Файл: Государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации сущность, методы и инструментарий 5.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Анализ государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации
Проблемы государственного регулирования промышленного комплекса
Совершенствование государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации
Перспективы развития промышленного комплекса Российской Федерации
Анализ государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации
-
Современное состояние и оценка результативности государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации
В сложившемся механизме государственной поддержки российских предприятий промышленности можно выделить следующие основные инструменты: специальные инвестиционные контракты; программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования; государственные гарантии Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам на осуществление инвестпроектов; поддержка в рамках отдельных мероприятий государственных программ (прямое субсидирование, капитальные вложения, взносы в уставный капитал, государственные закупки). При этом большая часть бюджетных средств в этом механизме перераспределяется через инструмент субсидирования.
Следует отметить, что в 2022 году Минпромторгом будет осуществлена поддержка предприятий гражданских отраслей промышленности на общую сумму в 253 млрд рублей [1], в том числе и путем предоставления субсидий, общее количество которых только в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» достигло 52. Среди видов субсидий, используемых для поддержки предприятий промышленности, следует выделить:
-
субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию инвестиционных проектов; -
субсидирование затрат на пополнение оборотных средств; -
субсидирование затрат на НИОКР; -
субсидирование процентных ставок по проектам технического перевооружения; -
субсидирование процентных ставок по кредитам на поддержку отрасли; -
субсидирование отдельных затрат.
Наряду с этим через Фонд развития промышленности (далее - ФРП) в 2022 году будет осуществлена поддержка предприятий промышленности на сумму более 20 млрд рублей. Все эти и иные меры государственной поддержки в конечном итоге должны обеспечить переход российской экономики на новый технологический уклад и её экономический рост. Общие сведения о реализации мер государственной поддержки предприятий промышленности России, а также их результаты, представлены в
таблице 2.
Таблица 2 - Отраслевые направления мер государственной поддержки промышленности Российской Федерации и их результаты в 2021 г.
№ пп | Отрасли промышленности | Объем государственной поддержки, млн руб. [2] | Кол-во предпр. в отрасли/ кол-во предпр., получивших поддержку, шт.[3] | Кол-во видов субсидий (программ ФРП) [2] | Индекс промышленного производства, % [4] |
i | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Авиационная промышленность | 51600 | 99/нет данных | 7 | 121,2 (гражданская продукция) |
2. | Металлургическая промышленность, всего в т.ч. | 372,8 | 181/8 | 2 | 93,5 |
черная | 249 | -/6 | 2 | ||
цветная | 123,8 | -/2 | 2 | ||
Господдержка за счет программ ФРП, всего, в т.ч. | 1177,15 | 181/5 | 5 | ||
черной металлургии | 554,15 | -/2 | 2 | ||
цветной металлургии | 623 | -/3 | 3 | ||
3. | Тяжелое и транспортное машиностроение | 424 | 140/16 | 4 | 109,9 |
Господдержка за счет программ ФРП, всего | 1086 | 140/5 | 5 | ||
4. | Нефтегазовое машиностроение | 592,98 | 134/21 | 3 | 101,13 |
Господдержка за счет программ ФРП, всего | 1064,9 | 134/6 | 6 | ||
В рамках государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015-2030 годы» | 1278 | -/6 | 6 | | |
5. | Энергетическое маш/ строен., энергет-ая и кабельная пром-ть | 1322,09 | 94/22 | 4 | 113,8 (энерг.маш) 125,5 (электротех) 114 (кабельная) |
Господдержка за счет программ ФРП, всего | 1228,3 | 94/3 | 3 | ||
6. | Автомобильная промышленность | 125509,0 | 86/нет данных | 14 | 94,45 |
7. | Легкая промышленность | 1833,1 | 218/62 | 4 | 105,3% (текст. и швейное пр-во) 105,1 (пр-во кожи, обуви) |
Господдержка за счет программ ФРП, всего | 2700,0 | 218/10 | 10 | ||
8. | Лесопромышленный комплекс | 3504,9 | 120/77 | 6 |
100.8 |
9. | Машиностроение для пищевой и обрабатывающей промышленности | 86,77 | 46/3 | 3 | 116,6 |
10. | Сельскохозяйственное машиностроение | 17800,0 | 51/нет данных | 3 | 159,1 |
Господдержка за счет программ ФРП, всего | 1261,5 | 51/5 | 5 | ||
11. | Станкостроительная промышленность | 450,9 | 104/нет данных | 4 | 104 |
| Господдержка за счет программ ФРП, всего | 3600,0 | 104/10 | 10 |
Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет утверждать, что уровень охвата мерами государственной поддержки (субсидиями) промышленных предприятий в России остается чрезвычайно низким. К примеру, из общего количества предприятий, функционирующих в отраслях, далеко не все воспользовались возможностью получить субсидию (таблица 2 столбец 4):
-
в металлургической промышленности из 181 предприятия только 8; -
в тяжелом и транспортном машиностроении из 140 предприятий только 16; -
в машиностроении для пищевой и обрабатывающей промышленности из 46 предприятий только 3.
Столь низкий уровень охвата промышленных предприятий мерами господдержки свидетельствует о существовании, как минимум, двух проблем.
