Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое задание 4 Обучающийся Абакумов Евгений Валерьевич Преподаватель Лапоногова Валентина Алексеевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
Загадка для занятия
Приложение 2
Наглядная схема приемов лепки.
Приложение 3
Наглядная схема приемов лепки.
Приложение 4
Наглядная схема приемов лепки.
Задание 4. Разработайте примерную модель занятия в учреждении дополнительного образования (программа обучения по направлению изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, тема, вид и форма занятия на выбор обучающегося). Результаты представьте в таблице. При необходимости добавьте в модель содержательные пункты.
Компонент занятия | Характеристика |
цели, задачи обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия | Цель: Научиться лепить из теста. Образовательные задачи: 1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с соленым тестом. 1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов. 1.3. Способствовать формированию представления о характерных особенностях предметов, передавать пропорции, пластику. II. Развивающие задачи: 2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса.) 2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы). 2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы). 2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку). 2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. 2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти. 2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся. III. Воспитательные задачи: 3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности. 3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям. 3.3. Воспитывать уважение к работающему человеку. |
содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия | |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников |
| I. Организация класса на работу | |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности | Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. -Здравствуйте ребята! Встаньте из-за парт, выровняйтесь, покажите мне свою готовность к уроку. Садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
| II. Формулирование темы урока, постановка цели | |
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. | Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи выясняет практическую значимость изделия - Ребята, сегодня у нас очень интересный урок, я надеюсь, он будет продуктивный и познавательный, наверное, все заинтересовались, о чем пойдет речь? -Тема сегодняшнего урока: Лепка из соленого теста. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока |
| III. Вводная беседа | |
Закрепить знания о видах аппликации и способах ее выполнения; познакомить с новым приемом лепка из соленого теста; | Выясняет степень усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации Закрепить знания о видах лепки и способах ее выполнения; А кто из вас мне напомнит, что такое лепка? - Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. -Какие виды лепки вы уже выполняли на уроках технологии? -Лепка из пластилина, глины , гипса, и т.д. - А сегодня мы будем выполнять лепку из соленого теста. -Ребята как вы думаете что такое тестопластика? -Это одно из видов народно – прикладного искусства. Словарная работа: -Лепка -Тестопластика Мы сегодня с вами на уроке продолжим закреплять технику лепки. Лепка – любимое и увлекательное занятие детей с младшего возраста. На уроках технологии появилась возможность совместить лепку и тесто. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками. Сувениры, сделанные своими руками становятся особо ценными. - Немножко истории. 1. Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. -Сегодня вы создадите свое блюдце из соленного теста, опираясь на образец, который я вам приготовила. | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. |
| IV. Подготовка к практической работе | |
Закрепить навыки анализа конструкции изделия, планирования работы | Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: выявляет материалы, инструменты и приспособления; составляет краткий план работы; проводит физкультминутку Анализ образца изделия -Давайте посмотрим, что я вам подготовила (показать готовое блюдце из соленого теста). -Что это, как вы думаете? (блюдце с изображением цветка). -В какой технике выполнена работа? (лепка). - Из какого материала сделано блюдце? (соленое тесто). - В чем особенность этого вида работы? (расплющивание теста в лепёшку). - Из скольких деталей состоит основа? (Из одной). Итак, мы рассмотрели блюдце, а сейчас составим план работы. 1.Подготовка теста. 2. Заготовка основы из целого куска теста. 3.Скатывание целого куска теста в шар. 4Расплющивание шара в лепёшку. 5. Формирование блюдца. 6.Раскатывание из кусочков теста колбасок для изготовление дополнительных деталей. 7.Творческое оформление работы. -Итак, мы проанализировали работу, составили план, теперь можем приступать к работе. | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, составляют план практической работы |
| V. Организация рабочего места | |
Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены | Выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений; инструктирует по их размещению на рабочем столе; выявляет знания о правилах безопасной работы данными инструментами. -Ребята, проверьте на столах: Материалы: мука, соль, вода, краски, Инструменты: нож (ножницы), рельефные предметы, кисти. Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для удаления теста, коробочка для мусора. -Как должны быть расположены ножницы на вашем рабочем столе? (С закрытыми лезвиями от себя, обратите внимание на презентацию, там правила пользования с ножницами). Правила безопасной работы ножницами: - Следите за движением лезвий во время работы. - Подавайте ножницы в закрытом виде кольцами вперед. - Не оставляйте на столе ножницы в раскрытом виде. - После выполнения работы ножницы кладите на стол кольцами к себе. - Не играйте с ножницами, не подносите их близко к лицу. - Не держите ножницы концами вверх. - После работы уберите ножницы в укладку или чехол сомкнутыми лезвиями вниз. - Сейчас давайте отдохнем, и приступим к изготовлению. Выйдите все из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Физкультминутка (электронная) | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами выполняют физкультминутку |
| VI. Практическая работа | |
Закрепить навыки выполнения работы по плану; совершенствовать навыки выполнения технологических операций: формирование шара; расплющивание в лепёшку; раскатывание колбасок для изготовление лепестков. Способствовать воспитанию общей культуры труда художественно-эстетического вкуса усидчивости, трудолюбия | Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на пооперационную технологическую карту); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль. Обратите внимание на критерии оценивания, перед тем как мы начнем работать: Критерии оценивания: 1) ровная форма изделия; 2) аккуратность выполнения блюдца и дополнительных деталей. . Практическую работу выполняем по составленному плану. Подготовка соленого теста Перед тем, как начать работу, возьмите кусок соленого теста. Заготовка основы из соленого теста. Работаем с целым куском соленого. Возьмите тесто, скатайте из куска шар. Расплющивание шара в лепешку. Теперь возьмите в руки шар, расплющьте его в лепешку (не сильно тонко). Формирование из лепешки блюдце. Теперь возьмите лепешку и сформируйте из этой лепешки аккуратное блюдце. Изготовление дополнительных деталей. После того, как вы сформировали блюдце, возьмите кусочек теста, и раскатайте колбаски и сделайте из них лепестки. Творческое оформление работы. Можно украсить блюдце лепестками и цветами, по вашему усмотрению -Работы готовы. | Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту |
| VII. Подведение итога урока. Рефлексия. | |
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности Выявить отношения детей к проведенному уроку (рефлексия) | Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу согласно критериям; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения. Организует самооценку учебной деятельности. Выйдите, пожалуйста, к доске те, кому я положила звёздочку. По критериям вы получаете «5». Мне очень понравились ваши работы. Молодцы! Сейчас выйдете те, кому я положила квадратики. Вы получаете «4», у вас тоже получились хорошие работы, видно, что вы старались. А те ребята, кому я положила треугольники, постарайтесь обязательно завершить работу. - Какие трудности встретились в практической работе? -Все ли поставленные задачи выполнены? -Молодцы, вы все хорошо поработали. Рефлексия - Вам понравился урок? Все ли у вас получилось, а если, что - то не получилось, то почему? Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок! | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности Проводят рефлексию, подводят итоги урока. |
| VIII. Уборка рабочих мест | |
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место | Уборка рабочих мест Организует наведение порядка на рабочих местах; организовывает дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала. - А сейчас наводим порядок на рабочих местах . Дежурные пройдут и уберут мусор в корзинку, а также соберут шаблоны. Теперь уберите все ваши инструменты в ваши папки, клей закройте, на перемене вымойте руки. | Наводят порядок на рабочем столе |
формы и способы взаимодействия с детьми, общение | · наглядные; · словесные; · практические. |
образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала | Отражены выше |
методы и приемы обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия | Печатно – словесный, практический |
ведущие виды деятельности участников занятия | Занятия лепкой включают два рода действий: внешние, т.е. движения, производимые руками при лепке, и внутренние: восприятие предмета или картинки, продумывание того, что и как следует делать, представление того, что должно получиться и т.д. |
Задание по теме 6.2. Подготовка педагога дополнительного образования к организации внеурочной деятельности
Цель: формированиеумений определять цели и задачи, планировать занятия, и также организовывать, проводить и анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
Задание 5. Составьте и заполните таблицу «Формы проведения внеурочных мероприятий в дополнительном образовании» (возраст на выбор обучающихся).
