Файл: Iii. Теория права глава теории происхождения права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
юридического закона должен «вписываться» в фактическое положение вещей. Главное при
таком подходе не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые решения,
правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи, другие должностные лица, принимая
правовое решение, как бы приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создается
конкретно-историческое право.
Все перечисленные выше направления естественной теории права взаимно
переплетаются и дополняют друг друга.
Историческая школа права сформировалась в Германии в противовес теории
естественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи (1779–1861). Он выступал против
игнорирования специфически национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал
участие свободной человеческой воли в развитии истории и права. Право, по его мнению, не
является искусственным изобретением законодателя, оно не выдумано людьми. Истоки права
надо искать в истории его развития.
Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно и служит
выражением духа народа, присуще только этому народу. Законодатель не может
«пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя –
зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им
юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя
первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития
общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а
извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в
национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей
всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в
другое общество.
Видными представителями исторической школы права были Г. Гуго (1764–1844) и
Г. Пуха (1798–1846).
Историческая школа права оказала значительное влияние на становление
историко-правовых наук, которые обращались к проблемам протоправа (социальных норм,
действовавших в догосударственных обществах), формирования и развития
общенациональной идеи, которая создавалась в тот период для объединения немецких земель
в единое государство.
Психологическая теория происхождения права исходит из того, что источником
формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции.
Основоположником психологического направления в юриспруденции считают
дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867–1931). Он полагал, что появление
официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым
эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое
поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое
интуитивное право, которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не
зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным
ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном праве, т. е. законодательстве.
По мнению Л.И. Петражицкого, право не есть реальность, оно лишь комплекс
переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто
в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть
психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.
Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное
индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал
индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть
оптический обман.
Л.И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека
императивно-атрибутивного характера. Что это означает?
Атрибутивная норма – это переживания чувства правомочия на что-то, а чувство
обязанности сделать что-то есть императивная норма.
Право – это переживания человека, которые, с одной стороны, учитывают чью-либо
обязанность совершить какие-либо действия, а с другой – чье-либо притязание на
осуществление этих действий (либо на воздержание от них), которые предопределены
обязанностью. Следовательно, право целиком относится к миру внутренних, чисто
субъективных переживаний человека. Право не связано с государством и с другими
социальными явлениями. Для Л.И. Петражицкого характерно чрезмерно широкое толкование
и понимание права. Как он писал, правом «оказывается не только многое такое, что находится
вне ведения государства, не пользуется официальным признанием и покровительством, но и
многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение,
подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее
праву в официально-государственном смысле». Отсюда включение им в право не только права
нормальных и хороших людей, но и права преступных организаций, права, возникающего на
почве суеверий, и т. п.
Сторонниками психологической теории были дореволюционные государствоведы
Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, М.А. Рейснер. У Л.И. Петражицкого немало последователей
среди зарубежных юристов, которые всю общественную жизнь понимали как проявление
психического начала (Г. Тард, Ф. Уолрд). По теории Г. Тарда, законом, определяющим
развитие общества, является закон психологического подражания. Право создается
господствующими классами для того, чтобы низшие классы подражали высшим.
В известной мере на психологической теории основывалось учение известного
австрийского психиатра З. Фрейда. Он пытался объяснить индивидуальную жизнь человека и
все социальные процессы с позиции подсознательных инстинктов, полагая, что
бессознательное является определяющим фактором поведения и всей жизни человека.
Таким образом, психологическая теория считает возможным внегосударственное
возникновение права. В его создании решающую роль играют правосознание и правовая
культура народов.
Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее –
возникновение права неразрывно связано с образованием государства. А поскольку они
возникают одномоментно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно:
появление прибавочной стоимости, затем и частной собственности привело к расколу
общества на антагонистические классы. В результате первобытные обычаи оказались не
приспособленными для регулирования поведения людей. В то же время для
функционирования государства потребовались такие нормы, которые смогли бы сделать
государственную волю общеобязательной. В результате возникла потребность в
нормативном регулировании, которое обеспечивало бы классовое господство и стало бы
классовым регулятором общественных отношений.
Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право.
Марксистская теория выделяет два пути правообразования:
1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права. При этом государство
снабжает обычаи принудительной санкцией;
2) правотворчество государственных органов, которые устанавливают новые нормы,
выражающие волю господствующего класса, и которые навязываются всему обществу. Эти
нормы были направлены на то, чтобы обеспечить классовое господство, и поддерживаются
принудительной силой государства.
Согласно марксистской теории право жестко привязано к государству и подчинено ему.
Оно служит его инструментом, с помощью которого государство решает свои классовые
задачи. Отсюда главная функция права – принуждение, подчинение воле того класса или той
социальной группы, которые стоят у власти.
Подытоживая изложенный материал о происхождении права, можно сделать вывод, что
среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Почти все теории происхождения
права основываются на истинных свойствах права и процессах его возникновения, но при
этом отдельные факторы нередко преувеличиваются.
10.3. Функции права
В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и
единодушия.
По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения,
которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение
права – урегулирование, упорядочение общественных отношений, придание им определенной
направленности, стабильности, создание необходимых условий для реализации прав и свобод
личности и нормальных условий для развития общества.
Другие ученые полагают, что функции права – это главные направления правового
воздействия на общественные отношения, т. е. формы, способы, пути влияния права на
общественные отношения.
Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права»
должно охватывать оба этих аспекта – и социальное назначение права, и вытекающие из этого
назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.
Таким образом, под функциями права следует понимать основные направления
правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения,
урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.
В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но
и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие.
Функционирование права – это действие права, реализация его функций, воплощение их в
общественных отношениях, а функции права:
1) определяются сущностью права и его социальным назначением;
2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе
говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;
3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед
правом на данном этапе развития общества;
4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;
5) характеризуются непрерывностью, длительностью действия.
Система функций права непосредственно связана с системой права.
Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права:
общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права;
отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права;
межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная
функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);
правовых институтов;
нормы права или отдельных норм.
В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и
внешние.
Внутренние функции права – это способы юридического воздействия на поведение
людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют
собственно юридические функции права.
Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют
право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные.
Среди них выделяют функции:
1) культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и
достижения мировой культуры;
2) воспитательную – способность права выражать определенную идеологию и
оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого
правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;
3) социального контроля – стимулирует определенное поведение и в то же время
ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает
от совершения неправомерных действий;
4) информационно-регулирующую – информирует о возможностях того или иного
социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.
Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то
среди них выделяют две главные, или основные, функции – регулятивную и охранительную.
При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из
основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общественные