Файл: 1 Малый бизнес и его роль в современной экономике 1 Сущность и функции малого бизнеса.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Перспективы и пути совершенствования развития малого бизнеса в современной России
3.1 Перспективы развития малого бизнеса в современной России
Следующим шагом работы является рассмотрение перспектив развития малого бизнеса в РФ.
К 2025 году для субъектов малого предпринимательства предусматривается достижение следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики, в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России:
-
доля малого бизнеса в общем ВВП - 30%; -
увеличение доли малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80%; -
увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения Российской Федерации и до 30 % от числа всего занятого населения; изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе: сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли - до 20%, без сокращения их общей численности; -
рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке - до 50%; -
рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности - в 4-5 раз.
Такие ориентиры направлены на обеспечение к 2025 году сопоставимых со среднеевропейскими показателей развития малого и среднего предпринимательства, что предполагает стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности - до 6 млн.
Необходимо учитывать то, что в настоящее время мировая экономика испытывает воздействие глубокого финансового и циклического кризиса. Наряду с большинством развитых экономик влияние кризиса ощущают и развивающиеся страны. В долгосрочной перспективе вероятно восстановление роста мировой экономики, но по сравнению с докризисным периодом ее динамика будет более подвержена циклическим колебаниям.
При благоприятном сценарии развития экономики среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2015-2020 гг. в основном варианте прогноза составили 4-4,2%, за 2015-2021 гг. - 2,7%, по сравнению с 3,9% в 2009-20014 гг. и 3,3% в 2001-2008 годах. В то же время, нынешний кризис мировой экономики может открыть полосу длительного замедленного развития мировой экономики, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми центрами сил, странами экспортерами индустриальной продукции и сырья, и постиндустриальными экономиками.
Число реальных («урожайных») малых и средних инновационных предприятий в Российской Федерации, которые могут служить своего рода мультипликаторами или ядрами распространения передового опыта, (в том числе инновационной культуры), насчитывается от 1 тыс. до 2 тыс., т.е. порядка 0,1-0,2% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Общая стоимость производимой ими принципиально новой продукции и технологий составляет примерно 15-20 млрд. руб.
Для обеспечения модернизационно-инновационного рывка в 2014-2019 гг. общее число субъектов МСП должно было составить не менее 4,5-5 млн., при этом доля инновационных и инфраструктурных субъектов малого и среднего предпринимательства при указанном сценарии развития должна была составлять около 8 - 10%. Согласно предварительным прогнозам, численность среднего класса в России к 2025 г. достигнет порядка 65% населения. К ним будут относиться, в основном, люди, так или иначе связанные с малым и средним предпринимательством, прежде всего - инновационного профиля.
Из всего выше сказанного, можно констатировать, что уже сейчас прослеживается положительная динамика развития малых предприятий в России несмотря на еще существующие трудности в бизнес среде.
3.2 Направления совершенствования системы налогообложения малого бизнеса
В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. От того, насколько правильно выстроена система налогообложения малого бизнеса, зависит эффективное функционирование экономики страны в целом.
Несмотря на меры правительства по совершенствованию налогового законодательства, налоговое давление на бизнес остается тяжелым.
Снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовую базу) и развития малого бизнеса - необходимые условия для улучшения налогового климата для малого бизнеса.
Удобство, грамотность и простота уплаты налогов - ключевой момент не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию малого бизнеса.
Совершенствование налогообложения малого бизнеса должно основываться на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Следовательно, необходимо перейти от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активно стимулирующей. Эти условия будут способствовать развитию малого бизнеса, повышать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную активность.
Для того, чтобы налоговое бремя было управляемым для малых предприятий, чтобы их количество росло, и они стремились вести свой бизнес в легальной, а не в теневой экономике, однозначность, стабильность налоговой системы и справедливый уровень изъятия части дохода необходимы.
