Файл: Блок. Дошкольная педагогика и психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЛОК. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ.

1. Особенности образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. 

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

С 1  января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Стандарт преследует следующие цели:

  •  повышение социального статуса дошкольного образования,

  • обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,

  •  сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

      Стандарт решает следующие задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

  • Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

  • Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.

  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.

  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

2. Понятие о ведущем виде деятельности и механизмах смены ведущего вида деятельности в детском возрасте.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «...главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. ...Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества»Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).


3. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.

Проблема соотношения обучения и развития. Впервые эта проблема была рассмотрена в трудах Выготского, он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.Учение, обучение непосредственно влияет на развитие, а уже достигнутый уровень развития, в свою очередь, существенно меняет протекание процессов учения.В результате исследований Л.С.Выготского и Ж.Пиаже стало общепризнанным, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах происходят глубокие изменения мышления - осуществляется переход от дологических к собственно логическим его формам. Однако роль, которую играет в этом переходе обучение, оценивается этими исследователями по-разному. Согласно Л.С.Выготскому, обучение ведёт за собой развитие; согласно Ж.Пиаже, развитие идёт независимо от обучения, которое происходит с непосредственной опорой на уже достигнутый уровень развития и тесной зависимости от него.В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» .Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США

4. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте.

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста. Предметная деятельность является ведущей потому,  что именно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов.Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.


Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца.Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера. Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.

5. Этапы развития самосознания. Основные новообразования личностного развития в дошкольном возрасте.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. (С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946).Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

На формирование самосознания влияют:

-Оценки окружающих и статус в группе сверстников.


-Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

-Оценка результатов своей деятельности.

-Компоненты самосознания (В.С. Мерлину):

-сознание своей тождественности;

-сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

-сознание своих психических свойств и качеств;

-определенная система социально-нравственных самооценок.

-Функции самосознания

-Самопознание — получение информации о себе.

-Эмоционально-ценностное отношение к себе.

-Саморегуляция поведения.

-Значение самосознания

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

6. Психологические основы сенсорного воспитания детей.

Созданная система советского сенсорного воспитания опирается на психологические основы, которые принци­пиально отличны от буржуазных.Расхождения советских и буржуазных ученых состоят, прежде всего, в понимании движущих причин развития ощущений и восприятия у ребенка и роли воспитания в этом процессе. Многие буржуазные психологи ошибочно полагают, что сенсорные процессы якобы даны ребенку в готовом виде от рождения. Цель же сенсорного воспи­тания они сводят к упражнению этих процессов.С точки зрения советских ученых сенсорное разви­тие — это формирование новых, ранее не существовав­ших у ребенка сенсорных процессов. Конечно, созрева­ние анализаторов (слухового, зрительного, кожного, обонятельного и др.) является важным условием для развития ощущения, восприятия, их роль нельзя отри­цать. Но это только условие, органические предпосылки сенсорного развития, которые невозможны без приобре­тения чувственного опыта. Однако сенсорный опыт ре­бенка (зрительный, двигательный, слуховой и т. д.) не изолирован от процессов мышления, речи, а является ступенью их формирования. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком чувственный опыт, обобщает его. Оно рационализирует и индивидуализирует акт обследо­вания предмета, направляет его так, чтобы были воспри­няты те его части и стороны которые менее доступны чувственному опыту, а между тем имеют важное значение.

7. Особенности развития памяти у детей.


Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга. Различают такие виды памяти, как:  непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;  произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации. Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности. Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

8. Развитие мнемических действий и приемов логического запоминания в дошкольном возрасте, и этапы развития детского мышления.


Обучая дошкольников разных возрастных групп классификации, можно заменить различия в деятельности детей и выделить на этом основании ряд стадий в формировании у ребенка навыка группировки.

        Уже на первой стадии ребенок обнаруживает умение соотнести картинки друг с другом и образовать группу однородных предметов. Например, он правильно объединяет тарелку, кружку и чайник, однако назвать образованную группу не может. Оказывается, производя правильное обобщение картинок, дети не всегда сразу осознают их общие признаки, не всегда отдают себе словесный отчет о том, на каком основании они произвели группировку.