Файл: 1 Малый бизнес и его роль в современной экономике 1 Сущность и функции малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение процессов малых организаций, проблем, стоящих перед ними, и путей их решения, действительно отвечает веянию времени. Развитию малого бизнеса в России следует уделять больше усилий. Сегодня основную часть ВВП формируют крупные организации. Эти организации в основном работают в таких сферах как добыча природных ресурсов, в частности нефть, газ, руды.

Инновационный путь развития нашей экономики требует глубокого развития малого бизнеса. Улучшение рыночной конкуренции поможет увеличить эффективность экономики в целом. Сегодня малый бизнес развивается низкими темпами. В первую очередь данному факту мешают государственные барьеры, а также множественные трудности по ведению отчетов и сдаче отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды.

Повышение страховых взносов в 2009 году на 243 % для организаций, работающих на упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход, также не внушает оптимизма по развитию малого бизнеса. Данный факт еще больше уменьшил возможности малого бизнеса привлекать квалифицированную рабочую силу.

Малый бизнес имеет преимущество перед крупными фирмами не во всех сферах, но основным преимуществом его является минимизация накладных расходов или полное их отсутствие. Наличие большого количества мелких фирм в той или иной отрасли заставит их эффективно конкурировать, заниматься поиском новых инновационных методов управления, оперативного учета, повседневного функционирования. Выжившие в этой конкурентной борьбе фирмы будут эффективно работать в своих интересах и в интересах общества.

В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет 40 %, в нашей стране до 15 %. Данный факт также говорит о малой доле среднего класса в нашей стране, потому что в основном средний класс и занимается созданием и развитием малых предприятий.

В мире существует два подхода к деятельности малых организаций (один из них все чаще обозначаются немецким термином Mittelstand):

  1. Немецкий подход основан на том, что малое предприятия в своей стратегии делает упор на определенных сегментах определенного рынка товаров. И такие компании начинают делать какой-либо товар лучше остальных и даже крупные компании не могут сделать лучше. Такая узкая специализация дает конкурентное преимущество.

  2. Японский подход основан на том, что малые предприятия тесно сотрудничают с более крупными организациями и производят комплектующие для их основной продукции, такой как машины, бытовая техника и компьютеры.


В первом случае потребителем товара компании является население, во втором крупные организации. При отсутствии в регионах России крупных организаций, нуждающихся в поставщиках каких-либо комплектующих, можно сделать вывод, что нам больше подходит немецкий путь. Развитию малых предприятий в России мешает отсутствие должных условий, которые должно создавать государство, а также не всегда высокая покупательская способность потребителей.
2 Проблемы и преимущества развития малого бизнеса в России

2.1 Преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России
Как показывает мировая практика, малое предпринимательстве играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

  • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

  • более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.



При всем этом субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

  • зависимость от крупных компаний;

  • недостатки в управлении делом;

  • слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

  • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

Другими причинами банкротств малых фирм будут:

  • запущенность бизнеса;

  • плохое здоровье или вредные привычки;

  • катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла. На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах традиционно более удачливы.

В случае если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенных в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.


Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.


2.2 Проблемы развития малого бизнеса в современной России
Для предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного характера).

Проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы:

  1.  Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

  2.  Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

  3.  Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

  4.  Кредитная необеспеченность.

Сами представители предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

  1.  недостатки налоговой системы;

  2.  отсутствие оборотных средств;

  3.  низкий платежеспособный спрос населения;

  4.  высокая арендная плата;

  5.  экономическая политика государства;

  6.  недоступность кредитов;

  7.  дороговизна сырьевых ресурсов;

  8.  Слабое развитие внутреннего рынка;

  9.  высокие тарифы на перевозки;

  10.  отсутствие производственных площадей.

А по данным ассоциации ОПОРА основные проблемы малого бизнеса распределяются так, как изображено на рисунке 1.


Рисунок 1 - Основные проблемы малого бизнеса
Рассмотрим подробнее основные проблемы предпринимательства:

1. Недостаток финансовых ресурсов.

 Весьма значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю.