия
[1, 3]
Определение целевого объема продаж и графика дебиторской задолженности. Определение плана производства и целевого уровня запасов готовой продукции. Определение бюджетов затрат на материалы, графика расчетов с кредиторами, затрат на оплату труда основного персонала, общепроизводственных затрат. Определение бюджета коммерческих и административных затрат, расчет калькуляции себестоимости производства продукции.
Тема 6. Финансовые бюджеты [1, 3]
Составление проекта инвестиционного бюджета. Составление проекта движения денежных средств. Составление прогнозного баланса.
Тема 7. Организация бюджетного контроля. Система
материального стимулирования и учета ответственности [1, 3]
Организация бюджетного контроля. Система материального стимулирования и учета ответственности


6
УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В соответствии с учебным планом дисциплины «Бизнес- планирование и бюджетирование» студент должен выполнить две контрольные работы, предварительно изучив теоретический материал.
Контрольные работы оформляются на листах писчей бумаги формата А4. Размеры полей: левое – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее –
20 мм, нижнее – 20 мм. Текст печатается в электронном виде шрифтом
Times New Roman 14–м кеглем через 1,5 интервала.
На титульном листе контрольной работы указываются название дисциплины, фамилия, имя, отчество студента (полностью), курс, группа, тема и вариант работы. По тексту контрольных работ не допускается исправлений и зачеркиваний. Контрольные работы должны содержать оглавление, основную часть, раскрывающую содержание теоретического вопроса, и решение практической части контрольной работы, список использованной литературы. Вся использованная литература (книги, сборники, статьи), перечисляются в алфавитном порядке. Нормативные акты, документальные источники, публикации в сети Интернет могут быть выделены в подразделы списка литературы.
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1
Вариант контрольной работы выбирается по разности между номером первой буквы фамилии и номером первой буквы имени студента. Уменьшаемым является большее из двух чисел. При совпадении номеров первых букв фамилии и имени студента для выполнения принимается восьмой вариант задания. Нумерация первых букв фамилии и имени студента приведена в таблице 1.
Например, для студентки Дианы Глуховой номером варианта контрольной работы является восьмой вариант (2 – 2 = 0), для
Андрея Носова – четвертый вариант (5 – 1 = 4), а для Виктории
Кузнецовой – третий вариант (4 – 1 = 3).

7
Порядок выполнения контрольной работы
Контрольная работа является важной составной частью учебного процесса, выполняется с целью закрепления теоретических знаний, практических навыков в процессе изучения дисциплины и позволяет проконтролировать глубину изучения студентами рассматриваемых вопросов.
Таблица 1
Номера первых букв фамилии и имени студента
Первая буква фамилии студента
Номер буквы
Первая буква фамилии студента
Номер буквы
Первая буква фамилии студента
Номер буквы
А, Б, В
1
К, Л, М
4
У, Ф, Х
7
Г, Д, Е (Е)
2
Н, О, П
5
Ц, Ч, Ш
8 3
Р, С, Т
6
Щ, Э, Ю, Я 9
Контрольная работа №1 по дисциплине «Бизнес-планирование и бюджетирование» включает два теоретических вопроса и задачу.
Ответ на вопрос должен содержать четкие определения, развернутую постановку проблемы, соответствующие формулы с расшифровкой условных обозначений, ссылки на использованную литературу.
При решении задачи все расчеты должны быть сведены в таблицу.
Варианты заданий контрольной работы №1
Вариант 1
1. Используемые методы анализа и оценки проектов.
2. Бизнес-идея как инновационный замысел.
3. На основе данных табл. 2 составить прогноз объемов продаж предприятия. Предполагается снижение объемов продаж по продукции А на 12 % ежегодно, рост объемов по продукции В – на 15
% ежегодно. Индекс цен на продукцию А составит на второй год
– 1,11, на третий год – 1,15; на продукцию В составит на второй год –
0,95, на третий год – 0,90. Расчет свести в таблицу.


8
Таблица 2
Исходные данные для расчета
Показатели
Факт Первый год Второй год Третий год
1.Продукция А: а)продажи, ед.
4850 б)цена, руб./ед.
300 в) выручка, тыс. руб. 1455 2.Продукция В: а) продажи, ед.
5100 б) цена, руб./ед.
345 в) выручка, тыс. руб. 1760 3.Выручка, всего
3215
Вариант 2
1. Необходимость планирования бизнеса.
2. Компьютерные программные продукты, используемые при подготовке.
3. Составить план прямых материальных затрат на производство кирпича, исходя из следующих данных:
1. Объем производства кирпича в плановом периоде – 1500 тыс. штук.
2. Нормы расхода основного сырья и материалов на тыс. шт. кирпича: глина беложгущаяся – 1,08 т; песок – 0,42 куб.м; добавки цветовые – 0,00462 т; глина кембрийская – 1,80 т.
3. Цена сырья и материалов: глина беложгущаяся – 604 руб./ т; песок – 125 руб./куб.м; добавки цветовые – 34980 руб./т; глина кембрийская – 50 руб./т.
Вариант 3
1. Стратегическое планирование и бизнес-план.
2. Виды рисков.
3. Составить план-график выплат кредиторской задолженности на квартал перед поставщиком материалов при условии:
- остаток кредиторской задолженности на начало периода составляет 24 000 тыс. руб.;
- согласно графику, гашение кредиторской задолженности планируется на квартал равными долями ежемесячно;

