Файл: Государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации сущность, методы и инструментарий 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1.Теоретико-правовые основы государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации 5

1.1.Система государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации: сущность, методы и инструментарий 5

1.2.Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации 15

2.Анализ государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации 22

2.1.Современное состояние и оценка результативности государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации 22

2.2.Проблемы государственного регулирования промышленного комплекса 28

3.Совершенствование государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации 40

3.1.Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации 40

3.2.Перспективы развития промышленного комплекса Российской Федерации 46

Заключение 54

Список используемых источников 56


ВВЕДЕНИЕ


Тема инновационного развития России необычайно широка. Она касается всех видов полезной для общества деятельности людей - не только экономической, но и внеэкономической - как непосредственно связанной с экономикой, так и далеко от нее отстоящей. По сути, речь идет о всестороннем развитии общества на базе самых разнообразных по содержанию и характеру нововведений. Поэтому комплексное обсуждение инновационного процесса в обществе, да еще в мировом и национальном аспектах, - задача сложная и выходящая за рамки объекта экономической науки. Все другие науки и виды деятельности могут найти и определить специфические ракурсы своих интересов в данной области.

Инновационное развитие в России в первую очередь реализуется в промышленной политике государства. Промышленная политика направлена на создание гармоничных, пропорциональных соотношений в экономике страны.

Исследование новых, инновационных процессов не должно отрываться от реалий, а именно от того, что, во-первых, современная экономика - тем более российская - продолжает оставаться преимущественно индустриальной (в некоторой части даже доиндустриальной), а во-вторых, именно индустриальный базис является фундаментальной материальной основой современного развития высокотехнологичных процессов, таких, например, пионерных инноваций, как новейшие информационные системы, биотехнологии и нанотехнологии.


Переход России к новому этапу экономического развития предполагает учет высших мировых достижений научно-технического прогресса в соединении с национальной конкретно-исторической спецификой страны, ее экономики и особенностями ее современных проблем. Одна из таких проблем связана, как указано выше, с тем, что курс на модернизацию российской экономики провозглашен после 15-17-летнего перерыва в инновационном процессе. Поэтому ее ориентирами должны объективно служить новейшие результаты, которые получены мировой наукой и техникой за прошедшие годы, «перешагивая» промежуточные ступени.

Целью курсовой работы является изучить государственное регулирование промышленного комплекса РФ.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятийный аппарат;

  2. проанализировать современные подходы к проведению промышленной политике;

провести анализ проблем промышленного развития России;

определить совокупный инновационный потенциал российских предприятий.

Объектом исследования является промышленный комплекс России

Предметом исследования являются государственная поддержка промышленного комплекса РФ

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
  1. Теоретико-правовые основы государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации

    1. Система государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации: сущность, методы и инструментарий



В силу многообразия трактовок понятий «комплекс» и «промышленный комплекс» необходимо проанализировать существующие определения, проследить эволюцию подходов к их изучению.

Слово «комплекс» происходит от латинского «complexus» и буквально означает «объятия, сочетание, связь» [12, с. 242]. Под комплексом в широком смысле понимается совокупность предметов, явлений или свойств, образующих одно целое. Характеристика комплекса как группы, сочетания чего-либо является базовой. Ряд источников выделяет дополнительные ха­рактеристики понятия «комплекс»: однородности и сложности. Некоторые исследователи, оперируя терминами теории систем, подчеркивают взаимодействие элементов комплекса между собой и целостность образованной ими совокупности, в отдельных случаях отождествляя понятие с системой
[11, с.76].

Аналогичная ситуация в науке и практике наблюдается при идентификации понятия «промышленный комплекс»: оно не имеет общепринятого определения. Здесь можно выделить несколько проблем.

Во-первых, отсутствует устоявшийся термин «промышленный комплекс», его часто отождествляют с терминами «производственно-территориальное сочетание», «производственный комплекс», «народнохозяйственный комплекс», «комплекс народного хозяйства», «хозяйственный комплекс», «комплекс отраслей промышленности», «межотраслевой комплекс», «многоотраслевой комплекс» и др.

