Файл: Ответ Разработка программы исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практические задания:
1. Выберите тему исследования и разработайте этапы и процедуры программы исследования.
Ответ:
Разработка программы исследования
Тема исследования: «Правовое обеспечение и реализация деятельности негосударственных организаций социальной защиты населения в волгоградской области».
Актуальность. Россия, являясь социальным государством согласно Конституции РФ (гл. 1. ст. 7) [1], главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования. Главная задача социальной политики Российской Федерации - достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.
С развитием современного общества, внедрением инновационного для Российской Федерации подхода к организации рынка социальных услуг, совершенствованием законодательной базы касающейся социального обслуживания и социальной защиты граждан, государство расширило границы социального обеспечения, посредством привлечения некоммерческих организаций различного вида к оказанию и предоставлению социальных услуг гражданам.
Мировая практика показывает, что негосударственные некоммерческие организации часто оказываются эффективнее предпринимательских или государственных структур и способствуют снижению государственных расходов в тех сферах деятельности, где они успешно работают.
Функционирование сектора негосударственных некоммерческих организаций, как в стране, так и на территории региона способствует развитию социальной сферы, внедрению социальных инноваций, формированию благоприятной инвестиционной привлекательности, сохранению и приумножению образовательного, интеллектуального и духовного потенциала общества.
Тему деятельности некоммерческих организаций в сфере социальной защиты и социального обслуживания поднимали такие зарубежные исследователи как C. Antonio, L. Paolo, T. Alessandra изучавшие в своих работах вопросы более плотного сотрудничества государства и некоммерческих организаций и проводившие обзор проблемных вопросов, которые возникают входе такого взаимодействия. Среди отечественных исследователей можно назвать
Мерсиянову И.В. и Беневоленского В.Б. изучавших в своих статьях преимущество некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг, а также апробацию в российских условиях, Шмулевич Е.О. посвятила свои работы исследованиям в области поддержки социально-ориентированных организаций государством, а также изучающая зарубежный опыт. [Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б., Шмулевич Е.О.] Работы Гусейнова Э.К., посвящены возможностям некоммерческих организаций в сфере услуг социальной защиты. [Гусейнов Э.К., 41] Халын В.Г. в своих статьях давал анализ развития социально-ориентированных некоммерческих организаций. [Халын В.Г.]
Цель исследования- изучить реализацию деятельности некоммерческих организаций в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения в Волгоградской области.


Задачи исследования:
1. Определить правовые основы социальной работы в РФ.
2. Выявить участие НКО в оказании государственных услуг в социальной сфере.
3. Проанализировать статистику негосударственных некоммерческих организаций, занятых в сфере социального обслуживания в РФ и в Волгоградской области, в частности.
4. Дать оценку деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области.
Объект исследования - некоммерческие организации.
Предмет исследования - деятельность некоммерческих организаций в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
Методы исследования включают в себя общенаучные, к ним относятся: теоретический анализ проблемы в научной литературе; анализ нормативно- правовой базы и законодательных актов; практические, к ним относятся: сравнение, наблюдение.
Теоретическая значимость данной работы заключается в комплексном описании деятельности некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг, а также возможностей некоммерческих организаций в социальной сфере, посредством анализа нормативно-правовой базы.
Практическая значимость данной работы заключается в изучении деятельности негосударственных организаций социальной защиты в РФ не как наблюдателя, а как специалиста некоммерческой организации, занимающейся предоставлением социальных услуг населению.
2. Прочитайте и проанализируйте текст одного исследования по социальной проблематике (журналы по социальной
работе). Определите этапы исследования.
Ответ:
Определение этапов исследования (на примере исследования роли благотворительных организаций в системе профилактики социального
сиротства.)
Актуальность. Анализ ситуации детства в России показывает, что положение детей, их защищенность в последние годы продолжает ухудшаться.
С середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира.
В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дерти зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с последнего времени рост беспризорности. К сожалению, несовершенство системы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечение родителей, точное количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране назвать вряд ли возможно.
Профилактика этих явлений в детской и подростковой среде, в современных условиях должна рассматриваться как приоритетная задача не только государственных и муниципальных органов власти и социальных служб, но и не государственных, некоммерческих организаций.
Степень разработанности проблемы исследования.
Формирование социологического подхода к проблемам детства относятся к концу XIX началу XX века. Э Дюркгейм разрабатывает концепцию двойственной природы человека с соответствующей системой воспитания, выделяя общество в состояние аномии. В начале XX века в работах отечественных и зарубежных исследователей все большее место занимают проблемы неблагополучия семьи, трудных подростков, осмысление таких категорий как «безнадзорные», «беспризорные», «дети – сироты» и, наконец «дети, оставшиеся без попечения родителей». Говоря о современниках, можно привести работы таких ученых как Бреева Е. Б., Дроздов А. Ю., Кабанов С. Н., Кузнецова Т. Ю., Устинов В. С., Федотова Ю. В., Черняк Е.М., Шереги Ф.Э. и др.


