Файл: Министерство спорта российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею»

(ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею»)
__________________

(оценка)

__________________

(подпись)

«___»____2022 г.
Курсовая работа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КР 49.02.01 МДК.03.01 18-Ф-33 В.27 ПЗ
Специальность: Физическая культура

Междисциплинарный курс: МДК.03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту


Тема:

Особенности содержания и форм методической работы по направлению физического воспитания школьников




Выполнил студент

группы 18-Ф-33

_________

Д.В.Нагорнев

«___»____2022 г.

Руководитель

_________




«___»____2022 г.

Нормоконтроль

_________




«___»____2022 г.


г. Ярославль

2022

СОДЕРЖАНИЕ







Введение

4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

7

1.1 Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение физического воспитания школьников

7

1.2 Компетентностный подход и особенности его реализации в физическом воспитании школьников

9

2 Практические аспекты физического воспитания школьников

15

2.1 Характеристика предметных компетенций по физической культуре учащихся среднего школьного возраста и критерии их развития

15

2.1.1 Ценностно-смысловые компетенции

16

2.1.2 Учебно-познавательные компетенции

17

2.1.3 Информационные компетенции

18

2.2 Педагогическая модель физического воспитания школьников

19

2.3 Формы и методы физического воспитания школьников

26

Заключение

32

Список использованных источников

34


Приложение А (обязательное) Анкета…………… …………………………………… 37

Приложение Б (справочное) Протокол сформированности предметных компетенций………………………... …………………………………………………………. 43

ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура в школе была и остается предметом, который дает возможность сохранять высокую физическую работоспособность школьника, способствует его развитию как личности и позволяет справиться с непомерно выросшими нагрузками.

Известно, что основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Они весьма разнообразны и имеют высокую степень эмоциональности. Несмотря на это, не ослабевают попытки использовать на занятиях физической культуры упражнения, сочетающие в себе достоинства традиционных видов и новых нетрадиционных направлений физической активности.

Актуальность и новизна темы исследования связана с тем, что в настоящее время представление о физической культуре не ограничивается понятием здоровья, развития физических способностей, морфофункциональными возможностями организма и двигательными навыками. Важнейшими компонентами формирования и развития физической культуры в личностном плане становятся мировоззрение, система ценностей, мотивационная сфера личности, обширность и глубина знаний в области физической культуры. Это ориентирует педагогическую систему профессионального образования на новый целевой подход, характеризующийся восстановлением органической связи между образованием и культурой, усилением гуманитаризации образования, фундаментальности в подготовке будущих педагогов.

В воспитании физической культуры личности школьников формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. С этих позиций задачи физической культуры видятся значительно шире и многообразнее, чем представлялось до недавнего времени. Огромное значение в данном направлении имеют содержание методической работы и ее формы.

Связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами заключается в том, что методическая работа по физическому воспитанию школьников имеет свои специфические особенности, выражающиеся наличием и необходимостью изучения и рассмотрения особенностей их содержания и форм. Сбалансированность видов подготовки, правильно расставленные приоритеты и акценты учебно-тренировочной работы являются основой достижения успеха при физическом воспитании школьников. Для более наглядной и четкой работы используется методическое сопровождение, описывающее все необходимые стороны данного процесса.


Цели и задачи работы заключаются в рассмотрении особенностей содержания и форм методической работы по направлению физического воспитания школьников.

Задачи:

- рассмотреть нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение физического воспитания школьников;

- раскрыть компетентностный подход и особенности его реализации в физическом воспитании школьников;

- охарактеризовать предметные компетенции по физической культуре учащихся среднего школьного возраста и критерии их развития;

- описать педагогическую модель физического воспитания школьников;

- рассмотреть формы и методы физического воспитания школьников.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является методическое пособие по направлению физического воспитания школьников.

Предмет исследования – формы и содержание методического пособия по физическому воспитанию школьников.

Методы исследования. В качестве методов исследования использовались следующие: анализ и обобщение научной и методической литературы, учет соревновательной деятельности хоккеистов, систематизация, анализ и синтез изученной информации по теме исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение физического воспитания школьников
Общеобразовательным учреждениям в работе по учебной дисциплине «Физическая культура» и с целью укрепления и сохранения психофизического здоровья школьников в режиме школьного дня необходимо руководствоваться определенным нормативно-правовым и программно-методическим обеспечением.

