Файл: Государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации сущность, методы и инструментарий 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-производственных комплексов.

На микроуровне осуществляется государственное регулирование благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных субъектов рынка. Указанным направлениям должны соответствовать функции и организационно-управленческая структура органов федеральной исполнительной власти.

Основой государственной промышленной политики служит концепция промышленной политики, которую разрабатывает правительство РФ на срок не менее двух лет с привлечением предприятий промышленности, ассоциаций и иных некоммерческих объединений предприятий промышленности, специализированных научных учреждений и прочих заинтересованных организаций. Концепция промышленной политики базируется на критериях выбора приоритетов и индикаторов для государственной поддержки промышленности по отраслевому признаку, по социальной значимости, по экономическим, технологическим и другим показателям; на приоритетных направлениях развития промышленности по отраслям; на мерах государственной поддержки промышленности, а также на критериях эффективности конкретных мер государственной поддержки промышленности.

Реализация промышленной политики может осуществляться в двух направлениях. С одной стороны, это определение путей и применение мер государственного регулирования реального сектора, с другой — содействие развитию конкурентной среды в экономике для максимизации эффективности производства (рис. 1). Соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования, так же как и сама по себе степень государственного регулирования, существенно меняется в разные периоды экономического развития. Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования может быть достигнута только экономическими средствами. В условиях недостаточно развитой экономической системы без административного вмешательства в производственную деятельность не обойтись.


Рисунок 1 - Подходы к стимулированию индустриального развития





Система государственного управления промышленным комплексом как экономической системой включает в себя основные направления, средства, методы и принципы государственного регулирования. В основе системы должны лежать определенные принципы:

  1. целостность, обусловленная особенностями системы, в которой все ее части определены и составляют единое целое благодаря общности цели создания и функционирования (целевой признак), расположения (территориальный признак), управления (организационный признак);

  2. комплексность, заключающаяся в возможно более полном, всестороннем учете связей, влияний и взаимодействий;

  3. эмерджентность, в соответствии с которой совокупный объект обладает качествами, не присущими каждому из его элементов, рассматриваемых изолированно;

  4. синергизм, порождаемый не отдельными частями системы, а их совместным действием, вследствие чего итог может превосходить сумму результатов действия ее частей;

  5. адаптивность, способствующая приспособлению к изменению внешних условий или условий функционирования посредством изменения структуры или функций отдельных элементов.

В настоящее время выделяют два типа государственной промышленной политики: общесистемный и селективный.

Общесистемная промышленная политика направлена на создание общих условий, благоприятствующих развитию индустрии. Ее меры не имеют какого-либо избирательного назначения (четкой нацеленности на отрасль), а более или менее равновесно влияют на все субъекты рынка, формируя экономическую и институциональную, организационную и правовую среду активности. Такая политика характеризуется как преимущественно макроэкономическая и имеет либеральный характер.

Селективная промышленная политика влияет на определенные группы субъектов рынка (предприятия, отдельные производства или целые отрасли). Это преимущественно микроэкономическая политика, осуществляемая по ступеням народнохозяйственной иерархии вплоть до первичного звена производства — предприятия. Здесь более отчетливо проявляется регулирующая и управленческая деятельность государства. Селективный подход в поддержке избранных отраслей применяется прежде всего в условиях выхода экономики из кризиса, когда начинает восстанавливаться нормальный процесс расширенного воспроизводства и появляются первые возможности реального накопления. В такой ситуации представляется важным, ориентируясь на ряд экономических критериев, выбрать приоритеты государственной поддержки промышленного производства в соответствии с реальностями определенного этапа становления рыночного хозяйства.


Методы регулирования могут быть прямыми (административными) и косвенными (экономическими). Методы административного регулирования, в свою очередь, подразделяются на информационные, ресурсные и институциональные. Информационные методы государства, проводящего промышленную политику, заключаются в обязательном обеспечении субъектов индустриального развития систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными о социально-экономической среде, что позволяет этим субъектам принимать более эффективные решения в производственной и коммерческой деятельности.