В соответствии с этим, основными направлениями совершенствования системы налогообложения малого бизнеса являются:
-
совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, повышения прозрачности налогового законодательства, расширения налоговой базы, снижения налоговых ставок, обеспечения налоговой нейтральности в отношение к отдельным категориям налогоплательщиков; -
пересмотр налоговых льгот; -
консолидация налогов с одинаковой налоговой базой; -
совершенствование норм и кодификация правил, регулирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий между налоговым и гражданским законодательством; -
установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» хозяйственных операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов; -
четкое установление налогов на различных уровнях финансовой системы, в первую очередь, введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставки будут определены).
В контексте необходимости последовательного снижения общего уровня налоговой нагрузки следует учитывать перспективы снижения ставки налога на добавленную стоимость. Однако значение НДС для бюджета настолько велико, что принятие такого решения, безусловно, должно основываться на самом тщательном анализе последствий, а потому требуются соответствующие полные и объемные расчеты.
Между тем следует учитывать, что проблем с НДС сегодня не возникло и во многом они являются результатом игнорирования справедливых требований бизнеса, все добросовестные налогоплательщики, наконец, навели порядок в администрировании этого налога. Вместе с тем, многие меры, принятые в отношении НДС в ходе налоговой реформы, не были завершены, и поэтому в настоящее время недостатки ощущаются особенно остро. Это касается нерешенных проблем с возмещением экспортного НДС при отсутствии эффективных налоговых льгот для инвестиций и инноваций. Отсутствие стимулов к техническому перевооружению и обновлению основных фондов, в свою очередь, создает реальные препятствия для обеспечения высоких темпов экономического роста.
Для решения проблемы некачественной организации деятельности налоговых органов и чрезмерного администрирования малых предприятий необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников органов с учетом качества выполнения ими своих обязанностей по контролю за соблюдением закон (а не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей), правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и платежей. При этом необходимо ввести механизм материального моделирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям.
Таким образом, государственная политика в отношении совершенствования системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации частично реализуется. Но обязательным условием разработки эффективных мер государственной политики является адекватное представление о текущем состоянии малого бизнеса, экономических и социальных аспектах развития малого бизнеса в современной России.
Реальная цель развития основных направлений совершенствования системы налогообложения малого бизнеса - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. В связи с тем, что развитый малый бизнес является уникальным и эффективным инструментом для достижения этих целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее: малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Малое предпринимательство — это целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, которая связана с высоким риском, а также основана на применении новых креативных идей, главной задачей, которой является максимизирование прибыли производством и продажей товаров и услуг.
Выявили сущность и функции малого бизнеса, определили роль, которую играют малые предприятия в экономике России и условия, в которых они развиваются. Очень подробно были описаны преимущества и недостатки малого предпринимательского сектора в РФ.
Современная статистика показывает, что в настоящее время малому бизнесу отводится все больше и больше времени и внимания, а это прежде всего вызвано санкциями со стороны Зарубежных стран, в последствии которых возникает безработица. Эти трудности не только не усложнили состояние отечественного предпринимательства, а наоборот привели к ее восстановлению и развитию. Ведь если задуматься, то можно представить, сколько проблем, какую огромную роль и перспективу решает и влечет за собой малый бизнес, но, а чтобы все надежды, возложенные на малое предпринимательство, были реализованы, необходимо и «со своих плеч обязанности не снимать».
Так же хотелось бы заострить внимание на том, что за последние 5 лет планируется следующее, что малое предпринимательство нашей страны сравняется с уровнем западных стран, а в лучшем случае сможет подняться на уровень выше, все это зависит, как уже говорилось неоднократно, от надежной поддержки государства.
В настоящее время существует множество идей для создания малого бизнеса, что люди просто не успевают реализовать старые, как кто-то придумывает новые. Конечно, не все идеи содержат в себе определенный смысл и надежду на то, что именно эта идея станет развиваться с бешеной скоростью и привлечет тысячи людей. Примерами идей современности выступают такие, как восстановление шин холодным способом, их сезонное хранение, кофе на вынос,