Файл: Издательскоторговый дом Корифей Авторсоставитель О. И. Бочкарева Обогащение и активизация словарного запаса Подготовительная группа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3. Умение составить рассказ из личного опыта

Предложите ребенку рассказать о каком-нибудь событии из своей жизни (например, как он провел выходной день), дать описание любимо! игрушки.

Отметьте, может ли ребенок самостоятельно составить рассказ (может, испытывает затруднения (рассказывает непоследовательно, без дополнительных вопросов трудно понять содержание сказанного), не может).

В процессе проверки сформированности у ребенка связной речи отметьте также недостатки в его высказываниях: употребление лишни: слов (а, ну, вот, потом), фонетические и лексико-грамматические отклонения.

Проанализируйте, как дети усвоили монологическую связную речь хорошо, недостаточно, не усвоили.

VI. Художественно-речевая деятельность

Отметьте следующее:

  • знание художественных произведений: сказок, рассказов, стихотворений.

Предложите ребенку прочитать стихотворение, рассказать сказку (пересказать рассказ) по программе. Спросите, какие стихотворения сказки, рассказы он еще знает. Отметьте степень усвоения материала: знает материал в соответствии с программными требованиями, знает художественные произведения сверх программы, не усвоил некоторые про­граммные произведения (укажите какие).

  • Узнавание художественных произведений по отрывкам.

Прочитайте отрывок из сказки (рассказа, стихотворения) и

предложите ребенку назвать это произведение.

  • Умение воспринимать и анализировать художественное произведение.

Прочитайте рассказ (сказку), спросите ребенка, о чем это произведение. Отметьте, может ли он определить главную идею произведения или испытывает затруднения и может сделать это только с помощью взрослого.

  • Знание жанров: умение отличать прозу от поэзии, сказку от рассказа. Знание разных жанров проверяется с помощью игры «Угадай, что я прочитала?». При ее проведении используются условные обозначения в виде круга, квадрата, треугольника, которые раздаются детям перед занятием. В начал? занятия дайте детям установку: «Когда я прочитаю рассказ, вы должны поднять круг, когда я прочитаю сказку, вы должны поднять квадрат, стихотворение — треугольник». Уточните, как дети усвоили инструкцию, а затем приступите к чтению.

  • Художественно-речевое творчество детей.


Проверьте знание ребенком загадок, пословиц, поговорок, скороговорок (знает много, мало, не знает). Отметьте: может ли он самостоятельно придумать сказку, рассказ, загадку (да, нет).

  • Участие в играх-драматизациях, инсценировках.

Отметьте, насколько активно ребенок участвует в инсценировках, принимает активное участие в играх- драматизациях и может самостоятельно . организовать подвижную игру; принимает участие, но редко, самостоятельной инициативы не проявляет; безразличен, участия не принимает.

  • Отношение к книге проверяется в ходе наблюдений и бесед с родителями.

Проверьте, проявляет ли ребенок интерес к книге (любит рассматривать иллюстрации, просит почитать); знает ли он, какие книги находятся в книжном уголке; бережно ли обращается с книгами.

Обратите внимание на правильность подбора книг в книжном уголке: соответствуют ли возрасту, в каком находятся состоянии (хорошее, плохое

VII. Речевая активность детей s

При обследовании используйте следующие способы: наблюдения, беседы с воспитателями, детьми, родителями, специальные контрольно-проверочные занятия.

1. На занятиях проверьте:

  • внимательно ли ребенок слушает речь воспитателя (да, нет, не всегда);

  • внимательно ли слушает речь товарищей (дополняет ответы, замечает неточности, дает оценку высказываниям; не дополняет ответы);

  • какова речевая активность на занятиях (отвечает

постоянно, выступает редко, отвечает только по вызову);


  • какова культура поведения при ответах (отвечает только по вызову, может перебивать говорящего). Отметьте также, спокойно ли поднимает ребенок руку, сохраняет ли правильную позу во время ответа;

  • прислушивается ли к замечаниям и указаниям воспитателя по воду содержания и формы высказывания;

  • умеет ли адресовать речь слушателям (стремится заинтерееова слушателей, отвечает по необходимости).

2. В повседневной жизни проверьте:

  • как часто ребенок вступает в речевой контакт со взрослыми и детьми: вступает в контакт по собственной инициативе (стремится поддерживать разговор с детьми), только по инициативе взрослых и других детей, проявляет речевую активность только по необходимости (молчалив);

  • проявляет ли творческую речевую активность: принимает участие в пересказе сказок и рассказов, любит рассматривать картинки; не проявляет активности;

  • пользуется ли малыми литературными формами: самостоятельно читает стихи, потешки, чистоговорки другим детям; не пользуется;

  • проявляет ли желание выступать с чтением художественных произведений на литературных концертах, организуемых в детском саду, принимает активное участие и любит выступать; не проявляет особого желания и выступает лишь по рекомендации воспитателя;

  • общий речевой фон в группе: спокойный, оживленный и деловой.

VIII. Готовность детей ц овладению грамотой

В ходе обследования (проводится в конце учебного года на контрольно-проверочных занятиях) проверьте:

  • Умение выделять первый звук в слове.

  • Предложите ребенку назвать первый звук в словах: мак, утка, барабан, ручка, лиса.

  • Умение выделить и правильно назвать последний звук в слове Слова для проверки: мак, автобус, ключ, окно, букварь.

При выполнении этих заданий обратите внимание на правильное называние звуков: в слове лиса первый звук [л'], а не «лэ», «эль» или «л». Отметьте, легко ли ребенок справляется с заданием.

  • Умение проводить звуковой анализ слова.

Предложите ребенку определить последовательность звуков в а рак, сом, лиса, рука, санки.


  • Умение определять ударение в словах.

Предложите ребенку указать ударный слог в словах: лиса, рыбак, санки, веник, кино.

  • Умение образовывать новые слова путем замены одного звука другим. «

Предложите ребенку определить, какой звук в слове дом надо изменить, чтобы получилось слово сом (надо заменить звук [д] на [с]; лук (жук), рот (кот), мак (лак), сук (суп)..

При подготовке справки о состоянии речевого развития детей методист РУНО отмечает: номер детского сада и его местонахождение (район, улица, номер дома), какие группы обследовались; фамилию, имя, отчество воспитателей, работающих в группе, с указанием их образования и стажа работы; время проверки и краткие сведения о группе (количество детей по списку и количество фактически проверенных; выписки из медицинской карты о нарушениях слуха и речи у отдельных детей). На основании проверки указывает уровень речевой подготовленности детей. Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста устанавливается исходя из следующих умений: самостоятельно, логично, последовательно, выразительно, достаточно полно и точно передавать содержание знакомых сказок, рассказов; умения самостоятельно описывать содержание сюжетных картин с указанием не только основных, но и второстепенных деталей, времени и места действия, свободно и самостоятельно излагать собственные мысли, передавать отдельные события или случаи из своей жизни.

Общий уровень речевого развития зависит от точности и правильности употребления детьми лексических, грамматических и фонетических средств. Ребенку мало иметь достаточно богатый для его возраста словарный запас, важна и качественная сторона усвоенной лексики. В процессе высказывания он должен точно отбирать и употреблять лексические средства; пользоваться отвлеченными понятиями; правильно понимать и употреблять слова с переносным значением.

На общий уровень речевого развития влияет также степень овладения детьми грамматическим строем языка (умение правильно строить предложения различной конструкции, согласовывать слова в роде, числе и падеже; употреблять несклоняемые имена существительные; подбирать нужные суффиксы при словообразовании), правильное формирование звуковой стороны речи (умение верно и четко произносить слова и все звуки родного языка; свободно пользоваться голосовым аппаратом; говорить достаточно громко, выразительно, в умеренном темпе).


Исходя из вышеизложенного можно условно выделить следующие уровни речевого развития детей.

Высокий уровень речевого развития. Он характеризуется тем, что развитие речи ребенка несколько опережает ход речевого развития сверстников: к старшему дошкольному возрасту такой ребенок не только четко произносит все звуки, но и правильно дифференцирует их на слух; лексический запас у него достаточно высок, в его высказываниях редко отмечаются неточности в употреблении лексических средств; грамматические ошибки он допускает лишь в трудных случаях. Ребенок с таким уровнем речевого развития имеет хорошо развитую связную речь: может поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо известное ему художественное произведение, рассказать о событиях из личной жизни; знает много сказок, рассказов, стихотворений (сверх программы).

Средний уровень речевого развития. При таком уровне ребенок овладевает речью в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Несовершенства речи и различные неточности, обнаруживаемые в процессе речевого высказывания, находятся в допустимых пределах. Ребенок данного уровня речевого развития легко усваивает материал, правильно произносит звуки родного языка, имеет хороший речевой слух, то есть способен овладеть звуко­вым анализом слов до поступления в школу. Его лексико- грамматические ошибки не выходят за рамки возрастных особенностей. Он может пользоваться разными типами предложений, хотя в его речи преобладают простые, распространенные. Он в состоянии самостоятельно пе­ресказывать небольшие по объему сказки, рассказы; может составить без помощи взрослого небольшой рассказ по картине, описать игрушку; знает стихи, рассказы, сказки в пределах программы.

Низкий уровень речевого развития характеризуется тем, что ребенок недостаточно полно усвоил программный материал: может в начале учебного года иметь недочеты в произношении, иногда допускает ошибки в различении звуков, близких по звучанию или произношению, не всегда правильно использует выразительные средства. Словарный запас его несколько ниже, чем у сверстников. В процессе самостоятельного высказывания он не всегда точно употребляет слова, испытывает затруднения при подборе нужных слов. Ребенок с таким уровнем речевого развития чаще допускает грамматические ошибки, особенно в словах, которые являются исключением из правил, например, при употреблении несклоняемых имен существительных, существительных множественного числа родительного падежа, разноспрягаемых глаголов. Ребенок с низким уровнем речевого развития пользуется в основном простыми предложениями. При пересказе художественных произведений он чаще нуждается в помощи взрослого, допускает перестановки, пропуски некоторых частей текста, опускает авторские слова или заменяет их своими, часто останавливается в поисках нужного слова, отчего нарушается плавность высказывания. В самостоятельных высказываниях допускает