Ресурсные (затратные) методы — методы прямого воздействия на индустриальные объекты — предполагают предоставление рыночным субъектам воспроизводственных ресурсов для решения задач промышленного развития. Конкретные формы применения ресурсных методов многообразны. Прежде всего они связаны с системой государственных заказов и закупок, с адресным субсидированием и кредитованием, формированием и использованием фондов страхования рисков, финансовым обеспечением подготовки и переподготовки кадров.

Институциональные методы способствуют формированию правовой и организационно-экономической среды, соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики, утверждению общего для всех субъектов рынка хозяйственного порядка, т. е. воздействуют не избирательно, а на всю индустриальную систему в целом. Реализация институциональных методов не предполагает затрат ресурсов непосредственно на объекты промышленной политики — расходы сопрягаются лишь с проведением самих организационно-хозяйственных преобразований, с созданием соответствующих институтов рынка и регулированием индустриального развития. В рассматриваемый класс методов воздействия на индустриальное развитие входят административные приемы и инструменты: квоты, лицензии, стандарты (требования к качеству товаров и услуг, санитарные нормы, экологические нормативы), а также рычаги хозяйственного законодательства.

Косвенные методы включают макроэкономическое бюджетное, налоговое и таможенное регулирование. Методы макроэкономического регулирования направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, и прежде всего на достижение финансовой стабильности, преодоление бюджетного дефицита и подавление инфляции, на обеспечение положительного платежного баланса и поддержание устойчивого курса национальной валюты. Данная группа методов направлена на формирование макроэкономического фундамента промышленной политики.


Методы налогового и таможенного регулирования — экспортно-импортные квоты и лицензии, таможенные пошлины, налоговые ставки, льготы и кредиты — предназначены для защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и предоставления благоприятных условий отечественным производителям. Налоговые льготы отечественным предприятиям могут предоставляться при завоевании внутреннего рынка, а таможенные — при выходе на рынки зарубежных стран. Методы бюджетного регулирования определяют размеры и направления использования бюджетных средств и заключаются в предоставлении денежных средств хозяйствующим субъектам.

В целях реализации промышленной политики в рамках отдельной отрасли используется отраслевая промышленная политика, осуществляемая одновременно несколькими методами, с разной степенью непосредственного вовлечения государства в принятие экономических решений [9]. По мере возрастания государственной активности в экономике можно с определенной долей условности выделить четыре типа отраслевой политики.

  1. Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятель­ность которых приводит к неэффективному разме­щению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой поли­тики служит антимонопольное регулирование, кон­троль над вертикальными и горизонтальными слия­ниями и поглощениями. С. Б. Авдашева и Н. М. Ро­занова определяют ее как защитную, поскольку большинство ее целей «негативны»: государство противодействует возникновению и использованию монопольной власти [9]. Несмотря на энергичные и решительные действия, связанные с осуществле­нием данной политики, ее условно относят к пас­сивной, поскольку, с одной стороны, ее мероприя­тия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, а с другой — этот тип отраслевой политики не вызывает никакой экономической активности. Пас­сивная защитная отраслевая политика представляет собой лишь прообраз отраслевой политики для большинства современных экономических систем. Тот факт, что ее осуществление может поставить конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли, служит одним из аргументов против выбора данной модели.

  2. Пассивная наступательная экономическая политика предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как на­ступательную. Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений предпринимателями, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения конкурентов.

  3. Активная защитная отраслевая политика исполь­зует мероприятия, имеющие конкретную направ­ленность, в целях предотвращения тех или иных случаев недобросовестной конкуренции. Примером может служить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур.

  4. Активная наступательная экономическая политика характеризуется сочетанием конкретных и общих позитивных целей и направленного воздействия государства на решение экономических проблем. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние — как положительное, так и отрицательное — на развитие экономической системы в целом.



    1.   1   2   3   4   5   6   7