Файл: Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диплом тема: Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………..….3

Глава 1. Устное народное творчество (УНТ) как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. ..…………………………………….....8

1.1 Особенности развития речи старших дошкольников ………………………...8

1.2 Использование элементов УНТ  в развитии речи  детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………..16

1.3. Виды УНТ,   способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста. …………………………………………………………………………….22

1.4.Формы организации работы с фольклором в детском саду…………………38

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.  .……………………………………………………….50

Глава 2. Содержание и методика развития речи детей посредством

использованием УНТ. …...……………………………………………………….

2.1 Методика использования устного народного творчества,  в   развитии речи  детей старшего дошкольного возраста.  ………………………………………….

2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с использованием УНТ.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………..

Заключение. ………………………………………………………………………..

Список литературы.  ….………………………………………………………….

Приложения. ………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

        Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает  интерес к корням, культуре, к своим  истокам, всему тому, что характеризует его самобытность.

       «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок»

 В.А.  Сухомлинский.  

        Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. УНТ  постоянно изучается, им интересуются  историки, искусствоведы, педагоги. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры,  необходимо подрастающему поколению.


Напившись из этого чистого родника, ребёнок всей душой   познает родной народ, становится духовным наследником его традиций.  В старшем дошкольном возрасте дети учатся анализировать услышанное, сопереживают героям, пытаются выразить свое мнение. Одной из задач ДОУ является формирование у детей правильного полноценного восприятия УНТ. Поэтому развитию восприятия сейчас уделяется так много времени. Во время знакомства с произведениями, развиваются чувства ребенка. Он учится сопереживать героям, радоваться их успехам.  Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается честность, гражданственность, принципиальность. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно благоприятно к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как  основа воспитания и обучения детей.  Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

        Актуальность темы исследования:  на сегодняшний день тема очень актуальна: в то время, когда огромными шагами развивается наука, в нашу жизнь внедряется компьютеризация, устная речь начинает терять свою красоту и эмоциональность. Русский язык заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишён окраски, образности и эмоций, что угрожает языку, а значит и культуре, поэтому проблема развития речи детей  дошкольного возраста, на сегодняшний день имеет особую значимость. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает устной речью, но и родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье.

        Стержнем этой системы было и остается УНТ,  народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, сказки, поговорки, былины) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о старшем возрасте. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше народных праздников, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.


        В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с устным народным творчеством, не уделяют должного внимания  внимание жанровым и языковым особенностям. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, занятия по развитию речи отводятся на второй план, поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики организации работы с фольклором в детском саду. Использование устного народного творчества должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети проявляли интерес. В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ,  использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных программ, с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается проблема нравственно-патриотического воспитания детей.  Нами  была предпринята попытка восполнить этот пробел своими силами, мы стали использовать в своей работе программу «Приобщение детей к истокам русской народной  культуры»  под редакцией О.Л.Князевой,  но этого недостаточно, необходимо иметь чёткую теорию и методику речевого развития детей дошкольного возраста, средствами УНТ.

      Проблема исследования заключается в противоречии между потенциальными возможностями  устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами УНТ.

цель исследования:  выявить необходимые условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

       Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

       Предмет исследования – развитие речи  детей старшего дошкольного возраста средствами УНТ.

        Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:


- педагоги дошкольного учреждения  будут заинтересованы в улучшении качества речевого развития ребёнка;

- будет организованно  обучение родной речи с использованием  устного народного творчества, не только на  занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- формы устного народного творчества  будут соответствовать возрасту детей.

       Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить основные методы, формы использования УНТ  как  речевого развития детей.

3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

       Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, О.Л.Князева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)

        Методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы,

комплексный метод диагностики речевого развития,

 эксперимент, наблюдения

анкеты для родителей

 количественный и качественный анализ полученных данных.

       Элементы  новизны и теоретической значимости данной работы состоят   в обобщении изучения развития речи дошкольников и продуктивного использования    устного народного творчества  для развития речи детей дошкольного возраста. Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности применения данных, полученных  в ходе исследования в качестве пособия педагогам и родителям.

       Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.  В первой главе устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста, рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние устного народного творчеств на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе Содержание и методика развитие речи детей посредством использования УНТ, рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе. В приложении представлены диагностический материал, конспекты занятий, сценарии развлечений, дидактические игры и наглядный материал.


 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (УНТ)  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1Особенности развития речи старших дошкольников

 

 

        «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет. С его историей и стремлениями, как ни мог,  познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К.Д. Ушинский.

        Дошкольный  возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.  Способность выразить в речи свои представления, чувства,  опыт, фантазию, желания, впечатления, потребности является необходимой предпосылкой успеха будущего образования. В дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить основы литературного языка в такой степени, чтобы перед началом школьного обучения  он мог  понятно и грамматически правильно общаться с взрослыми и детьми. В период дошкольного детства у ребёнка надо расширять его словарный запас, закреплять правильное произношение и ясную дикцию , формировать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи.

       Речь является важным компонентом подготовки детей к школе, решающими условиями и предпосылками развития речи являются:

1. Стимулирующая среда: ребёнок  может говорить лишь в том случае,  если есть  объект  для высказывания; речь является показателем того, в какой среде живёт ребёнок – разнообразной и интересной или  однообразной и скучной, где мало ситуаций  побуждающих ребёнка к разговору.

2. Возможность активного речевого проявления: Дошкольник  должен не только уметь слушать речь, но и сам говорить: излагать собственные мысли, описывать явления, пересказывать, во время этого  упражняется его голосовой аппарат; с помощью слуха  ребёнок контролирует свою речь.

3. Образец речи взрослого: Дети учатся говорить, подражая речи взрослых, ребёнок говорит так, как  говорят  близкие из окружающих его люде: чисто, чётко либо небрежно. У ребёнка может быть богатый запас слов, а может оказаться, что его речь будет бедна и проста.