Файл: Синтаксис это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Он явился с известием (о чём?), что лошади готовы.

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др.
Придаточные предложения со значением места обозначают место действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы где? , куда? , откуда?
Деревья кругом (где?), куда ни глянешь, были все золотые и красные.

Придаточные предложения со значением времени уточняют время действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы когда? , с какого времени? , до какого времени?
Когда уже все расселись, в огромном театре потухли сразу все лампочки. (когда потухли?)

Придаточные предложения со значением условия уточняют условие, при котором проходит или может проходить действие, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии?
Хорошо (при каком условии?), когда за окнами шумят деревья.

Придаточные предложения со значением причины уточняют причину действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос по какой причине?
Они вернулись (по какой причине?), потому что забыли дома ключ.

Придаточные предложения со значением цели уточняют цель действия, о которой говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос с какой целью? , для чего?
Она вернулась (с какой целью? для чего?), чтобы взять зонт.

Придаточные предложения со значением следствия уточняют результаты действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос что из этого следует?
Я вернулся в родной город (что из этого следует?), поэтому скоро снова смогу увидеть дорогие мне с детства лица.

Придаточные предложения со значением образа действия уточняют образ (характер) действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? , каким образом?
Человек этот вёл себя так (как?), как будто никого рядом не было.

Придаточные предложения со значением меры и степени уточняют меру и степень действия, о которых говорится в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? , в какой степени? , до какой степени? , сколько? , насколько?
Она знала жизнь настолько плохо (насколько?), насколько это возможно в 20 лет.

Придаточные предложения со значением сравнения уточняют действия на основе сравнения со сходным в чём-либо предметом или явлением и отвечают на вопросы как что? , как кто? , чем что? , чем кто? , подобно чему? , подобно кому?

С острыми звуками (подобными чему?), будто кто-то бьёт мелкой дробью в барабан, дожди стучит по подоконнику.

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?
Было уже достаточно тепло (несмотря на что?), несмотря на то, что кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.

Порядок слов в словосочетаниях

При нейтральном порядке слов в словосочетаниях:
прилагательное предшествует существительному ( интересная выставка );

зависимое слово следует за главным ( в центре города , читает газету );

наречия на -о, -е, предшествуют глаголу ( хорошо танцует ), а наречия с префиксом по- и суффиксом -ски следуют за глаголом ( пишет по-русски );

группа подлежащего находится перед группой сказуемого ( Брат читает. );

детерминант, обозначающий место или время, может находиться в начале предложения, за ним следует группа сказуемого, а потом группа подлежащего ( В городе есть театр. );

зависимая падежная форма следует за глаголом ( пришёл в класс ).

Порядок слов в предложении

При нейтральном порядке слов в предложении:
Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого:
Сестра пишет.

Брат читает.

Детерминант (определитель) в начале предложения (препозиция группы сказуемого, постпозиция группы подлежащего):
Зимой начались каникулы.

Весной распускаются деревья.

Зависимость порядка слов в предложении от актуального членения:
Игорь вернулся поздно вечером. (Когда вернулся Игорь?)

Поздно вечером вернулся Игорь. (Кто вернулся поздно вечером?)

Прямая речь

Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал:
Таня помолчали и опять спросила: «Так куда же мы сегодня пойдём?»

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом.
Слова автора указывают:
кому принадлежит прямая речь:

«Ты что тут делаешь?» – спросил другой детский голос.

когда речь была произнесена, при каких обстоятельствах:


«Смотри, плачет!» – раздалось за кустами.

какова манера говорить у лица, речь которого передаётся:

«Ему же вредно волноваться!» – скороговоркой сказала сестра.

Слова автора могут стоять
перед прямой речью:

Я наклонился к нему и тихо спросил: «А ты знаешь, кто я?»

после неё:

«Здравствуй!» – я пожал протянутую мне руку.

в середине прямой речи:

«Какой разговор!» – отвечаю ему. – Я должен это сделать!»

Косвенная речь

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом указывается только тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся с помощью союзов и союзных слов ( что , где , когда , сколько , почему и т. д.):
Врач посмотрел на Андрея и спросил, как он себя чувствует.

Я сказал, что Петя сейчас на работе.

Витя объяснил, почему он не пришёл на репетицию