Рассмотрим документацию, которая регламентирует организацию и содержание физического воспитания школьников.

Законодательные документы Российской Федерации:

- Конституция РФ от 25.12.1993 г. (с изменениями от 30.12.2008 г.).

- Федеральный закон № 124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015 г.).

- Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017 г.).

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

В то же время преподавателям физической культуры необходимо руководствоваться приказами Министерства здравоохранения РФ, а также правовой и нормативно методической документацией относительно данной категории учащихся.

Так как важность физического воспитания школьников неоспорима и крайне важна, учитывая, что школьники находятся в постоянном умственном напряжении и ведут малоподвижный образ в рамках школьных занятий, то руководством страны была составлена «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» (распоряжение правительства РФ № 1101-р от 07.08.2009 г.). Стратегия определяет цель и задачи государственной политики в развитии физической культуры и спорта на период до 2020 года. Целевые ориентиры –
увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом до 80%, повышение объема недельной двигательной активности (6-12 часов) в зависимости от особенностей детей [1].

В целях увеличения объема двигательной активности детей в режиме школьного дня Министерство образования направляет в субъекты РФ письмо об обязательном введении третьего часа ФК (письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры») [2].

Также Правительство РФ утверждает план первоочередных действий по модернизации образования (распоряжение Правительства РФ от 27.02.2010 г. № 246-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша школа»), что послужило ратифицированию следующих нормативно-правовых документов:

- Письмо Министерства образования и науки от 29.03.2010 г. № 06-499 «О проведении мониторинга физического развития обучающихся».

- Приказ Министерства образования и науки от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», где представлены условия, которые обеспечат сохранение и укрепление здоровья школьников.

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 с изменениями от 29.06.2011 г.).

Стоит отметить, что в школе основным документом по организации физического воспитания детей является Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [3].

Согласно ФГОС, цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к здоровью, целостном развитии психофизических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В настоящее время государство в целом и Министерство образования в частности исследуют вопрос: каким образом модернизировать школьное физическое воспитание в целях воспитания разносторонне физически развитой личности, какими компетентностями в области сохранения и укрепления собственного здоровья должен владеть будущий гражданин общества для успешной жизнедеятельности.

1.2 Компетентностный подход и особенности его реализации в физическом воспитании школьников
Быстро меняющаяся информационная действительность, сопровождающаяся стрессовыми ситуациями, в совокупности с глобальными изменениями в мировой экологии предполагают непрерывную активную деятельность подрастающего поколения во взрослой жизни: в постоянном обучении новым технологиям, конкуренции на рынке труда, непрестанной заботе о сохранении здоровья. Только компетентные личности в вышеуказанных сферах смогут быть успешными строителями социума.

В соответствии с требованием времени, методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который направляет отечественное образование на формирование у школьников компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности, ключевых компетентностей.

При анализе научной литературы было установлено, что отечественная идея личностно-ориентированного подхода согласуется c идеей компетентностного подхода, которые имеют методологические совпадения в системе школьного образования.

Авторы [4; 5; 6] отмечают, с одной стороны, их методологическую взаимообусловленность, с другой – показывают перспективность реализации компетентностного подхода в условиях общеобразовательной школы, поскольку он предполагает обеспеченность учебного процесса педагогическим контрольно-измерительным инструментарием, что является важным для определения эффективности образовательной деятельности школы.

Включение элементов компетентностного подхода в систему средней школы обеспечит преемственность данного подхода в старшей школе и профессиональном образовании.

Понятия – «ключевые компетентности», «компетентностный подход», «предметные компетенции» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и возможных путях модернизации российского образования. Обращение к данным дефинициям обусловлено стремлением определить необходимые изменения в школьном образовании, обусловленные модификациями, происходящими в обществе.

При внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс была вскрыта проблема отсутствия научно обоснованной системы реализации данного подхода, как в образовании в целом, так и в физическом воспитании в частности.

В понятийный аппарат компетентностного подхода входят два основных понятия – компетенция и компетентность, определения которых до сегодняшнего дня разноречивы и многообразны, и во многих работах рассматриваются как взаимозаменяемые синонимы.