Файл: Iii. Теория права глава теории происхождения права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным

образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности

права предписывать, указывать варианты поведения и действий.

Проф. С.С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции – статическую

и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения

посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса,

например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение

компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы

правления, государственного устройства и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные

отношения посредством оформления их движения, развития, т. е. право направлено на

обслуживание правовыми средствами различных социальных процессов – экономических,

политических, торговых и др. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право

способствует не только развитию и совершенствованию существующих, но и возникновение

новых общественных отношений.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых

общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу

отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено

правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее

назначение – предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо

не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение

посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической

ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты

под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические

функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную, которые

производны от основных.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного

незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная

функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата


вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение

морального вреда.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц,

ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в

интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных

интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не

допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55

Конституции РФ).

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права,

прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление

на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку

восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах:

информационной; ориентационного (воспитательное) воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства,

доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий,

которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное (воспитательное) воздействие позволяет выработать у личности

правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых

предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового

регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение

общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность

правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение

субъектов правового общения.

Тгп 02.02

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений,

придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные

регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового

масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения

участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить

общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том

числе с помощью

механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм

нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е.

нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества – в случае нарушения общепризнанных норм и

принципов международного права.

Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы

стимулирования, рекомендации, поощрения и др.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические,

корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические

нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный

прецедент; правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся

религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования

общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как

ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный,

директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически

сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических

установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов,

наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор

складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на153

последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе

традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например,

в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с

помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной

задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по

различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и


Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные

процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в

защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным

вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного

регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот

институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о

положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе

правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в

установленном порядке.


1.2. Социальные и технические нормы
Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы:
социальные и технические.
Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, модели поведения
участников социального общения. Иногда в юридической литературе социальные нормы
характеризуют как правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы
людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на
регулирование социально значимого поведения.
Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с
орудиями труда и предметами природы (проф. А.В. Малько). Они регулируют отношения
между людьми и внешним миром – природой, техникой. Это отношения человек – машина,
человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их
соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской.
К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические,
технологические, экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы.
Технические нормы создаются людьми, а законы природы существуют объективно, т. е. не
зависят от воли человека. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права,
приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение
устанавливается юридическая ответственность. Таким образом, они являются не только
целесообразными, но и общеобязательными и влекут определенные юридические
последствия. Это Правила противопожарной безопасности, Правила дорожного движения,
Правила производства строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т. д.

11.3. Виды социальных норм
Существует множество классификаций социальных норм. Наибольшее распространение
имеет их подразделение по двум критериям:
1) по сфере действия. Соответственно выделяются экономические, политические,