Файл: Ответ Разработка программы исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что студенты при поступлении в вуз и выборе специальности ориентируются на ее престижность, дальнейшее трудоустройство по специальности, и мало уделяют времени для самореализации, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.
В результате исследования обнаружена закономерность. На вопрос «Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития» 68% ответили, что «да», но в результате дальнейшего исследования, при наличии большого свободного времени студенты не используют его для саморазвития, а слушаю музыку и т.п., и только 22% респондентов занимаются по специальности в свободное время.
Определение этапов исследования (на примере исследования Н. Фэркло)
Этап 1. Выбор проблемы исследования. Цель исследования должна быть продиктована необходимостью критически осмыслить конкретную социальную проблему как форму неравенства и несправедливости и в конечном счете способствовать решению этой проблемы. Для того чтобы обнаружить определенное социальное «искажение», исследователь должен выявить и осознать несоответствие между реальностью и представлениями людей об этой реальности, ставшее идеологией.
В качестве такого несоответствия у Фэркло выступает разрыв между академическим дискурсом университета и консьюмеристской культурой в британском обществе.
Этап 2. Формулировка основных вопросов исследования. Фокусировка исследования делается на анализе связей между дискурсивными практиками и более широкими социальными структурами и изменениями. Важно показать, что дискурсивная практика не только отражает, но и формирует социальные изменения.
В рассматриваемом примере дискурсивные практики университетов соотносятся с более широкой социальной практикой общества потребления, оказывающей влияние на изменение академической культуры.
Этап 3. Выбор материала для исследования. Выбор материала определяется целями исследования, уровнем релевантности материала, а также возможностями доступа к материалу.
В данном случае автором в качестве анализируемого материала выбраны тексты рекламных объявлений о приеме на работу. Сравниваются объявления двух университетов — Политехнического университета Шеффилд Сити (пример 1) и Британского государственного университета, Ньюкасл-на-Тайне
(пример 2).
Этап 4. Анализ. Это основной этап исследования, который включает (согласно модели Фэркло) три уровня КДА — дискурсивную практику, текст и социальную практику.
Анализ дискурсивной практики предполагает анализ специфики производства и потребления текста. При изучении специфики производства текста важно, в частности, проследить интертекстуальную цепочку текстов, понять, на основе каких дискурсов созданы тексты и как изменяются структура и содержание текста в различных интертекстуальных связях. Для выявления специфики потребления текстов важно изучить, кто является читателями (потребителями) текста и как они понимают этот текст.
При рассмотрении дискурсивных практик двух университетов Фэркло фиксирует, что пример 2 демонстрирует наличие лишь одного — традиционного академического дискурса (указывается название факультета, кафедры, тип специализации претендента, уровень квалификации и опыт преподавательской деятельности).
И наоборот, в примере 1 наблюдается высокий уровень интердискур- сивности. Помимо традиционного образовательного дискурса, используются другие дискурсы: рекламный дискурс («Мы, один из ведущих центров Великобритании с репутацией университета с высококлассным обучением и инновациями в исследованиях, влияем на будущее поколение новаторов и бизнес-лидеров»), дискурс о личностных качествах («Вам необходимо обладать энергией, энтузиазмом и умением общаться, чтобы мотивировать свою команду»), менеджмент-дискурс («умение инициировать и руководить исследованиями, консультационными проектами и короткими программами»). Все это служит проявлением более широких социальных изменений.


Анализ текста включает лингвистические характеристики (выбор слов, грамматика, метафоры ит.д.), при помощи которых текст активизирует тот или иной дискурс, «трактует» определенные события и тем самым репрезентирует и конструирует определенные образы (версии) реальности, социальных отношений и социальной идентичности.
В примере 1 доминируют «промоушн-дискурсы» и, соответственно, их конструкция идентичности. Именно таким образом обозначается и сам университет, и претендент на должность (успешный профессионал). При этом обе стороны получают равные позиции в отношениях (задаются отношения партнерства между университетом и претендентом). В примере 2 институциональный тон объявления можно охарактеризовать как отстраненный, консервативный, безличный (используются глаголы в пассивном залоге без указания агента, устаревшие слова и формальные термины и др.). Университет демонстрирует свою институциональную власть при описании условий работы, но при этом не претендует на власть в формировании идентичности претендента.
Анализ социальной практики предполагает два уровня. Во-первых, важно исследовать отношения между дискурсивной практикой и порядком дискурса
(определить, к какой сети дискурсов относится данная практика, каким образом дискурс распределяется в текстах и т. д.). Во- вторых, необходимо изучить недискурсивные (культурные и социальные) структуры и отношения (понять, какие экономические и институциональные факторы влияют на дискурсивную практику), что позволяет сделать выводы по поводу социальных изменений и идеологических последствий. Либо дискурсивная практика поддерживает порядок дискурса и баланс социальной практики с ее системой неравенства, либо порядок дискурса изменился и тем самым способствовал социальным трансформациям, ведущим к изменениям позиций власти.
С точки зрения изменений в порядках дискурса можно сделать вывод о том, что в примере 1 происходит интердискурсивное соединение между традиционным университетским дискурсом и промоушн-бизнес- дискурсом. За этими процессами Фэркло видит более широкие социальные изменения, которые он называет коммерциализацией дискурса. Он соотносит подобные трансформации дискурсивных практик с другими социальными практиками в
Великобритании, в частности с реализацией социального проекта М. Тэтчер, в результате которого неолиберальный (консьюмеристский) дискурс вместе с консервативным и популистским дискурсами проник в социальную и политическую область. С позиций социологических макротеорий Фэркло соотносит происходящие изменения с переходом британского общества к посттрадиционному обществу и реструктуризацией экономической системы от экономики производства к экономике потребления.
Таким образом, в более широком социальном контексте борьба дискурсов предстает как борьба за принципы дальнейшего функционирования университетов в Англии. С одной стороны, речь идет о понимании университетов как институтов рынка услуг, где продукт продается, покупается и обсуждается (не случайно эту модель в примере 1 демонстрирует один из политехнических университетов, которые всегда были ближе к бизнесу и больше ориентировались на профессиональную квалификацию). С другой стороны, отстаивается и воспроизводится традиционная модель университета, отграничивающая академическое функционирование от притязаний безнес-сектора (пример 2).
Этап 5. Результаты исследования. Поскольку цель критического дискурс-анализа — не только объяснение, но и создание технологий для оптимизации социальных практик в направлении демократизации общества и укрепления свобод и прав граждан, то результаты исследования важно представить, как систему рекомендаций для соответствующих изменений определенной социальной практики (принципы социальной инженерии). Формулировки таких рекомендаций должны быть понятны тем, кому они адресованы, и главное — необходимо, чтобы эти рекомендации могли быть использованы теми социальными группами, которые способны оказать влияние на перераспределение власти в той или иной социальной сфере.
Применительно к рассмотренной ситуации Н. Фэркло предлагает использовать стратегию «технологизации дискурса», которая в том числе может быть использована и для обучения людей новым формам дискурсивных практик (например, для подготовки бизнес-менеджеров). Также Фэркло подчеркивает необходимость развития и распространения «критического осознания языка» как технологии распознавания скрытых форм социального влияния и контроля, а также сопротивления им.
Важно отметить, что проведение критического дискурс-анализа и осмысление его результатов позволяет социологу освоить навык конструирования социальных технологий — приемов и процедур преобразования социальной практики, который может оказаться полезным при реализации различных исследовательских проектов.