Файл: Ответ Разработка программы исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательное учреждение
Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.
Система высшего образования
Система высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего
Институт
Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. Лит.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г.
Университет
Университет - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Лит.
Социология образования
– дисциплинарная область социологии, объединяющая теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Основа социологии образования была заложена в функционалисткой традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. Образование для Э.Дюркгейма является способом, с помощью которого общество воспроизводит условия своего существования. Р.Н.Абрамов
Самореализация – осуществление возможностей развития "Я". Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление. Наиболее близкими к понятию "самореализация" являются понятия "самоактуализация" и "самоосуществление". Понятие "самоактуализация", как правило, описывается в психологической литературе со ссылкой на работы А. Маслоу. В зарубежных психологических и философских словарях термин "самоосуществление" (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.
Л.А.Коростылева предлагает следующее определение: самореализация – это осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.
Средний класс - класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Средний класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Различают старый средний класс и новый средний класс.
Новый средний класс - не владеющие средствами производства и живущие за счет продажи своего труда служащие, управляющие, инженеры, профессиональные работники умственного труда и др.
Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, что подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до -22 лет (когда рабочая молодежь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы приводят к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражены мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична реалистична. Недаром большинство

проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.
Гипотеза
Исходя из анализа литературы – результатов прикладных исследований и монографий – можно определить исследовательскую гипотезу следующим образом: при формирование целей получения образования молодежь выбирает не самореализацию (развитие своих творческих способностей, формирование навыков исследовательской работы и т.п.), а рассматривает получение диплома о высшем образование как базу для получения высокооплачиваемой работы, и, как следствие, будущее материальное благополучие.
Методика исследования
Основным методом моей социологической работы является метод «анкетирования» и при написание теоретической части был использован метод
«анализ документов»
Анкетирование
Анкетирование — самый распространенный в социологии метод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность.
Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.
Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.
Выборочное обследование
Такое обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа — выборочная совокупность. Что она собой представляет? Это — уменьшенная копия генеральной совокупности.
Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает.
Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.
Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеют вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.
Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.
Ошибка репрезентативности намеренно допускается очень редко. Чаще она возникает из-за того, что социологу неизвестна структура генеральной совокупности: распределение людей по возрасту, профессии, доходам и т.д.
Анкета
Уважаемый участник опроса!
Результаты исследования послужат исключительно научным целям. Полученные от Вас сведения останутся анонимными. Участие в опросе добровольное, но чем больше человек будет опрошено, тем надежнее окажутся результаты исследования.
Пожалуйста, внимательно прочтите поставленные вопросы и выскажите свое мнение. Нам важны любые мнения! Мы заинтересованы в Вашей искренности.


Заранее благодарим за участие!
1. Почему вы решили поступить в университет?
• Хотел (а) бы работать по выбранной специальности
• Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности
• Мне посоветовали родители, знакомые
• Проще поступить по сравнению с другими вузами;
• Просто нужен диплом о высшем образовании;
• Было все равно куда поступать;
• Не смог (ла) поступить в другой вуз;
• Другое___________________________________________________________________
2. Как вы думаете, сейчас выбрали тот же вариант ответа на первый вопрос
• Да
• Если «нет» то укажите то какой _________________________________________________
3. Оправдались ли Ваши ожидания в выборе университета, если «Да», то в какой мере?
• Полностью • Частично • Не оправдались • Трудно сказать
4. Работаете или работали вы по специальности во время обучения?
• Да • Нет
5. Какой деятельностью вы в будущем хотите заниматься?
• Работа по найму, по специальности указанной в дипломе
• Предпринимательской деятельностью
• Научной
• Преподавание
6. Где и кем работаете в настоящее время?
________________________________________________________________________
• Не работаю
7. Кем бы вы хотели бы работать в будущем?
_______________________________________________________________________________________
8. Если бы вы снова поступали в Вуз, то выбрали бы туже самую специальность?
• Да • Нет • Не знаю
9. Учиться в моем Вузе очень интересно?
• Да • Нет • Не знаю
10. Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития?
• Да • Нет • Неуверен • Затрудняюсь ответить
11. Некоторые студенты считают, что Обучение в вузе очень скучное и однообразное
• Согласен • Не согласен • Неуверен • Затрудняюсь ответить
12. Некоторые студенты считают, что Учиться в университете трудно, вы с этим согласны
• Согласен • Не согласен • Неуверен • Затрудняюсь ответить
13. Вы согласны с высказыванием «Мои профессиональные перспективы по специальности я оцениваю как хорошие»
• Согласен • Не согласен • Неуверен • Затрудняюсь ответить

