Файл: Задание для Самостоятельной работы Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций осуществляющих образовательную деятельность задание 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание для Самостоятельной работы
Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций осуществляющих образовательную деятельность
ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение понятиям:
Педагогический работник – это Педагогический работник – это лицо, которое находится в трудовых и служебных отношениях с образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность;
Правовойстатуспедагогическогоработника – это это совокупность прав и свобод, в том числе академических прав и свобод
ЗАДАНИЕ 2. Перечислите нормативные акты, закрепляющие основы правового статуса педагогического работника в Российской Федерации:
Трудовой кодекс РФ и Закон об образовании 1. Закон об образовании определяет правовой статус педагогических работников, их права, свободы и гарантии их реализации (ст. 47)
ЗАДАНИЕ 3. Перечислите закрепленные в ст. 331 ТК РФ препятствия (ограничения) на занятия педагогической деятельностью:
К педагогической деятельности не допускаются лица:
-
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; -
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; -
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; -
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; -
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулировании в области здравоохранения.
ЗАДАНИЕ 4. Заполните схему «Классификация прав педагогических работников».
Права педагогических работников |
Академические права (свободы) 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; |
Трудовые права и социальны гарантии 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени; 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; |
Право на защиту установленного законодательством статуса педагогического работника 1) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 2) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; |
ЗАДАНИЕ 5. Составьте схему «Основные обязанности педагогических работников».
-
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
ЗАДАНИЕ 6. Ответьте на вопрос. В каких формах предусматривается участие педагогических работников в управлении общеобразовательной организацией в соответствии с законодательством об образовании?
Статья 50 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет положения о том, что научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной̆ научно-технической политике, имеют право:
– входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией̆ в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;
– участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;
ЗАДАНИЕ 7. Составьте проект должностной инструкции учителя (воспитателя).
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя 1. Общие положения 1.1. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика. К педагогической деятельности не допускаются лица: · лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; · имеющие не снятую или не погашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; · признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; · имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. 1.2. Учитель соблюдает трудовую дисциплину и подчиняется директору школы 1.3. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, трудовым договором. 1.4 Учитель обеспечивает незамедлительную передачу информации о возможных нарушениях безопасности 2. Функции 2.1. обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся; 2.1. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе. 3. Должностные обязанности Учитель школы выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; 3.2. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы; 3.3. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; 3.4. планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету. 3.5. обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов); 3.6. систематически оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету; 3.7. соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий; 3.8 вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении; 4. Права Учитель имеет право: 4.1.участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы; 4.2. свободно выбирать и использовать: методики обучения и воспитания, не противоречащие закону «Об образовании»; 4.3. принимать участие в разработке учебного плана и образовательной программы, в принятии решения в разработке Учебного плана. 4.4. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки 4.5. приглашать от имени Школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах и нарушениях их детей. 4.6. на сокращенную рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, пенсию за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством РФ; 4.7. повышать квалификацию; – выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество; – бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальным |
ЗАДАНИЕ 8. Перечислите установленные законодательством льготы педагогических работников (федеральный уровень, региональный уровень). Составьте таблицу:
Основные виды льгот | Социальные льготы | Льготы на ЖКХ | Льготы учителям-пенсионерам | Льготы молодым учителям |
сокращенная рабочая неделя; увеличенный отпуск; возможность работы по совместительству; предоставление отпуска без содержания на 1 год с сохранением должности; досрочный выход на пенсию; доплаты за звания, классное руководство, совмещение, проведение ЕГЭ, ГИА и другой расширенный объем работ; дотации на приобретение литературы и других пособий; стимулирующие выплаты молодым специалистам. | дотации на оплату коммунальных услуг; компенсация транспортных расходов при переезде на другое место работы; возможность получения ипотечного кредита со сниженной ставкой; предоставление бесплатного социального жилья сельским педагогам; возмещение транспортных расходов; освобождение от ряда налогов пенсионеров. | Льготы по коммунальным услугам учителям предоставляют только при наличии у них постоянной регистрации в том городе или сельской местности, где они работают. Размер льготы учителям за газ и свет составляет около 50 % от стоимости услуг, приходящихся на долю самого получателя | Льготы ветеранам труда – учителям предоставляются органами социальной защиты. Ветерану положена ежемесячная фиксированная денежная выплата. Сумма единовременной денежной выплаты (ЕДВ) для каждого региона РФ назначается своя. К примеру, размер ЕДВ ветеранов труда Москвы – 1000 рублей, а для той же категории льготников Краснодарского края она составляет 551 руб. Также ветеран труда – учитель имеет льготы по возмещению половины суммы стоимости коммунальных услуг от департамента социальной защиты населения. | единовременное пособие; транспортные расходы на переезд (для сельской местности); предоставление бесплатного социального жилья; стимулирующие доплаты к окладу три года с момента трудоустройства |
ЗАДАНИЕ 9. Ответьте на вопрос. Можно ли уволить учителя,
который занимается репетиторством с учащимися класса, в котором он ведет занятия, по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?
Увольнение учителя, который занимается репетиторством с учениками класса, в котором он ведет занятия, по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
1) осуществление репетиторской деятельности повлекло за собой возникновение конфликта интересов. Это возможно, например, в случае, когда учитель в процессе обучения создает необоснованно привилегированные условия ученикам, с которыми он занимается дополнительно, либо, наоборот, каким-то образом ущемляет права учеников, с которыми такие занятия не ведутся;
2) работником не были предприняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
3) совершение указанных действий учителем повлекло за собой утрату к нему доверия со стороны администрации учебного заведения.
ЗАДАНИЕ 10. Решите задачу. В аттестационную комиссию Министерства образования Пермского края администрацией образовательной организации было подано представление на соответствие К. должности педагога дополнительного образования. Специалист Учебно-методического центра представление вернул, мотивировав отказ тем, что педагог не имеет соответствующего педагогического образования (отказ был в устной форме). У К., действительно, первое образование – «закройщица женской верхней одежды», второе – последний курс РГАЗУ, факультет «Экономика и управление на предприятии АПК». На момент подачи представления К. находится на преддипломной сессии (официальный вызов представлен в надлежащем порядке). Возможно ли расторжение трудового договора с педагогом в сложившейся ситуации? Есть ли основания для этого?
Да, основания для расторжения трудового договора есть.
1.Отсутствие диплома о соответствующем образовании в тех случаях, когда закон требует его наличия для занятия определенной должности, является основанием для прекращения трудового договора. Оно производится только в том случае, когда невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую.