Файл: 1. Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Различие между Афинами от Спартой заключается в следующем:
1. Общественный строй. В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан). В Афинах были аристократы и демос (свободные люди), а также рабы, коих было немного.
2. Форма правления. В Афинах была древняя демократия, в то время как в Спарте – классическая аристократия.
3. Экономика. В Афинах были развиты такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, земледелие, торговля, ремесленность.
4. Культурное развитие. В Афинах поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика. В Спарте диктовался полный отказ от всего «лишнего», роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей [9].
Таблица – Сравнительные характеристики
| Афины | Спарта |
Население | Граждане Метеки Рабы | Спартанцы Илоты |
Экономика | Товарное производство Международные торговые связи | Натуральное хозяйство Замкнутая система экономики |
Управление | Демократия: Все граждане полиса имеют право выступать в народном собрании и избираться. Все решения публично обсуждаются Все должности сменяемы и оплачиваемы | Олигархия: Община равных Решение принимает совет старейшин Голосование криком Закрытие страны |
5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции?
Филипп II закрепил политику своих предшественников по укреплению Македонии и централизации ее государственного управления. Именно Филиппу II античная история приписывает проведение целой серии различных реформ, после которых Македония превращается в одно из сильнейших государств не только греческого мира, но и становится соперницей мировой Персидской державы [2].
Он провел важные экономические преобразования:
-
начал строительство городов, которые в дальнейшем становились стратегически важными военными центрами, и переселение в них жителей племенных посёлков. -
увеличил добычу железной руды и перевооружил армию. -
запустил разработку рудных месторождений – добычу железа для вооружения армии, начал чеканить свою монету. -
добился процветания кораблестроения, увеличив производство корабельного леса, дегтя и смолы.
Военная реформа Филиппа должна была направлена на объединение греческой и македонской военной организации. Вместо нестройного и слабо обученного греческого ополчения гоплитов, собираемого от случая к случаю, или капризных наемников Филипп II комплектовал свою армию из свободных македонских земледельцев, набираемых по территориальным округам на несколько лет, в течение которых они проходили специальный курс обучения[2].
Филипп усилил значение конницы, которая из сугубо вспомогательных отрядов в греческих армиях превратилась в особый род войск, способный не только взаимодействовать с фалангой, но и решать самостоятельные задачи. В составе македонской армии находились комплексы метательных орудий (катапульт, баллист и др.), тараны и осадные машины, с помощью которых можно было брать штурмом сильно укрепленные города.
В результате проведенных реформ Македония в середине IV в. до н. э. стала сильнейшим государством и начала активное вмешательство во взаимоотношения греческих полисов, преследуя при этом свои цели.
6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?
Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства, Египетского царства, римлянами в 30 г. до н. э. Он стал насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств. Данное общество представляло собой объединение элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, давший новую экономическую структуру, государственное устройство и культуру, новую систему международных отношений.
Эллинизмом называют объединение и взаимодействие греческих и восточных элементов практически во всех областях жизни - экономики, классово-социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии. В некоторых государствах преобладали греческие начала, например, Пергам, Македония, Великая Греция, в других — восточные - Бактрия, Иран, Средняя Азия, их соотношение было практически равномерным [6].
В целом эллинизм стал более высоким этапом исторического развития народов классической Греции и Древнего Востока, сделавших шаг вперед в экономической жизни, усложнении социально-классовой структуры, государственного строительства, культуры и религии. Основой прогрессивных изменений в эпоху эллинизма было взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций. Поощрение торговых операций, активное градостроительство, сложность в классовых и социальных отношениях. На смену
традиционным типам суверенного греческого полиса, с одной стороны, и древневосточной деспотии — с другой, пришла форма эллинистической монархии, сочетающей в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков. Плодотворным было взаимодействие и взаимообогащение греческих и восточных начал в области культуры и религии. В эпоху эллинизма оно проявилось в бурном развитии точных наук (астрономии, математики, физики), биологии, географии, в создании сложных философских систем, массовой скульптуры, расцвете градостроительства, архитектуры, литературы, поэзии [6].
7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом?
