Файл: Современные технологии и инновации в оказании неотложной помощи фельдшера смп.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.
Так, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию. Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:
- приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;
- проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медикосанитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - 14 календарных дней со дня назначения;
- специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания.
Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
1.3. Современные тенденции в совершенствования деятельности службы скорой медицинской помощи
Минздрав РФ подготовил в мае 2022 г. Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (от 19.05.2022) и направил отраслевым объединениям проект Положения об организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Предполагается, что положение заменит действующий профильный Порядок (приказ №388н от 20 июня 2013 года).
В проекте документа говорится, что системы скорой помощи и медицины катастроф будут объединены. Кроме того, появятся новые нормативы, по которым будет формироваться число выездных бригад скорой помощи, но пока это проект не был утвержден.
В мае 2022 года Минздрав уже представлял к общественному обсуждению похожий проект приказа – об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи (СМП). Общественное обсуждение этого проекта проходило до 2 июня, но затем документ утвержден не был. В региональных отделениях Нацмедпалаты подготовили множество изменений к этому проекту, но большинство из них не были учтены.
Проект Положения об оказании СМП Минздрав разослал отраслевым объединениям в середине августа. Этот документ дублирует многие пункты предыдущего проекта, но также вводит и новые нормы. В проекте положения описываются правила и условия оказания СМП, ее формы, поводы для вызова бригад скорой помощи и другое. Отдельно в документе выделены штатные нормативы для учреждений СМП и выездных бригад, а также стандарты их оснащения. При этом в новой редакции документа отсутствует пункт о том, что подразделения СМП могут использоваться в качестве клинической базы медицинских вузов, колледжей и научных организаций, оказывающих медпомощь.
Новый проект приказа еще не представлен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Однако в тексте проекта говорится, что в случае утверждения приказ вступит в силу 1 марта 2023 года и будет действовать до 1 марта 2029 года.
Структура подразделений СМП:
В проекте документа прописано, что медицина катастроф теперь входит в систему скорой медицинской помощи – создаются центры СМПиМК (скорой медицинской помощи и медицины катастроф), включающие как минимум 16 отделов (в том числе филиалы, аптеку, отдел эвакуации и другое). В штате таких центров будет 32 специалиста (от главного врача до провизора-технолога).
«Место расположения и территория обслуживания центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф и его структурных подразделений устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортной инфраструктуры, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности», – сказано в документе.
Основные функции центров – это оказание скорой медпомощи, взаимодействие с экстренными службами и медицинская эвакуация населения в случае ЧС.
Также документом вводятся новые отделы медицинской эвакуации при центрах СМПиМК. Они возьмут на себя функции отделений экстренной консультативной СМП медучреждений, которые в новом положении не предусмотрены. В их функции входит экстренная доставка медработников к месту ЧС, организация взаимодействия с экстренными службами, мониторинг заполненности коечного фонда медучреждений и другое.
Медицинская эвакуация:
В проекте положения также уточняется порядок, по которому принимается решение об эвакуации нуждающихся в экстренной помощи пациентов. Для этого организуется консилиум врачей (в том числе с помощью телемедицинских технологий). В консилиум должны быть включены специалисты того медучреждения, где находится пациент, а также станции СМП и медорганизации, в которую будет доставлен больной. Согласно действующему порядку, решение принимается руководителем или дежурным врачом больницы, где пациент проходит лечение.
Отдельно указано, что решение об эвакуации из медучреждения, в котором больному не могут оказать экстренную помощь, должно приниматься «не позднее двух часов с момента поступления пациента в указанную медицинскую организацию». Сама эвакуация должна быть осуществлена не позднее 12 часов с момента принятия решения об этом. Если речь идет о труднодоступных районах, то срок эвакуации может быть увеличен до 24 часов.
Общей задаче модернизации и развития национальной экономики отвечает проект по внедрению системы ГЛОНАСС.
Под системой GLONASS понимают навигационный комплекс, позволяющий мониторить и отслеживать географическое положение объектов и высчитывать скорость их движения. Данной системой сейчас оборудуются гражданские и военные воздушные суда, корабли, баллистические ракеты, общественный транспорт, автомобили служб быстрого реагирования.
В плане реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденном Президентом Российской Федерации 13.02.2010 г. № Пр-357, блок целевых показателей включает показатели по информатизации системы здравоохранения, среди них:
- доля выездных бригад скорой медицинской помощи, имеющих мобильные программно-технические комплексы и средства связи для обеспечения оперативного взаимодействия с оперативными отделами (диспетчерскими) станций скорой медицинской помощи;
- доля рабочих мест сотрудников оперативных отделов (диспетчерских) станций скорой медицинской помощи, оснащенных компьютерным оборудованием для приема и обработки вызовов граждан, а также для оперативного управления выездными бригадами скорой медицинской помощи;
- доля оперативных отделов (диспетчерских) станций скорой медицинской помощи, имеющих информационные системы учета, обработки и хранения обращений граждан.
Тема информатизации вошла самостоятельным разделом в проект Концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года. Обозначенные в Концепции задачи совершенствования работы скорой медицинской помощи, в том числе оптимизация маршрутов доставки больных в стационар, в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного, улучшение целевых показателей работы скорой медицинской помощи (время приезда на вызов, время транспортировки в стационар, догоспитальная летальность), необходимо решать опираясь, в первую очередь, на применение современных информационных технологий.
Эффективно решить задачу оперативного управления выездными бригадами СМП позволяет использование навигационно-информационных систем, объединяющих возможности спутниковой навигации “ГЛОНАСС”, мониторинга и диспетчеризации. При этом не только повышается эффективность самой медицинской помощи (поскольку начало ее оказания и доставка пациента в стационар укладываются в так называемый «золотой час»), но и сокращаются материальные затраты (поскольку снижается пробег специализированного автотранспорта).
1.4. Современное оснащение скорой медицинской помощи
Согласно Приказа Минздрава России 388 н от 20.06.2013(ред. От 21.02.2020) приложение 5 стандарт оснащения станции скорой медицинской помощи, отделение скорой медицинской помощи медицинский салон должен быть оснащен встроенным оборудованием, приборами, аппаратами, укладками, средствами мониторинга, иммобилизации, перемещения больных (пострадавших) и другим оборудованием. Медицинские приборы и аппараты автомобиля скорой помощи должны быть адаптированы для работы от бортовых источников питания автомобиля и иметь возможность автономной работы.
Только на первый взгляд все машины скорой помощи одинаковые. На самом деле они различные. Есть разные классы машин скорой помощи:
Класс А — предназначен для транспортировки пациентов, в сопровождении медицинского персонала.
Класс В — автомобиль экстренной медицинской помощи. Предназначен для проведения лечебных мероприятий силами бригады, скорой помощи, транспортировки и проведения терапии еще до приезда в больницу.
Класс С — реанимобиль. Это настоящий реанимационный кабинет, предназначенный для проведения лечебных, реанимационных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной или специализированной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
В работу станции СМП внедрены следующие инновации:
- пульсоксиметр - прибор для измерения частоты сердечных сокращений и сатурации артериальной крови;
- глюкометр - прибор для измерения уровня сахара в крови;
- небулайзер - ингаляционный аппарат для лечения заболеваний дыхательных органов;
- проволочные металлические шины Крамера заменены на пластиковые складные (прил.1 рис 2).
- организованы дополнительные выездные бригады, для перевозки больных из города своей области и близлежащих регионов, подобные бригады СМП также используются для дежурств на всех общественных мероприятиях города, где требуется их участие;
- в работу подстанции внедрена «корпоративная сотовая связь», позволяющая иметь постоянный доступ к сотрудникам выездной бригады, а последним - к старшему врачу смены, диспетчеру городского отдела госпитализации, старшему фельдшеру, заведующему подстанции;
- путем исключения из функциональных обязанностей выездных бригад необходимости занесения информации об использованных медикаментах в журналы их учета во время пополнения уменьшился показатель затрачиваемого на это времени. Функция «списания лекарственных средств» возложена на сотрудников комнаты медицинского имущества бригад. Тем самым, увеличился контроль количества и обоснованности