Файл: Министерство спорта российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результатом такого обучения и воспитания может быть физкультурно-компетентный, творчески активный и коммуникабельный, ведущий и популяризирующий спортивный стиль жизни человек-созидатель.
2.3 Формы и методы физического воспитания школьников
Формы организации физического воспитания в школе в системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

Во-первых, это урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимуществ, так как он:

- является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

- проводится на базе научно-обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

- осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

- содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40–45 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

Во-вторых, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы.

Физкультминутки и физкульт паузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.)

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.


В-третьих, внеклассные формы организации занятий.

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

- спортивные секции по видам спорта;

- секции общей физической подготовки;

- секции ритмической и атлетической гимнастики;

- школьные соревнования;

- туристские походы и слеты;

- праздники физической культуры;

- дни здоровья, плавания и т.д.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

- содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;

- удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;

- обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

В-четвертых, формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

- утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

- физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30–35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40–45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;

- индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: – силовая (атлетическая) гимнастика; - оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

- активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др.

- участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я – спортивная семья) и викторинах;

- семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

- закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия.

Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.


В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

- методы строго регламентированного упражнения;

- игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

- соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств общепедагогические методы включают в себя:

- словесные методы;

- методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания:

- методы физического воспитания;

- общепедагогические методы;

- словесные методы;

- наглядные методы;

- методы строго регламентированного упражнения;

- игровой метод;

- методы воспитания физических качеств;

- методы обучения двигательным действиям;

- музыка на занятиях физической культуры;

- соревновательный метод.

К наглядным методам относятся:

- метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

- методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, двигательных действий, рисунков, схем и др.);

- методы срочной информации.

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

- в виде официальных соревнований различного уровня (спортивные игры, соревнования по различным видам спорта;


- как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

-обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств.

Формы и методы физического воспитания направлены на сохранение, укрепление и формирование здорового образа жизни школьников, как в семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В физическом воспитании школьников необходимо использовать все многообразие природных и социокультурных факторов, условий и возможностей, способных оказать как стихийное, так и организованное влияние на развитие школьника, а также гибкость форм, средств и методов оздоровления, обучения и воспитания для достижения задач воспитательно-образовательного процесса и построения спортивной среды в целях формирования здоровья, физической и спортивной культуры детей и молодежи, становления активной, компетентной, мобильной и толерантной личности, готовой к самоопределению в постоянно изменяющемся мире.

На современном этапе основными направлениями преобразований физического воспитания школьников являются:

- смещение акцентов с социально-ориентированных ценностно-целевых приоритетов на личностно значимые и достижение их разумного баланса посредством переориентации прикладной направленности физического воспитания школьников на общекультурную в плане целостного формирования личности в контексте физической культуры с учетом требований современной социокультурной практики;

- культурологическое обогащение содержания физического воспитания школьников через реконструкцию его ценностно-целевого, знаниевого, операционально-технологического, мобилизационного и инновационно-творческого компонентов, с учетом общекультурного и субъектного опыта;

- построение спортивной среды образовательного учреждения, города, региона и т.д. и предоставление максимального спектра возможностей для удовлетворения спортивных потребностей подрастающего поколения;

- гуманизация взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством смещения акцентов с педагогического управления и руководства на взаимодействие, сотрудничество, содействие, сотворчество;


- актуализация субъектной активности обучающихся по творческому спортивному саморазвитию, самовыражению с учетом индивидуальных потребностей и возможностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2009 г. № 1101-р «Стратегия развития Физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.»

  2. Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры (вместе с «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных организаций РФ»)

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  4. Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика. – М.: Воронеж, 2002, 384 с.

  5. Манжелей И. В. Компетентностный подход: физическая культура: учеб. пособие. – Тюмень: Изд. Тюмен. гос. ун-т, 2011, 184 с.

  6. Манжелей И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: монография. – Тюмень: Изд. Тюмен. гос. ун-т, 2005, 207 с.

  7. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. – Турин: European Training Foundation, 1997, 160 c.

  8. Коваленко А. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: хрестоматия-путеводитель. – Томск: Изд во ТПУ, 2007, 117 с.

  9. Ильина М. В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Калининград, 2011, 24 с.

  10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004, 42 с.

  11. Рятунская И. А. Развитие физических качеств школьников как средство формирования компетенции личностного самосовершенствования. // Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: материалы районной педагогической конференции, 2006, С. 563-568.

  12. Родин В. Ф. Формирование здоровье сберегающей компетентности на уроках физической культуры в 1-4 классах на основе личностно-ориентированного подхода. Форма доступа: http://pandia.ru/text/77/296/339.php

  13. Калинина А. А. Компетентностный подход и компетенция личностного самосовершенствования в образовательной области «Физическая культура». // Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: материалы районной педагогической конференции, 2006, С. 590-596.

  14. Новоселова Т. Ю. Игровые технологии в организации физической культуры в начальной школе. // Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: материалы районной педагогической конференции, 2006, С. 584-590.

  15. Шатовкин В. В. Сюжетно-ролевая игра как технология развития ключевых образовательных компетенций учащихся. // Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: материалы районной педагогической конференции, 2006, С. 596- 602.

  16. Гараева А. Г. Формирование культуры здоровья у учащихся в условиях школы. // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сб. научных трудов по материалам Международной практической конференции, 2014, Ч. 2, С. 16-17.

  17. Парфенова Л. А. Направленность и результативность компетентностного подхода в физическом воспитании школьников с отклонениями в состоянии здоровья. // Теория и практика физической культуры, № 2, 2016, С. 54-58.

  18. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование, № 2, 2003, С. 58-64.