14. Что было для Вас особенно важным при выборе специальности?
• Получение профессиональной квалификации
• Возможность трудоустройства
• Высокие доходы в будущем
• Хорошие возможности для дальнейшего профессионального роста
• Творческая и интересная деятельность
• Изучение нового, расширение своего кругозора
• Советы родителей, учителей и знакомых
• Наличие знакомых, уже обучающихся по этой специальности
• Мне было все равно, где учиться
• Возможность насладиться студенческой жизнью
• Просто необходимость высшего образования
• Престиж вуза, в который я поступил
15. Достаточно ли у Вас сейчас свободного времени, чтобы реализовать свои интересы?
• Да • Нет
16. Если у Вас мало свободного времени, то с чем это связано?
• Учеба отнимает много времени
• Приходится подрабатывать, работать
• Другое. Что именно?________________________________________________________________
17. Если у Вас есть свободное время, то где Вы проводите его чаще, дома или вне дома?
• Обычно дома
• Обычно вне дома
• Трудно сказать
18. Как Вы проводите свое свободное время дома?
• Читаю книги по специальности
• Ничего не делаю
• Приглашаю в гости друзей и знакомых
• Слушаю музыку
• Читаю газеты и журналы
• Смотрю телевизор, видео
• Выполняю различную работу по дому, помогаю родителям
• Занимаюсь своей внешностью
• Отсыпаюсь
• Играю в компьютерные игры
• Читаю художественную литературу
• Занимаюсь домашними животными
• Пью пиво
• Другое ______________________________________________
19. Укажите свой курс _________________


Аналитическая часть
Мною была разработана анкета, в анкетирование принимали участие студенты астраханского филиала московского государственного университета экономики статистики и информатики. Всего респондентов в количестве 50 человек, различных специальностей:
- менеджмент организации;
- прикладная информатика в экономике;
- финансы и кредит;
- бухгалтерский учет;
В анкетирование принимали студенту 3 курса, 4 курса и 5 курса.
В процентном соотношении курсы были представлены так:
3 курс – 30%
4 курс – 30%
5 курс – 40%
Респондентам было представлено 19 вопросов.
По результатам анкетирования на вопрос:«Почему вы решили поступить в университет?», респонденты выбрали такие ответы:
Хотел (а) бы работать по выбранной специальности 48%
Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности 36%
Мне посоветовали родители, знакомые 20%
Проще поступить по сравнению с другими вузами 8%
Просто нужен диплом о высшем образовании 10%
Было все равно куда поступать 4%
Не смог (ла) поступить в другой вуз 2%
Другое 2%
По этим данным видно, что одним из главных факторов при поступлении в Вуз, практически у половины респондентов является дальнейшее трудоустройство по выбранной специальности (48%), а 36% порошенных респондентов ответили, что хотели бы получить знания по выбранной специальности. Мотивация внешнего характера – по совету родителей и знакомых представлена у 20% опрошенных. Таким образом, первичная мотивация, связанная с осознанным выбором поступления на факультет ради приобретения профессии и получения знаний по специальности, выражена более чем у половины опрошенных.
После этого последовал вопрос: «выбрали тот же вариант ответа на первый вопрос если бы поступали в данный момент». Подавляющее число респондентов выбрали положительный вариант ответа (98%), это показывает, что студенты не разочаровались в специальности, вузе, и т.п. и только 2% опрошенных ответили, что они разочаровались в выбранной специальности.
На вопрос «Оправдались ли Ваши ожидания в выборе университета», респонденты отреагировали положительно: полностью оправдали ожидания у
34% опрошенных, частично у 58 % опрошенных и только 6% опрошенных ответили, что не оправдались. Для более чем половины опрошенных ожидания реализованы частично, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования учебного процесса и работы со студентами.
На вопрос «Работаете или работали вы по специальности во время обучения?», 32% опрошенных ответили, что работали и 68% ответили, что не работали. Это показывает, что третья часть студентов имеет практический опыт работы по специальности, а больше половины студентов вообще не работали.
Дальнейший анализ показал, что интерес к будущей работе для студентов связан, прежде всего, работай по найму, по специальности (58%) и предпринимательской деятельностью (58%). Научной деятельностью – 2 процента, преподавание - 8 процентов опрошенных.
А на вопрос «Где и кем вы работаете?», 74% опрошенных ответили, что в данный момент они не работают, а работающими себя назвали 36% студентов,

