Файл: Понятие и виды коммуникаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выделяют 3 стороны общения:

  1. коммуникативная;

  2. интерактивная - построение общей стратегии взаимодействия;

  3. перцептивная-формирование образа другого человека.

А не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «общение». Давайте выделим следующие подходы к проблеме соотношения данных понятий.

Первый подход состоит, по существу, в отождествлении двух понятий.

Его придерживаются многие отечественные психологи и философы – Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др.

В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение».

Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк на основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» схожи.

Аналогичных взглядов придерживаются и такие авторитетные зарубежные ученые, как Т. Парсонс и К. Черри.

По мнению первого, коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Черри отмечает, что коммуникация – «это в сущности социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, «несомненно, являются человеческая речь и язык».

Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение».

Именно такую точку зрения высказывает известный отечественный философ М.С. Каган.

Он считает, что коммуникация и общение различаются, по крайней мере, в двух главных отношениях.

Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация... является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений».

Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем.

Коммуникация-это субъект-объектная связь. В которой субъект передает некую информацию (знания, идей, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.д.). Объект же выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим действовать.

Коммуникация, таким образом, по мнению Кагана, является процессом однонаправленным: информация передается только в одну сторону, поэтому в принципе не имеет большого значения, является ли приемником человек, животное или техническое устройство. Если можно заменить первого последним, это и делается (например, в автоматически действующих космических лабораториях или саморегулирующихся технических системах).


Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела».

В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они равно активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер.

Коммуникация – монологична, общение – диалогично.

Если сравнивать понятия «общение» и «коммуникация», то следует обратить внимание на то, что процесс коммуникации также обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информации и обмен ими, но не сводится только к такому его пониманию.

Понимание коммуникации как процесса обмена информацией не объясняет специфики феномена коммуникативной деятельности в области человеческого взаимодействия.

В этом случае в коммуникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью. Как справедливо отмечает немецкий социолог X. Райманн, «...под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание». Безрезультатная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, но не саму коммуникацию.

Прежде всего мы будем понимать коммуникацию как взаимопонимание. Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопониманию, будем называть коммуникативным процессом. В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «делать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь передать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи.

Исходя из представленных подходов и точек зрения, коммуникация - это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой при помощи различных средств и имеющий своей целью достижение взаимопонимания.

Таким образом, «общение» и «коммуникация» - частично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как общие, так и отличительные признаки.

Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации.

Отличительные признаки выражаются в различных объемах и содержании этих понятий (узком и широком). Будем исходить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и информацией, направленного на достижение взаимопонимания и воздействия друг на друга партнеров по коммуникации.


Общение - это процесс обмена познавательной и оценочной информацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе рассмотрено понятие коммуникации, её виды и соотношение понятий «коммуникация» и «общение».

Итак, коммуникации - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка, телодвижений и параметров речи.

Цель коммуникации - добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

Коммуникационный процесс включает ряд этапов: отправление сообщения, его передача и получение.

Под влиянием факторов коммуникационного барьера коммуникация замедляется, искажается, снижается результативность общения, разрывается обратная связь контрагентов.

Коммуникации бывают:

  • межкультурные-в виде совокупности разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

  • внутрикультурные - это коммуникация, которая осуществляется между людьми, происходящими из одной культурной среды.

Так же коммуникации могут быть:

  • преднамеренные- это целенаправленная передача другим людям или организациям той или иной информации;

  • непреднамеренные-это неуправляемые, непредвиденные взаимодействия, с помощью которых внешние получатели информации могут делать свои, не зависимые от целенаправленной коммуникации выводы о чём-либо.

Есть кросскульруная коммуникация, которая входит в понятие межкультурная коммуникации и является её подразделом.

Кросскультурная коммуникация-это обмен продуктами духовной и материальной культуры между двумя и несколькими этническими общностями.

Понятия «коммуникация» и «общение» связаны между собой, но не являются тождественными. Они имеют как общие, так и отличительные признаки.

Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации.

Отличительными признаками, в различии их объёма и содержания.

Будем исходить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и информацией, направленного на достижение взаимопонимания и воздействия друг на друга партнеров по коммуникации.

А общение, как процесс обмена познавательной и оценочной информацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.


В ходе работы было выявлено, что коммуникация является значимой для развития мира и эволюции человека. Если бы между людьми не происходило коммуникации, то и общества не было. А только сообща люди могут достигать каких-то высот, что-то планировать, возводить. Этого бы всего могло просто не быть и вероятно бы без социума люди просто не выжили, так как не смогли противостоять силам природы и другим факторам.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Василик, М.А. Основы теории коммуникации / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2007

  2. Вердербер Р. Общение: интенсивный курс / Р. Вердербер,

  3. Ганатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Ганатюк. - М.: Кнорус, 2013

К. Вердербер. - СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 412

  1. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

  2. Клюев, Е. В. Речевое общение / Е. В. Клюев. - М.: Рипол Классик, 2004.

  3. Кукушкин, В.С. Психология делового общения / В.С. Кукушкин. - М.: Март, 2001.

  4. Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи // Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996.

  5. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: Ваклер, 2007

  6. Стеблина С.А. Язык и межкультурная коммуникация / С.А. Стеблин. - М.: Слово, 2002

  7. Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 319-330.