Первая проблема связана с наличием определенных административных барьеров, которые препятствуют получению субсидий большему количеству предприятий, а также недостаточной экономической привлекательностью реализуемых мер господдержки.
Складывающаяся в промышленном производстве ситуация однозначно может привести к замедлению экономического роста. Очевидно, что фондосоздающие отрасли экономики не столь активно вовлечены в программы господдержки. Взять, к примеру, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности. Эта отрасль обеспечивает технологическими машинами, оборудованием, комплектующими и запасными частями предприятия, осуществляющие выпуск продовольственных товаров, комбикормов и сырья для их производства. Ее промышленная продукция используется более чем в 30 отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности. Это позволяет относить её к фондосоздающим отраслям экономики. Вместе с тем всего 3 из 46 предприятий этой отрасли в 2016 году (6,5%) воспользовались господдержкой в форме субсидий.
Вторая проблема связана с искажением реальных показателей результативности и эффективности мер господдержки (субсидий), т.к. в статистических данных о результатах деятельности, представляемых Минпромторгом, сведения охватывают всю совокупность предприятий без их детализации по признаку получавших и не получавших субсидии из федерального бюджета. Ранее уже отмечалось, что данное обстоятельство скрывает возможность реальной оценки бюджетной эффективности мер господдержки через механизм субсидирования [5].
Отдельного внимания заслуживает нормативноправовое регулирование механизма реализации мер господдержки. Количество нормативных и правовых документов, регулирующих исследуемую область, постоянно меняется и имеет тенденцию к увеличению. Так, только Минпромторг администрирует выполнение порядка 70 постановлений Правительства Российской Федерации при реализации мер господдержки в рамках государственных программ (таблица 3). Это требует в том числе и больших трансакционных затрат на контроль за достижением результатов, определяемых правилами выдачи субсидий.
Таблица 3 - Структура нормативных и правовых документов (постановлений Правительства РФ), регламентирующих порядок предоставления субсидий из средств федерального бюджета промышленным предприятиям в 2021 году.
№ пп | Название государственной программы (подпрограммы) | Количество постановлений Правительства РФ (субсидий) |
i | 2 | 3 |
1. | Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» (открытая часть, кроме мер поддержки оборонно-промышленного комплекса), всего В том числе: | 51 |
i.i | Подпрограмма 1. Развитие транспортного и специального машиностроения | 21 |
1.2 | Подпрограмма 2. Развитие производства средств производства | 2 |
1.3 | Подпрограмма 3. Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров | 9 |
1.4 | Подпрограмма 4. Развитие производства традиционных и новых материалов | 8 |
1.5 | Подпрограмма 5. Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности | 4 |
1.6 | Подпрограмма 6. Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданской промышленности | 3 |
1.7 | Подпрограмма 7. Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности | 4 |
2. | Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», всего В том числе: | 10 |
2.1 | Подпрограмма 1. Самолетостроение | 2 |
2.2 | Подпрограмма 3. Авиационное двигателестроение | 2 |
2.3 | Подпрограмма 4. Авиационное агрегатостроение | 1 |
2.4 | Подпрограмма 5. Авиационное приборостроение | 2 |
2.5 | Подпрограмма 8. Комплексное развитие отрасли | 3 |
3. | Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» | 3 |
4. | Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы» | 5 |
5. | Государственная программа Российской Федерации ««Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» | 2 |
В то же время необходимо отметить, что, хотя Минпромторг за последние три года существенно сократил перечень видов субсидий (и нормативных и правовых документов, регулирующих порядок их выдачи), однако он остается пока чрезмерным. Требуется не только дальнейшая унификация форм господдержки, но и дальнейшее развитие содержательной части нормативных и правовых документов, регулирующих механизм реализации мер господдержки.
Анализ существующей нормативной и правовой базы, определяющей параметры механизма господдержки, показывает, что понятие «мера государственной поддержки» сегодня широко используется в законодательстве без её универсального определения и включает в себя широкий набор возможных действий со стороны государства и иных уполномоченных лиц.
Оценка проблем использования мер государственной поддержки позволяет систематизировать их через призму бюджетных правоотношений следующим образом:
- отсутствие нормативного закрепления понятия «мера государственной поддержки» и исчерпывающего набора мер государственной поддержки приводит к их неограниченному формальными рамками распространению и перманентному расширению их количества и видов в составе вновь принимаемого законодательства и, как следствие, к внесистемному увеличению бюджетных расходов;
-
отсутствие четких формализованных оснований для применения мер государственной поддержки приводит к их произвольному использованию даже в тех случаях, где поддержка государства либо вовсе не требуется, либо может быть замещена внебюджетными средствами, либо может быть обеспечена более эффективными альтернативными инструментами; -
отсутствие порядка приоритезации в применении мер государственной поддержки приводитк сохранению имеющихся и постоянному созданию новых условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, размыванию ответственности за достижение результатов государственной политики; -
практически тотальное отсутствие принципов конкуренции в сфере предоставления мер государственной поддержки приводит к тому, что осуществление бюджетных расходов само по себе становится целью, а не инструментом государственной политики; -
отсутствие необходимого уровня прозрачности и открытости в использовании мер государственной поддержки приводит к ни чем не ограниченным возможностям для их произвольного и зачастую коррупционного использования, не обеспечивает необходимого уровня подотчетности и контроля в деятельности участников сектора государственного управления, а также вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств;