Файл: Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Три дерева,

Три тетерева

На каждом дереве –

По одному тетереву»

Важно, чтобы педагог предлагающий ребёнку скороговорку,  понимал, что для каждого возраста свои  скороговорки.

        Знакомя детей УНТ, нельзя обойти стороной русские народные праздники. «Человеческая память коротка. Но есть ещё другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции передаёт информацию о пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна:..почему на  Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему на ёлку вешают шары.  Перед нами ответственное действо, которое совершают во имя высокой цели – ради людей, ради жизни» И. Уварова. Опираясь в своей работе на программу О.Л.Князевой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,  мы знакомим детей  с русскими народными праздниками: «Пасха», «Масленица», «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ярмарка», «Новый год», «Синичкин день». Любой праздник для ребёнка это незабываемые, яркие, положительные воспоминания. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, верят в чудеса, в перевоплощения героев. Старшие дошкольники принимают активное участие в праздниках и их подготовке, все народные праздники направлены на объединение, важно, чтобы в репетициях участвовали дети всей группы, создаётся праздничная атмосфера, ожидание чуда. Подготовка праздника объединяет воспитателей, родителей и детей, дети могут показать свои нераскрытые возможности при выступлениях: кто в пении, кто в танцах, кто в драматизации сказок, кто в чтении стихов. При проведении народных праздников, у детей расширяется словарный запас: «Масленица», «скоморохи», «Пасха», дети узнают,  как наши предки отмечали праздники, какие музыкальные инструменты использовали. При подготовке праздников идёт работа над развитием речи дошкольника, дети заучивают тексты песен, готовят небольшие сценки из сказок, разучивают заклички, пословицы, народные приметы и тут никак нельзя не оценить важность УНТ, в развитии речи детей дошкольного возраста.  При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

        Таким образом, использование различных видов УТН,  перечисленных нами выше,  в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию грамматической стороны речи, звуковой культуры речи, развитию связной речи, развитию фонематической стороны речи.  Работая с детьми, педагог должен использовать такие формы организации с УНТ, которые были бы эффективны. Рассмотрим формы организации с произведениями фольклора в МБДОУ № 28 «Берёзонька».


 

 


1.4 Формы организации с фольклором в детском саду

 

 

         Используя в своей работе программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О.Л. Князевой,  мы применяем следующие формы работы, по ознакомлению детей  с УНТ: чтение, рассказывание, народные праздники, театральная деятельность.   Ещё мы стараемся идти в ногу со временем, используем презентации на темы: «Путешествие в прошлое мебели», «Народный костюм», «Чаепитие на Руси» и многое другое. Целесообразно использовать  наглядный  материал, поэтому мы  организовали  музей «Русская изба», мини – библиотеку «Русские народные сказки».  Для организации работы с родителями мы проводим семейные  клубы,  анкетирование, консультации, беседы, папки – передвижки, выставки детских рисунков.             

         Давайте  рассмотрим  работу  со сказкой с детьми дошкольного возраста.  К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - "воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".

      Для того, чтобы ребёнок воспринимал сказку нужна соответствующая обстановка. Педагог должен уметь рассказать сказку, используя интонацию голоса, образность речи, сравнения, эпитеты, самому верить в то о чём рассказываешь,  тогда всё получится, надо проживать все события вместе с детьми и героями. Не надо педагогу говорить лишних слов, надо дать ребёнку время подумать, осмыслить и сделать выводы. Слушая сказки,  старшие дети чётко понимают грань между вымыслом и реальными событиями, поэтому надо давать возможность ребёнку подумать. Важно в беседе по содержанию сказки, подводить к пониманию, что в каждой сказке заложена мораль и как мы её применяем в жизни, обращаем внимание на то, что в содержании сказок события плавно перетекают из одного в другое.  Дошкольники уже могут выказать своё отношение к героям сказок, повторить диалог героев сказки.         Особую роль в беседе по сказке играют вопросы педагога: "  «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?»  вопросы помогут детям. Народная сказка имеет большое значение в воспитании чувств ребёнка, развивает речь, заставляет мыслить. Мы стараемся  знакомить детей со сказками при посещении избы, Хозяйка одета в русский сарафан, дети садятся и рассказчица тоже, важно находиться на одном уровне с детьми. Если сказка повторяется, можно использовать различного вида театры: теневой, настольный, пальчиковый. Используя все указанные выше формы работы с УНТ, повысят уровень знаний и речевую  активность дошкольников. 
Формы работы с пословицами и поговорками: Знакомя дошкольников с таким видом УНТ, как пословицы и поговорки, мы используем их как часть занятия, в режимных моментах, на прогулках, на праздниках. Посещая наши занятия по приобщению детей к русской  народной культуре, которые проходят в «Русской избе», дошкольники знакомятся с пословицами. Например,  Хозяйка говорит: - Проходите гости дорогие! Вы шутки любите? А ведь «Шутку шутить – людей насмешить» и начинает свой рассказ о шуточных сказках. В конце занятия можно повторить пословицу. Можно использовать пословицу в конце сказки, например, «Сказка ложь, да в ней намёк, добра молодцу урок», дети стараются объяснить пословицу, применяя её к содержанию сказки. Задача воспитателя убедить детей в том, что «пословица недаром молвиться». Пословицы просты и лаконичны, но в этом и есть их великая мудрость и ценность. Конечно, работать с пословицами трудно, поэтому для детей необходимо подбирать доступный материал. Если мы хотим привить любовь к УНТ, необходимо воспитателю самому знать много пословиц, поговорок, прибауток, сказок и употреблять их в речи постоянно.  Образное восприятие пословиц, углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа.

        В своей работе по приобщению детей к устному народному творчеству, мы используем драматизацию сказок. Драматизация это завершающий этап. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников. Но хочется сказать, что дети старшего дошкольного возраста, имеют уже достаточный багаж знаний для драматизации, что создаёт благоприятные условия,  для проведения спектаклей. В процессе подготовки воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи.   Воспитатель готовит конспект, обсуждает с детьми всё до мелочей, очень важен процесс подготовки, ведь от него зависит результат. Сказки берём небольшие по содержанию.  В старших  группах, при работе над драматизацией сказок основной задачей  является развитие у каждого ребенка интонационной, жестовой и мимической  выразительности. Важно правильно  предложить ребёнку роль, учитывая его индивидуальные черты и способности, чтобы не наступило разочарование в своих способностях. В работе над ролью, жестами  помогают дидактические игры: «Узнай,  чей жест?» «Узнай по голосу». Очень важно  поощрять детей к импровизации в драматизациях, стимулировать их  творческую инициативу и активность.  Во время подготовки к инсценировке  дети знакомятся с народным творчеством, свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми. Драматизируя песенку, потешку, а в дальнейшем и сказку, ребенок пользуется их языком. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил  В.Г. Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию произведений устного народного творчества детьми. Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность.              


      Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки. Для объединения детского сада и семьи, мы используем совместное творчество детей и родителей. Организуем семейные клубы, народные праздники, приглашаем родителей. Такая форма организации нашла положительный отклик в сердцах родителей. Родители помогают готовить атрибуты к театрализованной деятельности и сами принимают активное участие.

 Создание атмосферы национального быта, это тоже одно важное условие, для приобщения дошкольников к  устному народному творчеству. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Придерживаясь этой формы работы, мы в группе организовали уголок: «Народные промыслы», в нём есть книги, альбомы: «Гжель – синеглазая», «Чудо чудное, диво дивное», «Русская матрёшка», «Вологодское  кружево», «Богородская игрушка»,  здесь же находятся куклы в русских костюмах. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, это  позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. В группе создан мини – музей «Русские народные сказки»,  здесь находятся книги, важно чтобы были и старые  и новые экспонаты. Дошкольники учатся беречь книги, подклеивают их. Создан уголок «Ряжение», это любимый уголок для девочек, в нём русские платки, бусы, длинные юбки, всё как в старину, сложено обязательно в сундук, играя, дети окунаются в прошлое и знакомятся с предметами старины.  Такую обстановку, можно создать в любой группе. Для более широкого ознакомления детей с истоками русской народной культуры, необходима организация музея в детском саду. Мы общими усилиями организовали музей «Русская изба», в его организации принимали участие не одно поколение воспитателей и родителе, что является неоценимым вкладом в сохранение нашего прошлого.  У нас в детском саду, музей посещают с младших групп, знакомят с экспонатами и названиями, к старшим группам опыт накапливается. Некоторые экспонаты дети трогают руками; крынки, прялку, примус. Для уюта в музей, мы поселили дедушку и бабушку (сшитые мягкие куклы), поставили самовар 1898года, повесили баранки, сделали всё возможное для того, чтобы заинтересовать детей. Создание атмосферы национального быта очень помогает в работе по ознакомлению детей с устным народным творчеством.