Файл: Понятие и виды коммуникаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет»

РЕФЕРАТ

по предмету «Основы межкультурной коммуникации»

на тему: «Понятие и виды коммуникаций»

Выполнила студентка:

Хасанова Рушана Одилжон кизи

Отделение заочное

Факультет романо-германский

Работу проверил преподаватель:

Погорелко Александр Михайлович

Башкортостан
2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..........................................3

Глава 1.Понятие коммуникации………………………………………………...4

Глава 2. Виды коммуникации……......……………...………………………......6

2.1 Межкультурная коммуникация…………………………………………….6

2.2 Внутрикультурная коммуникация…………………………………………8

2.3 Отличительные особенности межкультурной коммуникации………….11

2.4 Преднамеренная коммуникация............................…………….……..........12

2.5 Непреднамеренная коммуникация……………………………………......14

Глава 3. Межкультурная и кросскультурная коммуникация ..…….......15

Глава 4. Соотношение понятий «коммуникация» и «общение»………..17

Заключение…………………………………………………………….………..22

Список литературы ………………………….………………..………….……24

ВВЕДЕНИЕ

Общение играет огромную роль в жизни каждого человека. Коммуникация находится во всех аспектах жизни общества, социальных групп и отдельных лиц. Можно считать, что общение – это фундамент существования общества.

Эволюция человека, развитие технологий и таких сфер как экономическая, политическая и других, было бы невозможно без этого процесса, который характерен для всего живого в нашем мире, и особенно для людей.

Низкая коммуникативная эффективность приводит к проблемам в жизни человека и общества. Так как коммуникации пронизывают все сферы человеческой деятельности, неэффективный коммуникативный процесс может привести к нежелательным результатам. Например, в масштабе конкретного человека неэффективный процесс общения может привести к семейным разладам, сбоям на работе, а неэффективное общение в международном масштабе может привести к необратимым последствиям.


Именно поэтому изучение и понимание коммуникативного процесса, так важно для успешной жизни современного человека.

В своей работе мы рассмотрим, какие коммуникации бывают и чем они связаны или различаются между собой.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ

Слово общение происходит от лат. communico - обмен, общение, общение.

Коммуникация- это взаимоотношение людей, с помощью которого люди существуют и развиваются. Оно включает в себя все ментальные символы, которые сохраняются со временем.

Общение - сложное явление, которое является необходимым условием и фундаментальной основой существования человеческого общества и природных сообществ.

Первое понятие о коммуникации было введено американским социологом Чарльзом Ортой Кули в 1920-х годах прошлого века в работе Социальный процесс, после чего начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к пониманию сущности, сущности и характеристик различных уровней, форм и типов социальной коммуникации, или человеческого общения. Исследователь выявил коммуникацию как механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, и этот механизм включает в себя все ментальные символы и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Сейчас же изучением этого явления занимаются такие учёные как лингвисты, психологи, философы, социологи, культурологи и другие.

Так как изучением коммуникации занимается большое количество наук, то и понятий у неё очень много.

Из этих понятий можно выделить основные особенности коммуникации:

  • Универсальность. В этом смысле общение рассматривается как способ соединения любых предметов материального и духовного мира.

  • Техническое значение соответствует идее коммуникации как способа коммуникации, связи одного места с другим, средства передачи информации и других материальных объектов из одного места в другое.

  • Биологическая концепция коммуникации широко используется в биологии при изучении различных сигнальных средств коммуникации у животных, птиц, насекомых и других существ.

  • Социальные, используемые для описания и характеристики различных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В широком смысле под социальной коммуникацией понимаются процессы социального взаимодействия людей как объектов и субъектов социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте. В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация как субъект субъективного взаимодействия, опосредованного информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.


Процесс коммуникации состоит из нескольких обязательных элементов:

адресата, сообщения, кода, канала связи и непосредственно адресата.

Адресат-тот кто формирует сообщение, наполняя его какой-либо информацией. И кодирует это сообщение определёнными знаками. Эти знаки могут быть как вербальными, так и не вербальными. Таким образом, сообщение передается получателю в закодированном состоянии.

