Файл: Внутренняя политика Николая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.)

Занятие 3. 2 часа

План

1. Реорганизация административного управления и кодификация законодательства в царствование Николая I.

2. Изменения в системе образования и цензурной политике.

3. Попытки смягчения остроты крестьянского вопроса в царствование Николая I. П.Д. Киселев и реформа управления государственной деревней.

4. Состояние отечественной промышленности. Начало промышленного переворота в России.

5. Торговля и финансы. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.


  1. Централизация управления. Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление аппарата управления. Неуклонное проведение принципа централизации рассматривалось как средство укрепления самодержавия и противодействия тем процессам, которые подтачивали его устои.

При Николае I была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.

Николай I считал управление государством по своей личной воле и личным воззрениям прямым делом самодержца. Он стремился максимально сосредоточить в своих руках решение всех государственных дел, нередко минуя соответствующие министерства и ведомства. Для решения того или иного важного вопроса стали создаваться многочисленные секретные комитеты и комиссии под непосредственным ведением императора. В то же время компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена.

Преобразование императорской канцелярии. Принцип режима личной власти наиболее полно воплотился в разросшейся Собственной его императорского величества канцелярии. Учрежденная еще Павлом I, при Александре I она выполняла функции личной канцелярии императора для рассмотрения прошений на его имя. Николай I уже в начале своего царствования существенно расширил состав, размеры и функции этой канцелярии, подразделил ее на отделения и придал ей значение высшего органа управления государством. Прежняя («александровская») канцелярия стала 
первым отделением. В обязанности его входило представлять императору поступавшие на его имя бумаги, исполнять его личные повеления и поручения. Второе отделение (кодификационное, учрежденное в апреле 1826 г.) занималось делами александровской «Комиссии о составлении законов». Созданное в июле 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни. В 1828 г. в связи с кончиной матери Николая I императрицы Марии Федоровны было учреждено четвертое отделение для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были учреждены два временных отделения: в 1835 г. пятое – для подготовки реформы в государственной деревне (в 1837 г. было преобразовано в Министерство государственных имуществ), и в 1843 г. шестое – для управления присоединенными к России территориями Кавказа.

Наибольшую известность в структуре императорской канцелярии получила деятельность ее III отделения. Численность его сотрудников была очень невелика – первоначально в штате числились 16 чиновников, в 1856 г. – 30. В апреле 1827 г. при III отделении был создан Корпус жандармов (изначально 4,1 тыс., в 1866 г. – 6 тыс. человек). Вся территория Российской империи, за исключением Польши, Финляндии, Области Войска Донского и Закавказья, была поделена на жандармские округа по 7-8 губерний в каждом. Округа, в свою очередь, состояли из отделений (по 4-6 в каждом округе). Округа возглавлялись генералами, отделения – штаб-офицерами (старшими офицерами от майора до полковника), отбиравшимися по принципу «благонадежности» и умения «общаться с населением».

Главой III отделения и шефом Корпуса жандармов являлся генерал Александр Xристофорович Бенкендорф. Еще в январе 1826 г. он представил Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», который и лег в основу создания III отделения императорской канцелярии. После кончины Бенкендорфа (1844 г.) посты начальника III отделения и шефа жандармов занимал видный военный и государственный деятель Алексей Федорович Орлов.

Прерогативы III отделения были практически всеобъемлющими. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о расколе, наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией (просмотром) частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.


Фактически это был орган осведомления монарха обо всем, что происходило в Российской империи. Во многом деятельность III отделения базировалась на доносах, вошедших в широкую практику. Это отделение имело свою разветвленную сеть тайных агентов в стране, а с 1840-х гг. начало создавать тайную агентуру за рубежом для слежки за русскими эмигрантами.

Кодификация законов.

В царствование Николая I в числе первоочередных задач была поставлена кодификация законов. Отсутствие должного порядка в российском законодательстве как главную причину многочисленных злоупотреблений в суде и администрации постоянно называли в своих показаниях декабристы, а к их критике и предложениям Николай I относился с большим вниманием. Главную цель кодификации император видел в том, чтобы, не вводя никаких «новшеств», упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского самодержавия.

Еще в начале царствования Александра I была создана «Комиссия о составлении законов», но конкретных результатов ее деятельность не принесла. В первый же год царствования Николай I взял все законодательные дела в ведение своей канцелярии, учредив для этого Второе ее отделение во главе с профессором права Петербургского университета Михаилом Андреевичем Балугьянским. Практически же всю работу по кодификации проводил М.М. Сперанский, определенный к нему в «помощники».