Форма проведения внеурочных мероприятий | Характеристика | Конкретный пример реализации (где применяется и зачем) |
творческие игры, праздники, конкурсы, концерты, тематические викторины | КВН проводится в форме соревнований между командами. Этапами являются задания для команд: приветствие, разминка, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми. Викторины и конкурсы Предполагает индивидуальную или групповую работу. Эти занятия красочные, на них применяется разнообразная наглядность, элементы игр, во время проведения таких занятий дети активны. Занятия, опирающиеся на фантазию: сказки. Такой вид нетрадиционных занятий может быть построен по литературным сказкам, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком занятии должны быть положительные и отрицательные герои. Они могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. | Например, при реализации программы: «Театральные постановки», полезно будет провести тематическую игру, чтобы каждый обучающийся мог исполнит какую – либо роль. |
экскурсии в музеи и на выставки города | Виртуальные экскурсии Виртуальные путешествия могут быть многообразными и соответствовать запросам учащихся с самыми разными интересами. Внеурочное занятие в форме виртуального путешествия предполагают организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса универсальных учебных действий. Одной из инновационных форм внеурочной деятельности, направленной на формирование умений работать в команде является флешмоб. Флешмоб-акции, проводимые в школе, влияют на эмоциональное состояние учащихся, помогают им преодолевать психологические барьеры (скованность, боязнь общественного мнения), вырабатывают умение самоорганизации, дают возможность знакомиться со сверстниками и выстраивать отношения, преодолевать стереотипы поведения, делать жизнь ярче и разнообразнее. | Экскурсии полезны каждому человеку, а особенно при изучении программы: «Рисования», так как посещая музей, можно увидеть картины великих писателей. |
Участие в конкурсах | Конкурсы различного уровня. | Благодаря участию в конкурсах обучающиеся могут повысить уровень своих знаний, а так же понять куда нудно стремиться, чтобы добиться победы. |
Разработайте фрагмент интерактивного внеурочного занятия для обучающихся старшего школьного возраста. Какую форму проведения данного занятия Вы выберете? Почему? Определите цели и задачи данного занятия, укажите методы, которые целесообразно использовать.
Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Задача: создать условия для формирования навыков продуктивного общения:
- умения слушать и слышать другого человека;
- участвовать в свободной беседе;
- быть внимательным к самому себе и окружающим;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Работа в группах
Учитель:
- Когда вы выполняли первое упражнение, я обратила внимание, какие разные качества вы называли друг у друга. Но что нас объединяет?
(предположения детей, если вызовет затруднение, то показать фотографию класса).
- Мы с вами учимся и работаем в одном классе. При общении друг с другом мы должны придерживаться каких-то правил? Почему?
- Многие правила вы уже знаете и выполняете. Я хотела бы вам предложить ещё что-то: в книге «Уроки общения» я нашла памятку с «секретами» общения.
(Чтение «секретов» учащимися. Появляется пустой слайд 6. – проблема!)
-Секреты исчезли. Что делать?
- Хотели бы вы принять участие в составлении памятки?
- Тогда для вас следующее задание: из 2 фраз вам нужно выбрать одну, которая, на ваш взгляд, очень важная и может быть следующим «секретом» общения. Вы можете составить свою фразу.
Задание:
1. Прочитайте внимательно предложения.
2.Обсудите, что каждое из них означает.
3. Выберите одно из них (или составьте своё) о правилах общения.
4.Объясните свой выбор.