Код связи - это порядок, сочетание знаков и символов, в виде которого сообщение будет передано получателю по каналу связи. Канал связи выступает материальным носителем процесса передачи информации.

Сообщение, отправленное коммуникатором-источником, передается по каналу в виде кода, и задача адресата - получить это сообщение и расшифровать его. Успех процесса связи будет зависеть от того, как получатель закодированного сообщения правильно его декодирует.

Поэтому, рассмотрение вопроса об эффективности коммуникации напрямую связано с качеством доставки необходимой информации получателю. Зная критерии и факторы эффективности, можно выбрать наиболее подходящие и эффективные методы ее реализации уже на этапе планирования коммуникативного акта.

ГЛАВА 2. ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

2.1 Межкультурная коммуникация

Стремление понять чужие культуры или их представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных качеств и вообще каких бы то ни было человеческих достоинств. Такого рода полярное отношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории. В трансформированном виде этот интерес к другим культурам сохраняется и сегодня.

Поэтому межнациональное общение стало занимать одну из важных позиций в социальной жизни.

Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

В межкультурной коммуникации выделяют сферы макрокультуры и микрокультуры.


Типы культуры выделяются по континентальному признаку и из-за своей масштабности получили название макрокультур. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом случае межкультурная коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости.

Многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковость восприятия мира. Иными словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной.

Внутри каждой сферы межкультурная коммуникация происходит на разных уровнях.

Выделяется несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне:

  • межэтническая коммуникация;

  • контркультурная коммуникация — происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской;

  • коммуникация среди социальных классов и групп;

  • коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных, половозрастных;

  • коммуникация между городскими и сельскими жителями —в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, типе межличностных отношений.

  • региональная коммуникация;

  • коммуникация в деловой культуре.

Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.

2.2 Внутрикультурная коммуникация

Внутрикультурная коммуникация- это коммуникация, которая осуществляется между людьми, происходящими из одной культурной среды.


Основную массу внутрикультурных коммуникаций можно структурно разложить на несколько типов:

  • горизонтальные коммуникации между соседями по проживанию (они в основном являются этническими);

  • горизонтальные коммуникации между коллегами по работе (они являются социально-профессиональными);

  • горизонтальные коммуникации между продавцом и покупателем, дарителем и одариваемым (такие коммуникации можно назвать экономическими обменными);

  • вертикальные коммуникации между властью и народом (это политические коммуникации);

  • вертикальные коммуникации между начальниками и работниками (это экономические производственные коммуникации);

  • вертикальные коммуникации между лидерами общественного мнения и населением (эти коммуникации можно назвать интеллектуальными) .

Исторически первыми появились горизонтальные коммуникации между членами первобытных общин, которые только со временем разделились на этнические, социально-профессиональные и экономические обменные. В аграрную эпоху сложились все виды вертикальных коммуникаций — политические, экономические производственные и интеллектуальные.

В первобытную эпоху, по всей видимости, любые коммуникации носили непосредственный характер и являлись устными вербальными и в существенной мере жестовыми. У животных практика применения разных поз и телодвижений, наполненных особыми смыслами, имеет большое распространение, и, надо полагать, что у первобытных людей дело обстояло таким же образом. Как показывают антропологические исследования, в социальной жизни различных архаических народов особой значимостью обладают многочисленные ритуальные мероприятия . По существу любые акты жизнедеятельности этих народов — и технические жизнеобеспечивающие, и обеспечивающие социальные отношения в общине, и сопровождающие любые значимые события жизни человека— являются в той или иной мере ритуализированными. Поскольку первобытные общины были сравнительно небольшими и компактными, все их члены лично знали друг друга, плотно и регулярно общались и практически взаимодействовали, следует полагать, что жизнь первобытной общины была наполнена постоянной межличностной коммуникацией, скорее всего, гораздо более интенсивной, нежели взаимоотношения между людьми в наше время.

Система социокультурных коммуникаций в земледельческой крестьянской общине мало чем отличалась от описанной первобытной. Там тоже над всем доминировали соседские отношения, построенные на жестко соблюдаемых обычаях и общинных ритуалах. Правда плотность коммуникации была уже не столь велика, поскольку каждая крестьянская семья вела свое обособленное хозяйство.