среди профессий, которые представлены в списке, чаще всего встречаются экономисты 6%), бухгалтера, преподавателями и кредитные эксперты (4%), по
2% работают предпринимателями, дизайнерами, риэлтерами, администраторами и операторами сотовой связи.
В то же время более 20 % опрошенных студентов не знают, кем будут работать после окончания университета, 22% желали бы работать менеджерами в экономической сфере, а не которые хотели бы попробовать себя в предпринимательской деятельности 20% опрошенных и 14% хотели бы быть банкирами.
На следующем этапе оценивалась отношение к вузу и специальности в целом.
На вопрос «Если вы снова поступали в Вуз, то выбрали вы ту же специальность» , 64 процента опрошенных ответили да, 22% что нет, и не знают 6% респондентов, это показывает, что студентов в целом устраивает выбранная специальностью.
На вопрос «Учится в моем вузе интересно», 68% считают что интересно, 26% не знают, и только 6 % сказали что не интересно, это говорит о том что моральная атмосфера очень положительна. И это подтвердили ответы на следующий вопрос «Некоторые студенты считают, что Обучение в вузе очень скучное и однообразное», 72 % не согласны с этим с высказыванием, 14% согласны, 8% не уверены и 4% затрудняются ответить.
А вот на вопрос «Считают ли студенты обучение в вузе трудным» 60% респондентов ответили что не считают обучение трудным, согласились с этим
22% респондентов, 7% не уверены и 4% затрудняются ответить.
На вопрос «мои профессиональные перспективы по специальности я оцениваю как хорошие», половина респондентов согласились с этим (52%), не согласились с этим всего лишь 6% опрошенных, 22% не уверены и 20% затруднились, ответь. Это показывает, что 52% респондентов в дальнейшем смогут свои знания, полученные в вузе применить на практике, но практически половина или не уверены, или затрудняются ответить это говорит о том, что знания не помогут им в будущем.
На вопрос «что было для особо важным при выборе специальности», 60% ответили, что выбрали специальность для получения профессиональной квалификации, так же 60% респондентов ответили, что из за «возможные доходы в будущем», на втором месте 44% хорошие возможности для дальнейшего профессионального роста, на третьем месте 42% изучение нового, расширение своего кругозора, на четвертом месте 40% возможность трудоустройства по специальности, на пятом месте творческая и интересная деятельность (34%), на шестом месте возможность насладится студенческой жизнью (16%), седьмое место поделили три ответа, наличие знакомых, уже обучающихся по этой специальности, просто необходимо высшее образование, престиж вуза, в который я поступил по 10%, на восьмом месте советы, родителей, учителей, знакомых 4%, и на девятом месте мне было все равно где учится 2%. Из этого следует, что больше половины студентов выбирают специальность из за высоких доходов в будущем по этой специальности получение профессиональной квалификации.
На вопрос «достаточно у вас свободного времени, что бы реализовать свои интересы», 68% респондентов ответили, то у них достаточно времени для реализации своих интересов, и только 32% ответили, что недостаточно времени.
В то же время нехватка времени из за того, что учеба отнимает много времени ответили 32% опрошенных, 30% респондентов ответили, что из за работы, и другое ответили 10% опрошенных.
Вопрос «Высшее образование дает вам широкие возможности для саморазвития»
68% считает что «да», 16% не уверены, 14% затрудняются ответить и только 2 % считают что «нет
Свободное время респонденты проводят вне дома 50% опрошенных, 30% респондентов свободное время проводят дома, и трудно сказать ответили 20% респондентов. Из это следует у респондентов очень много свободного времени для самореализации, но они им не пользуются.
На вопрос, как вы проводите свободное время 58% респондентов ответили, что они слушают музыку, 52% смотрят телевизор и видео, 50% выполняют различную работу по дому, 32% читают газеты и книги, 30% отдыхают с друзьями, 26% отсыпаются и играют в компьютерные игры, 22% занимаются своей внешностью и читают художественную литературу и читают книги по специальности, 14% пьют пиво, 6% ничего не делают, занимаются домашними животными. Из этих ответов респонденты мало времени уделяют для саморазвития т.к. в свободное время большинство респондентов смотрят телевизор, слушают музыку, отдыхают с друзьями и занимаются своей внешностью и всего лишь 22% респондентов читаю книги по специальности.