К III в. до н.э. Греция представляла из себя разрозненные земли, объединённые лишь общей историей и наследием эллинской цивилизации. Увеличивалось социальное расслоение, назревали народные восстания и конфликты между городами - полисами.
В Античности берега современных Черногории и Албании являлись пристанищем иллирийских пиратов, совершавших налеты на торговые корабли в Адриатическом и Ионическом морях. Римские дипломаты, прибывшие к местному царю Аргону добиваться защиты купцов, оказались унижены, а на обратном пути, подверглись нападению.
В 229 году до н.э. смывать оскорбление отправился римский флот, который к 219 году до н.э. сумел зачистить всё Иллирийское побережье. Однако данное действие Рима в Элладу стало поводом к вступлению в конфликт Македонии [8].
С 214 по 168 года до н.э. между двумя державами вспыхнули три масштабные войны. Все они стали неудачными для греков.
Македония, будучи крупной империей и гегемоном в Греции, вызывала страх у Этолийского и Ахейского союзов, а также страдала от сепаратистских настроений. Всё это выгодно использовала римская дипломатия.
Заключив ряд антимакедонских союзов с сепаратистами, ахейцами и этолийцами, Рим получил численное преимущество и, в конце концов, полностью уничтожил Македонию, как независимую страну.
В 192 году до н.э., заручившись поддержкой Селевкидского царства, в войну с Римом вступил Этолийский союз.
Потерпевшая серию поражений Македония не смогла поддержать этолийцев, но напротив, была вынуждена принять сторону Рима. Кроме того, под знаменами римских легионов выступил Ахейский союз.
В 189 году до н.э. альянс римлян, македонцев и ахейцев разгромил этолийское ополчение. Пелопоннес подвергся тотальному разорению, а земли этолийцев оказались поделены между победителями.
В 147 году до н.э. в землях пока еще независимого Ахейского союза разгорелась революция. Народные массы восстали против правящей олигархии и требовали немедленного изгнания римлян из Эллады.
Попытки римской дипломатии уладить конфликт с новой властью оказались безрезультатными. Взявшие главенство демократы освободили рабов, отменили все долги, а также провозгласили передел земель и имущества.
К сожалению, силы Рима и Ахейского союза оказались несопоставимы. В 146 году до н.э. вдвое превосходящая по численности римская армия уничтожила ахейское войско, а после сравняла с землей столицу альянса Коринф [8].
В конечном итоге римская дипломатия удачно воплотила в жизнь принцип «разделяй и властвуй». Подкупая греческих олигархов, Сенат провоцировал междоусобные войны, что позволяло легионам вмешиваться в дела Эллады принимая ту или иную сторону.
Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика. Афинская полития" о законодательстве Солона:
«Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, —
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других».
Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?
Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин.
Он провел ряд очень важных реформ:
Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо
понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации.
Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много
занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-
ремесленных слоев Афин.
Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо
понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации.
Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много
занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-
ремесленных слоев Афин.
-
крестьяне перестали зависеть от высшего сословия, так как он уничтожил все долговые обязательства крестьян и приказал убрать долговые камни с их участков. -
освободил всех, кто находился в долговом рабстве, с тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг; -
ввел систему народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании принимал участие каждый афинянин. -
создал народный суд, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом[2].
Таким образом, все реформы Солона были очень важны, ведь заложили основы демократического строя в Афинах.
Задача 2. Прочитайте отрывок: «Раскопки начались в апреле 1870 г…. В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и коечто другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых». Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964.
О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками?
В данном отрывке говорится о раскопках Древней Трои, проводимые под руководством археолога-самоучки Генриха Шлимана. Генрих Шлиман считал, что «Илиада» Гомера скрывает в себе таинственный ребус, который нужно распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое, поэтому решил предпринять раскопки. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, получив разрешение османских властей, начал раскопки под холмом Гиссарлык.
За сравнительно небольшой период он и его помощники нашли не менее семи исчезнувших городов, а позднее еще два - девять [2].
Было ясно, что нижний слой относится к древнейшим временам, так как было понятно, что тем, кто жил тогда было еще неизвестно употребление металлов, а верхний слой, очевидно, самый молодой; здесь и должны были сохраниться остатки того Нового Илиона, в котором Ксеркс и Александр совершали свои жертвоприношения.