Файл: Министерство спорта российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, в Глоссарии терминов Европейского Фонда Образования (1997 г.) термин «компетенция» трактуется как «способность человека делать что-либо хорошо или эффективно» [7].

По мнению А. В. Коваленко (2007 г.), термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, а термин «компетентность» служит для соответствия знаний, умений и опыта (интегрированных характеристик) обучающегося уровню сложности выполняемых им решаемых задач и проблем. Компетентностный подход – это интеграция теории развивающего обучения, деятельностного подхода в образовании и личностно-ориентированного обучения [8].

Понятие «компетентность» в педагогической практике, по мнению М.В. Ильиной, объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования, содержание которого формируется «от результата» [9].

Также имеется мнение, что компетентность выступает как системное единство, соединяющее в совокупности личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты качеств человека.

При этом А. А Зимняя определяет компетентность как личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, который основывается на знаниях, умениях и навыках [10].

Компетентностный подход изначально направляет образовательный процесс на формирование у школьников ключевых компетентностей, которые позволят им эффективно действовать в личной, профессиональной и общественной жизни.

Стандарт в положениях к физкультурно-образовательной области познания предписывает следующие результаты обучения: формирование у школьников предметных и ключевых компетентностей, овладение навыками здорового образа жизни.

И. А. Рятунская и С. В. Скоромникова в педагогической практике ориентированы на формирование у школьников компетенций личностного совершенствования посредством развития физических качеств на основе круговой тренировки [11]. По их мнению, школьник, развивая физические качества подобным образом, овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности и поведения.

Другие специалисты предлагают в физическом воспитании школьников акцентировать внимание на формировании здоровье сберегающих компетенций.

В своей работе В. Ф. Родин реализует формирование у школьников здоровье сберегающих компетенций на основе личностно-ориентированного подхода, используя методические приемы:
деление детей на медицинские группы; работа учащихся по карточкам с целью овладения теоретическим материалом; индивидуальные задания [12].

Также А. А. Калинина предлагает реализацию компетентностного подхода в физическом воспитании школьников на основе здоровьесберегающих релаксационных методов и средств. Основное направление – формирование и развитие у детей умений саморелаксации и перераспределения нагрузки с целью предупреждения возможного неблагополучия в их психофизическом развитии, создание оптимальных условий для формирования компетенций личного совершенствования [13].

Ряд авторов работают над формированием у детей ключевых компетенций. Так, Т. Ю. Новоселова предлагает в начальной школе использовать игровые технологии в условиях компетентностного подхода. Она полагает, что применение на физкультурных занятиях подвижных игр с четко поставленной целью обучения позволят не только повысить уровень физического развития и физической подготовленности школьников, но и смогут содействовать формированию у них ключевых компетенций [14].

Одновременно, В. В. Шатовкин применяет сюжетно-ролевые игры с целью развития у школьников ключевых компетенций, которые задаются условием и контекстом игры. Он утверждает, что если построить сюжетно-ролевую игру на фундаменте ключевых компетенций, которые впоследствии проявляются технологическим механизмом развития личности учащегося, то в результате и произойдет формирование данных компетенций [15].

Специалисты уделяют мало внимания на формирование у детей ценностно-смысловых и учебно-познавательных компетенций в области физической культуры.

В данном направлении интересна исследовательская работа А.Г. Гараевой, которая разработала педагогическую технологию, направленную на формирование когнитивного и мотивационного компонентов физической культуры личности школьников в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Основные направления технологии: воспитание культуры здоровья и спортивной культуры; повышение познавательной активности; укрепление мышечного корсета; дифференцированный подход на основе регуляции вегетативного баланса учащихся [16].

Также, Л. А. Парфенова в своей педагогической практике акцентирует внимание на формировании у обучающихся среднего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительной компетентности посредством углубленного овладения теоретическим материалом, оздоровительной тренировки с учетом интересов и состояния здоровья занимающихся [17].


С позиций компетентностного подхода цель и результат образовательной деятельности выражается в уровне образованности, определяемым способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Иными словами, компетентностный подход не отрицает роли знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в деятельности.

И если компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на способности человека (школьника) действовать с помощью знаний в различных проблемных ситуациях, тогда существует необходимость в определении эффективных современных подходов в физическом воспитании школьников с отклонениями в состоянии здоровья, способствующих формированию способности (готовности) школьника с помощью знаний в области физической культуры, действовать в ситуациях сохранения, укрепления и улучшения собственного здоровья.


2 практические аспекты физического воспитания школьников
2.1 Характеристика предметных компетенций по физической культуре учащихся среднего школьного возраста и критерии их развития
Под предметными компетенциями по физической культуре понимаются определенные Стандартом результаты освоения школьниками предметной области «Физическая культура», выраженные в овладении знаниями, умениями, способами и опытом деятельности, необходимыми для грамотного, качественного и продуктивного применения методов, форм и средств физической культуры в активной жизнедеятельности.

