Файл: Блок. Дошкольная педагогика и психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни -- в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.

Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективные наблюдения.

Одному или нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затем выбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное. Можно поручить это дело дежурному или тому, кто первый заметил интересное явление. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.

Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.

11. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с миром животных.

Очень важно в процессе ознакомления детей с животными использовать разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа- кино- фильмов), практические( игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Непосредственное общение с природой – наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять своё внимательное отношение к нему. Они замечают не только необычное, но и в обычном, привычном начинают находить интерес. Наблюдение – важнейший метод познания животного мира- характеризуется следующими особенностями : а) его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведёт себя свободно; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизини, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения; в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть). Планировать наблюдение воспитатель должен с учётом требований, предъявляемых к его организации и проведению: необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного животного среду обитания; наблюдение не должно причинить вреда животному. Смене места обитания,
порче его жилища; в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя животного мира (величину, характер движения, возможность или невозможность общения). Это является основанием для планирования индивидуальных. Групповых или фронтальных наблюдений; целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяется характером проявлений животного в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.

В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые. Не стоит спешить с постановкой перед детьми опроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 мин., составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель использует разнообразные приёмы (с учётом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнивание, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того, чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятия ещё и чтение отрывков из художественных произведений.

Наблюдение должно протекать в определенный последовательности. Руководя наблюдением детей за животными, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги – длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?» Используя различные приёмы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма, покров, цвет, особенности и поведение животного. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом. При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния животного( например, наблюдение за бодающимися козами), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель должен учитывать последующую работу.


Организуя длительное наблюдение воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения.

12. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с растительным миром.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя,-- рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение -- при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др..

Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя.

Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.


В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Наблюдения в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие -- в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты -- в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.Организация наблюдений. Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений -- знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.


13. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с организмом человека.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об организме человека, происходит на разных типах занятий: первично-ознакомительных, углубленно-познавательных, обобщающих и комплексных. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с частями тела человека, органами чувств, строением, функциями и защитой органов чувств. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления, что и происходит на занятиях обобщенного типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знаковых объектов и на их основе сформировать обобщённые представления. Поэтому очень часто с старшими дошкольниками проводятся занятия обобщённого типа.

Формирование обобщённых представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов, т.е собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению. Занятия этого типа могут проводиться в конце изучения какой-то темы, или в конце учебного года.

Занятия со старшими дошкольниками, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины далёкие от их опыта, «выходить» за пределы изображённого сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт, и круг представлений.

Картины, слайды, видеофильмы могут оказать неоценимую пользу в ознакомлении детей с внутренним строением тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание пищеварение, которые недоступны для непосредственного их восприятия .