Файл: Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Использование правильных методов: Речь детей,  развивается, прежде всего,  тогда,  когда взрослый широко использует разнообразные методы и приёмы  её стимулирования, которые охватывают все стороны речи и соответствуют возрасту ребёнка. Дошкольника надо подводить к тому, чтобы он  упражнялся в произнесении  звуков и  слогов, самостоятельно  рассказывал, пересказывал, инсценировал и драматизировал знакомые сказки.

5. Общие воздействия всех факторов влияющих на ребёнка: Отрицательное влияние на развитие речи  оказывает несогласованность требований взрослых. Очевидно, что развитие речи ребёнка  обусловлено  функционированием его речевого аппарата и уровнем умственного развития. Дефекты в этих сферах проявляются в речи. 

       Задачи  педагогам и родителям:

Обогащение словарного запаса. Словарный запас – это совокупность слов, которые ребёнок  знает и использует для обозначения явлений, предметов, деятельности. Словарный запас зависит от знаний ребёнка и отражает их: чем лучше малыш знает окружающую действительность, тем богаче его словарный запас. Активное использование  слов, позволяет дошкольнику приобрести более широкое представление о природе и обществе, удовлетворить любопытство и стремление к общению с  взрослыми и сверстниками. Словарный запас шестилетнего ребёнка должен составлять примерно 3000 – 3500 слов. Старшие дошкольники должны уметь правильно называть не только предметы, но и признаки, действия, явления. Для этого возраста характерны вопросы «почему?», «как?», «зачем?», в которых проявляется детский интерес к причинам явлений, их связям, условиям и отношениям. С дошкольниками проводят наблюдения за всем, что происходит в природе и обществе: за сезонными изменениями в природе, работой техники и транспорта, трудом и отдыхом  людей. При этом внимание ребёнка обращается не только на внешние стороны предмета и явления, но и на их скрытые признаки, свойства, взаимосвязи. Дошкольников следует побуждать высказывать своё мнение, давать оценку наблюдениям. То, что ребёнок о многом спрашивает, это естественно, почему полыхают молнии, гремит гром, почему лимон кислый, зачем в щи кладут лук и другое. Действенны такие способы развития речи дошкольника, которые позволяют детям решать проблемы, самостоятельно находить словесные обороты. В словесных играх ребёнку не надоедает повторять слова, искать подходящие выражения.  Дошкольники любят придумывать загадки, небылицы, дразнилки, сказки,  в которых описывают предметы, лица, или видоизменяют известные ситуации: «Что днём полно, а ночью пусто?» (ботинки); «Когда раздвоимся, ни с чем  не справимся, а соединимся, всё раздвоим» (ножницы). Детям очень интересен смысл фразеологизмов (Играть в бирюльки; вышел сухим из воды; попал под горячую руку), ребята с интересом играют в игру «Скажи наоборот» : день-ночь, острый - тупой, холодный – горячий.  Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Дети могут придавать иное значение словам, то есть самостоятельно осмыслить слова: «Лодырь – человек, который делает лодки»,  «Деревня – где много деревьев», работа с многозначными словами, часть словарной работы. Цель словарной работы  обеспечить собственное речевое развитие. Если ребёнок понимает смысл слова, он может правильно его употребить. Воспитанная привычка правильно употреблять слова во многом определяет культуру речи дошкольника. Понимая значение слов,  ребёнок легко подберёт антоним или синоним к заданному слову. Игра «Скажи наоборот», «Камень тяжёлый, пух…?», упражнения с отдельным словом способствуют уточнению его значения, систематизируют знания, которые есть у детей: например, на вопрос: «Что может быть хмурым?» - дети ответят : «Погода, день, туча, настроение», «Что может быть свежим?» - «Капуста, хлеб, новости» из ответов видно, что дети понимают смысл слов.   Ребята придумывают докучные сказки, дразнилки, новые названия предметов. Незаменимую помощь в обогащении словарного запаса оказывает устное народное творчество, художественная литература.
Много новых слов, словосочетаний, речевых оборотов дети узнают именно из сказок, колыбельных, прибауток, потому что слышат их с первых дней жизни. Детей привлекает то, что сказки можно не только слушать, но и самим «читать» по картинкам, драматизировать  сказки, перевоплощаясь в любимых героев. Повседневная работа педагогов и родителей позволит дошкольнику накопить необходимый словарный запас.

Формирование звуковой культуры речи.   «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л.С.   Речь ребёнка,  поступающего в первый класс, должна быть связной, чистой и выразительной, ребёнок должен уметь чётко произносить все звуки, правильно ставить ударение в слове, регулировать громкость и темп речи. Однако всё далеко не так, как хотелось бы, зачастую  приходящие в школу дети неправильно произносят звуки (свистящих, шипящих согласных и р). Дети с неправильным звукопроизношением  ошибки переводят в письменную форму. Неясная  и маловыразительная речь затрудняет общение ребёнка с одноклассниками и взрослыми,  поэтому в школе дети становятся робкими и неуверенными. Фонематические нарушения в звукопроизношении необходимо устранять в дошкольном возрасте во время индивидуальной работы с ребёнком или под руководством логопеда или психолога.  Образец  речи педагога, родителей и сверстника оказывают решающее влияние на красоту, чёткость и выразительность речи ребёнка. Упражнять  в правильном звукопроизношении  можно с помощью словесных игр, которые дети  любят, эти игры не требуют много времени, например «Найди место звука в слове», «Назови слова на заданный звук», «Звуковая цепочка» и другие.  Дошкольники любят слушать и имитировать звуки, здесь можно  применить драматизацию полюбившихся сказок, ребята с удовольствием изображают героев сказок, подражают их голосам; «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Три медведя». Детям нравится  разучивать считалочки, чистоговорки  они хорошо запоминаются. Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в дошкольном  возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять

, применяя малые фольклорные формы. Чистоговорка – шутка, заключается в умышленном подборе трудных в произношении слов. Она используется как средство для исправления речевых дефектов детей. Чистоговорки помогают произносить, необходимые звуки чисто, быстро не надоедая ребёнку. Считалочки ненавязчивы, поэтому дети старших групп охотно их разучивают и используют в подвижных играх. Такие упражнения помогают не только развивать мышление, воображение, память, но и разнообразить, обогатить, активизировать словарь ребёнка дошкольного возраста. Упражняя ребёнка в произношении, педагоги и родители должны проявлять терпение и главное положительно оценивать каждый успех ребёнка – это является стимулятором для ребёнка. Упражнение в произношении не должно стать для ребёнка трудоёмкой зубрёжкой.  Во время пребывания ребёнка в детском саду можно играть в «ошибочные слова», где изменение согласного или гласного звука, открывает новое значение слова. Дети экспериментируют со словами. подражают звукам, сочиняют считалки, стихи, выдумывают чистоговорки и главная задача взрослых найти правильный подход к ребёнку, чтобы не отбить желание учиться в школе.


Формирование грамматического строя речи. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Всем  известно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К.Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т.е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские.  Шестилетние дети должны уже грамотно говорить  на интуитивном уровне, правильно подбирать слова, согласовывать их в предложении, употреблять в речи  сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Дошкольник  постепенно осваивает литературный язык и у него складывается представление об грамматических правилах речи. Детям необходимо читать, в процессе чтения ребята получают образец литературного произношения и учатся слушать и понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию, правильно строить  предложения при ответах на вопросы. В речи дошкольников появляются языковые грамматические ошибки, при употреблении правильных форм  имён существительных, числительных, местоимений, прилагательных, взрослый должен поправлять ребёнка и говорить ему правильное выражение. С дошкольником  необходимо играть в словесные игры,  преднамеренно говорить исковерканные предложения, делать грамматические ошибки, чтобы ребёнок  мог находить ошибки. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достигают высокого уровня в практическом владении русским языком, предусматривается обучение детей членению предложений на слова и составлению предложений из слов. Для этого дети должны понять, что наша речь состоит из слов. При правильной организации и методике проведения занятий над составом предложения способствует умственному и речевому развитию детей. Без специального обучения представление о слове носят неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается медленно. Дошкольники склоны путать слова, звуки , слоги, если попросить ребят определить  «Сколько слов в предложении? (например, «Мама купила сливы».) дети могут слова поделить на слоги и посчитать слоги или при вопросе очерёдности слов в предложении назвать первое и всё,
примеры показывают, что у детей нет отчётливого представления о слове. Поэтому приступая к работе по обучению грамоте, воспитатель должен иметь в виду особенности детей данного возраста. Для того, чтобы ребёнок понял, что такое слово, можно поиграть в игру «Живые слова», то есть предложить ребёнку быть словом в заданном воспитателем предложении и уметь занять своё место  в предложении. Главное в обучении научить понимать последовательность слов в предложении и отдельность каждого слова, которое входит в предложение. В игре «Угадай, какое слово заблудилось?» дети учатся ставить слова по порядку, чтобы  было понятно  по смыслу. Когда дошкольники усвоят порядок слов в предложении, можно поиграть в игру «Узнай, что изменилось?» цель игры состоит в том, что дети должны понять, что в предложении можно заменять слова и тогда получится новое предложение: «Волк, встретил зайца», «Лиса встретила зайца». Дети очень любят играть в игру «Путаница», это обычно вызывает веселье, дети с интересом ищут подходящие слова и порядок слов в предложении: «Мычит синяя собака». Таким образом,  проводимая работа оказывает существенное влияние на речевое развитие дошкольников.

 Формирование связной речи детей дошкольного возраста. Е.И. Тихеева «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Из этого следует, по мнению автора, что именно обучение связной речи  должно стоять у истоков системы  в воспитании в детском саду. Связная речь является основным показателем эффективности развития речи дошкольника. Если ребёнок к шести годам может связно выражать свои мысли,  впечатления, эмоции, то значит у него достаточный уровень связной речи. Связность, по мнению С.Л. Рубинштейна— «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [16, 48]. Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления дошкольника,  его умение осмысливать окружающую действительность, потому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития. Умение интересно рассказать  и заинтересовать  слушателей, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как  воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве  Исследователи (С.Л.Рубинштейн и А.М. Леушина ) считают, что развитие речи ребенка начинается с его общения с взрослыми в форме разговора. Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их, речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Уже в старшей группе детского сада можно проследить влияние словарной работы на связность высказываний детей. Дошкольники используют свои речевые навыки  на занятиях по пересказыванию рассказов и сказок. Для обучения рассказыванию используются специальные серии картин С.А.Веретенникова, при беседе по картине необходимо правильно задавать вопросы, чтобы ребёнок мог давать распространённые ответы. Очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем, этим