9
- плановый объем закупок материалов составит 18000 тыс. руб. в январе, 20000 тыс. руб. в феврале и 15000 тыс. руб. в марте;
- согласно договору купли-продажи, размер предоплаты составляет 35 % от объема закупок в месяц, оставшиеся 65 % оплачиваются через 45 дней после получения счета-фактуры.
Вариант 4
1. Основные разновидности бизнес-планов.
2. План маркетинга.
3. Рассчитать план продаж предприятия на квартал при условии:
1. Предприятие продает три вида продукции:
- электроинструмент в объеме 10, 9, и 12 тыс. единиц соответственно по месяцам квартала;
- пневмоинструмент в объеме 5, 2, и 1 тыс. единиц;
- рукава пожарные в объеме 18, 17 и 13 тыс. единиц.
2. Цена за единицу в первом месяце квартала составляет:
- электроинструмент – 170 руб.;
- пневмоинструмент – 250 руб.;
- рукава – 50 руб.
В последующие месяцы квартала цены планируются с учетом ожидаемой инфляции в размере 2 % в месяц. Расчеты свести в табл.3.
Таблица 3
План продаж, тыс. руб.
Наименование январь февраль март Квартал(план)
Запланиррванные продажи, ед.:
- электроинструмент
-пневмоинструмент
- рукава
Цена, руб./ед.:
- электроинструмент
- пневмоинструмент
- рукава
Запланированные продажи:
- электроинструмент
- пневмоинструмент
- рукава
Всего продажи


10
Вариант 5
1. Проблемы российской практики планирования.
2. Основные этапы разработки бизнес-плана.
3. Составить план график выплат по заработной плате на квартал, исходя из следующих условий:
- кредиторская задолженность по заработной плате на начало планового периода 2500 тыс. руб.;
- плановый размер фонда оплаты труда составляет – в январе
2200 тыс. руб.; в феврале 2400 тыс. руб.; в марте 2540 тыс. руб.
Размер ежемесячных авансовых выплат составляет 10 % от планового фонда оплаты труда.
Расчеты свести в табл. 4.
Таблица 4
План-график выплат по заработной плате
Наименование
Факт 1-й месяц
2-й месяц
3-й месяц
Итого прогнох на квартал
1. Кредиторская задолженность на начало планового периода
2. Выплаты по заработной плате планового периода. всего, в т.ч.:
1-й месяц
2-й месяц
3-й месяц
Итого выплат
Вариант 6
1. Планирование как инструмент управления бизнесом.
2. Структура бизнес-плана.
3. Фонд зарплаты сотрудников предприятия по производству безалкогольных напитков и соков в отчетном году составил 9000 тыс. руб. По данным будущего бюджетного года объем продаж увеличится на 15%, производительность труда – на 12 %.
Средняя заработная плата сотрудников увеличится на 4 %.
Определить годовой фонд оплаты труда на бюджетный год, размер среднемесячной заработной платы одного работника, если численность работающих 30 человек.

11
Вариант 7
1. Методическое и информационное обеспечение планирования.
2. Анализ чувствительности проекта.
3. На основе данных табл. 5 составить прогноз объемов продаж предприятия. Предполагается рост объемов продаж по продукции А на 10 % ежегодно, по продукции В – на 15 % ежегодно. Индекс цен на продукцию А и В составит на второй год – 1,09, на третий год – 1,08.
Расчет свести в таблицу.
Таблица 5
Исходные данные для расчета
Показатели
Факт Первый год Второй год Третий год
1. Продукция А: а) продажи, ед.
4850 б) цена, руб./ед.
300 в) выручка, тыс. руб. 1455 2. Продукция Б: а) продажи, ед. б) цена, руб./ед. в) выручка, тыс. руб.
3. Выручка всего
Вариант 8
1.Планирование как инструмент управления бизнесом.
2.Общая структура и краткое содержание бизнес-плана.
3.Составить план-график поступления денежных средств от продажи продукции на квартал, исходя из следующих данных:
- остаток дебиторской задолженности на начало планового периода составляет 2000 тыс. руб.;
- согласно графику гашения дебиторской задолженности, в январе поступит 30 %, в феврале 70 % от общей суммы задолженности;
- плановая выручка от продажи продукции составит – в январе
3000 тыс. руб., в феврале 2800 тыс. руб., в марте 6000 тыс. руб.;
- согласно условию договора с покупателем, размер предоплаты составляет 30 % от выручки каждого месяца, оставшиеся 70 % покупатель оплачивает через 30 дней после получения счета-фактуры.
Вариант 9
1. Источники и методы выработки бизнес-идей.
2. Плановые показатели, нормы и нормативы.