Непосредственная деятельность служб по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей освещаются в трудах Алексеевой Л.С, Антонова В.Н.,
Дементьевой И.Ф., Иващенко Г.М., Кудрявцева Г.А., Павленка П.Д., Романова Е.Г., Суханова О. В., Ширгалина Б.Ш. и многих других. Вопросы, касающиеся форм устройства детей, рассматриваются Горячевым М.Д., Догляд В., Кузякиным А. П., Кречет Л.С, Михеевой Л.Ю. и так далее.
Проблемой развития некоммерческого сектора в России и его деятельностью в сфере социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимаются Шинелева Л.Т., Хухлина В.В., Холостова Е.И. и др.
Однако деятельность благотворительных организаций, в профилактике социального сиротства, до сих пор не определена, в связи с этим возникает вопрос какова роль таких организаций в проводимой профилактической работе с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними. Выяснению этой проблемы и посвящено данное исследование.
Объект: профилактическая работа по предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.
Предмет: профилактическая работа по предупреждению детской безнадзорности и беспризорности благотворительными организациями.
Цель: определить роль благотворительных организаций в проводимой профилактической работе по предупреждению социального сиротства среди несовершеннолетних и выявить наиболее эффективные пути развития данного направления.
Задачи:
- определить нуждаются ли службы социальной защиты в оказании помощи благотворительными организациями при проведении профилактических мероприятий;
- выяснить оказывается помощь благотворительными организациями социальным службам;
- оценить качество проводимых профилактических мероприятий благотворительными организациями.
Операционализация понятий:
1) Теоретическая интерпретация.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо законных представителей.
Беспризорный – безнадзорный не имеющий место жительства и (или) места пребывания.
Благотворительная организация – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ, целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категории лиц.
Группа социального риска – любое социальное общество, способствующее возникновению, развитию реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостаток в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствии; дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонением в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или при помощи семьи.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из

воспитательных, лечебных учреждений социальной защиты населения других аналогичных учреждении и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо, в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровью либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественное действие.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Социальные сироты — дети, родители которых лишены родительских прав, дети, изъятые из семьи в связи с необеспечением родителями заботы, ухода и воспитания своих детей, угрозой их здоровью, психическому состоянию и благополучному развитию;
Социальная служба – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательное учреждение, в которых содержаться (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения; учреждения системы здравоохранения и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
2) Эмпирическая и операциональная интерпретация.
· участие благотворительных организаций в профилактике социального сиротства;
- постоянно сотрудничают с органами социальных служб;
- помощь имеет разовый характер;
- затрудняюсь ответить;
- только при обращении, личной инициативы не проявляют;
- не участвуют.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что:
- помощь, оказываемая благотворительными организациями в профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, имеет разовый характер;
- результативность профилактики социального сиротства улучшится при наличии постоянного сотрудничества между органами социальных служб и благотворительными организациями;
- эффективность профилактики возрастет, если будут разработаны и внедрены новые методики работы на основе межведомственного взаимодействия.
Методы сбора информации:
1. Теоретические методы: анализ и синтез литературных источников, метод индукции и дедукции, системный и дифференциальный анализ, статистический анализ.
2. Эмпирической базой исследования послужили:
- данные вторичного анализа статистических материалов, документов социальных служб и благотворительных организаций;
- материалы анкетного опроса работников социальных служб города Новокузнецка. Тип выборки – стихийный отбор (n = 400);
- данные экспертного опроса методом интервью. Тип выборки «снежный ком» (n=10);


- материалы контент-анализа периодического издания «Кузнецкий рабочий», «Франт» и телепередач города Новокузнецка, проведенного исследователем за период 2007-2008 гг.
«Цели образования и самореализация с помощью образования»
Цель исследования:
Главной целью моего исследования является изучение отношения молодежи к получению образования.
Проблема исследования:
- Возможна ли самореализация личности с помощью образования
Проблема заключается в том что выпускники высших учебных заведений не находят работу по своей специальности. Существенной социальной проблемой в последние 10 лет является молодежная безработица. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 г. она составляла 35,5%, в 1995 г. — 41%, в 1997 г. — 35% (всего безработных на начало 1997 г. насчитывалось около 7 млн человек). В 2000 г. уровень безработицы стабилизировался. Однако проблема молодежной безработицы остается актуальной в жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». Исследования показали, что боятся стать безработными в будущем более 70 % опрошенных.
Вторая проблема — падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования свидетельствуют, что молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным. «Высокая зарплата» — вот что оказалось решающим при выборе места работы для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% — из числа 24-летних и 64,4% — 31-летних.
Таким образом, социологи и социальные психологи обнаруживают обострение проблем, связанных с существованием и развитием такой социальной группы как молодежь. Поэтому я считаю, что прикладное исследование по проблеме самореализации молодежи с помощью образования является актуальным.
Предмет исследования:
Не только наши, но и результаты международных исследований подтверждают, что молодые люди становятся все более нацеленными на материальный успех. Так происходит в США, Англии, Швеции, России и других странах. В последние годы наблюдается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких как стремление к самовыражению или необходимость творчества, реализация способностей или желаний.
Сегодняшняя молодежь не стремится в космонавты или физики. Она предпочитает другую работу. В 1996 г. более 2 млн 600 тыс. человек являлись
«челноками»; 483 тыс. бывших спортсменов, в том числе 20-летних, молодых и перспективных, трудились охранниками в коммерческих структурах; 400 тыс. — в игорном и лотерейном бизнесе.
На шкале профессионального престижа, по данным ученых Института молодежи, первые 10 мест занимают: юрист (8,0), владелец коммерческого банка
(7,9), врач (7,1), профессор в вузе (7,0), менеджер (6,9), журналист (6,6), бухгалтер (6,6), владелец магазина (6,4), телохранитель (5,9), криминальный
«авторитет» и школьный учитель (5,2). Последние три места занимают: рабочий на предприятии (3,9), тракторист (3,6), инженер (4,5). Криминальный
«авторитет» ценится выше профессии милиционера, а профессия телохранителя — выше офицера ВС, депутата, последние — выше инженера, научного работника, рабочего и тракториста. По данным опроса МГУ, в иерархии качеств, которым отдается предпочтение, «быть образованным, духовно богатым человеком» занимает в сознании 17-летних 10-е место (из 15), а у 24-летних — 12-е.
Операция с понятиями:
Система образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; * сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; * органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Лит.: Закон
Российской Федерации "Об образовании", статья 8.