Во-вторых, декомпозиция макросекторов, в том числе промышленного, производится по различным основаниям. Так, согласно классической модели Фишера - Кларка, экономика состоит из трех крупных секторов: первичного, объединяющего добывающие отрасли; вторичного, включающего отрасли обрабатывающей промышленности и строительство; и третичного, состоящего из отраслей сферы услуг. По мере разрастания третичного сектора из него выделяется четвертичный сектор, связанный с развитием экономики знаний (образование, научные исследования и разработки, информационные технологии и др.) [12, с.89], и пятеричный сектор, в состав которого входят услуги, требующие особой, высочайшей, квалификации в различных сферах деятельности (государственное управление, топ-менеджмент, проведение исследований, юридическая консультация и др.) [15, с.56].

Система национальных счетов РФ предлагает свою типологизацию секторов экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; «остальной мир».

По функциональному назначению выделяют инвестиционный, инфраструктурный, научно-технический и экологический межотраслевые комплексы [10, с. 11]. По признаку разделения труда - многоотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.

Общепринятой является типология по критерию участия в создании конечного продукта, в результате чего образуются так называемые целевые комплексы: агропромышленный, военно-промышленный (оборонно-промышленный), топливно-энергетический, строительный, машиностроительный, металлургический, лесопромышленный, химический, транспортный, потребительский, комплекс отраслей социальной сферы и др.


В-третьих, идентификацию феномена «промышленный комплекс» затрудняет отсутствие конкретного определения не только в научных кругах, но и в нормативно-правовых актах (табл. 1).
Таблица 1. Состав промышленных комплексов в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации

Нормативно-правовой акт

Комплекс

Состав

Приказ Минпромторга России от 03 июля 2015 г. № 1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса»

Оборонно-промышленный (далее - ОПК)

  1. Организации, имеющие на праве собственности или ином законном основании обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, и квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники, а также для производства вещевого имущества.

  2. Организации, в состав активов которых входят контрольные пакеты акций организаций, указанных в п. 1

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Топливно­-энергетический

Объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения

Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2018 г. № 1989-р

Лесопромыш­ленный

Лесозаготовка, целлюлозно-бумажная промышленность, производство пиломатериалов, древесных плит, фанеры, мебели, биотоплива, деревянное домостроение и лесная химия (производство канифоли, таллового масла и др.)

Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Транспортный

Объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства




Из табл. 1 следует, что нормативно-правовые акты относятся к разным видам (приказ, федеральный закон, распоряжение), различным образом трактуют состав указанных промышленных комплексов, что снижает качество установления их границ. Точное определение, раскрывающее сущность промышленных комплексов, нередко отсутствует, а отсылочные нормы не позволяют однозначно идентифицировать их элементы, как, например, в случае с агропромышленным и металлургическим комплексами. Тем не менее в условиях подобной неопределенности развитие промышленных комплексов отслеживается и прогнозируется, что делает сложившуюся ситуацию еще более парадоксальной.

Основными признаками, характеризующими промышленный комплекс как сложное территориальное образование, служат:

  • единство и взаимодействие отраслей и отдельных предприятий;

  • привязка группы предприятий, образующих отрасль, к определенной территории;

  • общая инфраструктура;

  • соответствие промышленного комплекса местным экономическим и природным условиям;

  • достижение необходимого эффекта за счет рациональной структуры промышленного комплекса. Промышленные комплексы часто носят интегральный характер, поскольку образованы предприятиями разных отраслей, что способствует появлению межотраслевых комплексов, в основу которых положена теория энергопроизводственных циклов Н. Н. Колосовского. В соответствии с этой теорией следует различать топливно-энергетический комплекс (топливная промышленность и электроэнергетика), машиностроительный комплекс, комплекс отраслей, производящих сырье и материалы (химическая промышленность, черная и цветная металлургия, производство строительных материалов, лесная промышленность), комплекс отраслей, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность).

В соответствии с поставленными целями реализация промышленной политики может осуществляться на трех уровнях.

На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при ее формировании и реализации, уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.