По плану Сперанского кодификация законов должна была пройти три этапа. На первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Соборного Уложения» 1649 г. и заканчивая последним указом Александра I. На втором этапе – издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений. Наконец, третий этап предусматривал составление и издание нового систематического свода действующего законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства».

Второе отделение императорской канцелярии выполнило колоссальную работу. Впервые после «Соборного Уложения» законы, рассеянные во многих тысячах актов, были собраны воедино и приведены в строгую систему. Итогом этой работы явилось издание в течение 1828-1830 гг. «Полного собрания законов Российской империи». Это издание (45 томов и 3 тома указателей и приложений к ним) включало в себя 31 тыс. законодательных актов за 1649-1825 гг. Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и 
«Свод законов Российской империи». При его составлении изымались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась также текстовая обработка статей «Свода». При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификации. Подготовленный «Свод законов» в 1832 г. был издан в 15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей. В царствование Николая I свод с необходимыми дополнениями издавался в 1834, 1839 и 1842 гг. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским «Свод военных постановлений»«Свод законов Остзейских и Западных губерний» и «Свод законов Великого княжества Финляндского». При Николае I были изданы также «Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения Святейшего Синода»«Собрание морских узаконений от 1845 по 1851 гг.» и «Свод законов кочевых инородцев Восточной Сибири».

Несмотря на масштабность работы, Сперанскому не удалось выполнить кодификационный план полностью. На стадии подготовки и издания «Уложения Российской империи» Николай I отверг третий этап кодификации, предусматривавший внесение «новшеств».

Кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно, упорядочила российское законодательство. Вместе с тем, она не изменила систему управления, не устранила чиновничий произвол, волокиту и коррупцию, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета. За первую половину XIX века резко возрос чиновничье-бюрократический аппарат управления: численность чиновников увеличилась с 16 тыс. до 74,3 тыс. Николай I прекрасно сознавал пороки бюрократии, сожалел, что «империей управляет столоначальник», но даже он не в силах был это изменить.

2. Политика в области просвещения и печати.


«Устав гимназий и училищ уездных и приходских» 1828 г. Принцип сословности народного просвещения нашел свое воплощение в «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских». Согласно этому уставу, утвержденному в декабре 1828 г., начальное и среднее образование подразделялось на следующие три категории. Для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой (Закон Божий, чтение, письмо, четыре правила арифметики). Для детей купцов и мещан предназначались трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились основы геометрии, а также география и история). Для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, подготавливавшие учащихся к поступлению в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями образования. Таким образом, уровень образования должен был строго соответствовать социальному статусу учащегося. Сам министр народного просвещения А.С. Шишков говорил: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание имеет. Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению. Обучать грамоте весь народ или несоразмерное оного
количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы». В условиях борьбы верховной власти с «вольнодумством» эти рассуждения не лишены смысла.

Министр народного просвещения С.С. Уваров. Охранительную политику правительства в области просвещения последовательно проводил и Сергей Семенович Уваров, возглавлявший соответствующее министерство в 1833-1849 гг. Одновременно он являлся президентом Императорской Академии наук, в его подчинений находились многие научные и культурные учреждения. Это был талантливый, широко образованный человек, поражавший современников обширными познаниями, свободным владением древних и ряда новых европейских языков. В молодости Уваров имел репутацию «либерала», являлся одним из основателей известного литературного кружка «Арзамас». Уваров много путешествовал по России и странам Западной Европы, был лично знаком с Гёте и известным немецким реформатором бароном Штейном. Областью его научных изысканий была греко-римская филология. Уваров состоял почетным членом многих европейских академий наук и научных обществ.

В качестве министра народного просвещения Уваров стремился поставить российскую систему образования на европейский уровень, но на «русских началах», дать «перевес отечественному воспитанию над иноземным». По его инициативе в 1833 г. было издано постановление «О мерах против умножения частных пансионов и учебных заведений». Они могли возникать лишь в виде исключения, каждый раз с разрешения министра народного просвещения; их «содержателями» и преподавателями могли быть исключительно русские подданные. В 1835 г. для наблюдения за частными училищами была создана особая инспекция. Вместе с тем, к 1842 г. было открыто более 40 «благородных пансионов», предназначавшихся специально для детей дворян и на содержании самого дворянства.

Университетский устав 1835 г. В июле 1835 г. по инициативе С.С. Уварова был издан Общий устав императорских российских университетов, призванный стать заслоном на пути распространения «вольномыслия» в высших учебных заведениях. Основными его целями провозглашались следующие: «Сблизить наши университеты с коренными и спасительными началами русского управления» и ввести в университетах «порядок военной службы и вообще строгое наблюдение установленных форм, чиноначалие и точность в исполнении самомалейших постановлений».