Под «компетентностью по физической культуре» стоит понимать интегрированное проявление предметных компетенций по физической культуре в определенной ситуации в соответствии с уровнем сложности решаемых школьником задач и проблем в области физического воспитания.

Для определения сущности и содержания предметных компетенций по физической культуре универсальные учебные действия (ФГОС), выступающие в качестве личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебной дисциплины «Физическая культура», стоит соотнести с ключевыми компетенциями А. В. Хуторского [18], адаптированными с учетом особенностей физического воспитания школьников.

Для каждой компетенции определены компоненты (показатели формирования учебных знаний, умений, навыков, проявляемые в видах деятельности), а также способы и приемы их диагностики.

Основываясь на том, что Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы в виде сформированности у школьников мотивации к обучению; владения учениками навыками познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности; умения использовать средства ИКТ в решении учебных задач, определено, что для школьников наиболее важными и информативными являются следующие предметные компетенции по физической культуре: учебно-познавательные (УПК), ценностно-смысловые (ЦК) и информационные (ИК).

2.1.1 Ценностно-смысловые компетенции
Ценностно-смысловые – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, способностью понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения.

Ценностно-смысловые компетенции (ЦК):

- способность адаптировать имеющиеся знания и умения к использованию в физкультурно-интеллектуальных состязаниях (ЦК-1);

- готовность к активному участию в оздоровительно-проектной деятельности (ЦК-2);

- готовность к систематическому посещению урочных и внеурочных физкультурных занятий (ЦК-3);

- готовность к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (ЦК-4).

Способы (приемы) оценивания сформированности предметных компетенций по ФК - по листам наблюдения:

- ЦК-1: готовность к предложению своего решения проблемы; умение обосновывать решение проблемы; умение демонстрировать способ решения проблемы (трансляция ФУ); умение использовать полученные знания на практике, предложить различные варианты; участие в итоговом выступлении, умение делать выводы.

- ЦК-2: владение знанием современных точек зрения по теме проекта и способов выполнения проекта; умение определять проблему проекта, формулировать цель, задачи, способы решения; умение применять оригинальность и творческий подход к решению проблемы; применение опыта деятельности в предложенных дополнительных заданиях; умение оценивать деятельность других групп, находить ошибки, предлагать решение.

- ЦК-3: урок ФК; УУГ; модульное занятие в секции; физкультурно-оздоровительные мероприятия, ПИФО-игры.

- ЦК-4: по анкетированию (готовность выполнять дом/задание по ФК, утреннюю гимнастику и комплексы АФК дома; посещение физкультурно-оздоровительных клубов; готовность к активному двигательному отдыху).
2.1.2 Учебно-познавательные компетенции
Учебно-познавательные – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающее элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами (знания и умения организации, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности).


Учебно-познавательные компетенции по ФК (УПК):

- овладение теоретико-методическими знаниями в физкультурно-оздоровительной области (УПК-1);

- способность проявлять познавательную активность в физкультурно-интеллектуальных состязаниях (УПК-2);

- умение самостоятельно проводить различные формы занятий ФК (УПК3).

Способы (приемы) оценивания сформированности предметных компетенций по ФК:

УПК-1: устный опрос, тестирование по разделам (основы ФК и С; олимпийское движение; методы самоконтроля ФР и ФП; связь ЗОЖ с укреплением здоровья, роль и место ФК в его организации; организационно-содержательные аспекты занятий ФУ).

По листам наблюдения:

- УПК-2: умение обобщить информацию по ФК, для использования в физкультурно-интеллектуальных состязаниях; умение объяснить технику выполнения ФУ; умение правильно показать технику выполнения упражнения; проявление необходимых познавательных качеств в состязаниях по ФК.

- УПК-3: умение самостоятельно проводить элементы подготовительной, заключительной частей урока; комплексы оздоровительной гимнастики; физкультминутки на других уроках.
2.1.3 Информационные компетенции
Информационные компетенции - это компетенции, при помощи реальных объектов (компьютер) и информационных технологий (СМИ, эл. почта, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Информационные компетенции по физической культуре (ИК):

- способность к поиску информации в Интернете, ее анализу и использованию при подготовке заданий в рамках годового проекта по физической культуре (ИК-1);

- умение использовать технологические возможности компьютера в целях подготовки к занятиям по физической культуре (ИК-2);

- умение создавать презентации по теоретико-практическим темам учебного предмета «Физическая культура» (ИК-3);

- умение создавать графические объекты (диаграммы, графики и др.) для овладения учебным материалом по физической культуре (ИК-4);

- способность использовать возможности электронной почты для информационного обмена с учителем и группой при выполнении проблемных заданий и создании презентации по физической культуре (ИК-5).

Способы (приемы) оценивания сформированности предметных компетенций по ФК:

- ИК-1: по опросу, тестам, листам наблюдения (умение активно использовать информацию на занятиях ФК и в проектной деятельности);

- ИК-2: по листам наблюдения (активное использование технологических возможностей компьютера для подготовки к занятиям ФК);