Файл: Iii. Теория права глава теории происхождения права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды законов:
1) по их юридической силе: федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации, Закон о поправке в конституцию;
2) по субъектам законотворчества: принятые в результате референдума; принятые законодательным органом;
3) по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.;
4) по сроку действия: постоянные; временные;
5) по характеру: текущие; чрезвычайные;
6) по сферам действия: общефедеральные; региональные;
7) по содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.;
8) по степени систематизации: обычные, кодификационные - ГК РФ, УК РФ и т.д.;
9) по объему регулирования: общие, специальные и т.д.
4вопрос
Замечание 1
Подзаконный акт - это правовой нормативный документ, который издается компетентным органом в соответствии с законодательством, направлен на развитие и исполнение законодательных положений и регулирует конкретные аспекты отношений в обществе. В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.
Признаки подзаконного акта:
отображение и закрепление в законе, конституции или другом нормативно-правовом акте полномочий издавать нормативные акты определенными органами;
зависимость подзаконных нормативно-правовых актов от законов;
в нормативных актах происходит опосредование норм законов через их дополнение, воспроизведение, конкретизацию, детализацию, развитие и др.;
упрощенный, по сравнению с законом, порядок принятия, введения в действие и опубликования;
эффективно приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, более оперативно и быстро реагируют на перемены в жизненной обстановке;
нормы подзаконных актов чаще всего выступают нормами видового значения относительно норм законов; высокая степень неоднородности, представляющая единое целое;
все нормативные подзаконные акты обладают разной юридической силой, имеют различную форму издания и наименования.
Виды подзаконных актов
В зависимости от издавшего подзаконный акт органа выделяют следующие его виды:
общие акты, которые действуют на всей территории России в отношении всех ее граждан и лиц, находящихся на территории страны - указы и распоряжения Президента РФ;
постановления палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы;
распоряжения и постановления Правительства РФ;
распоряжения, директивы, приказы федеральных ведомств и министерств;
региональные акты - постановления законодательного органа государственной власти субъекта РФ, постановления губернатора, приказы министерств и других органов исполнительной власти субъекта Федерации, то есть акты органов государственной власти;
местные акты - постановления и другие решения представительных органов муниципальных образований и глав администраций, которые действуют только на территории данного муниципального образования;
локальные акты - приказы руководителей предприятий и организаций, решения участников ООО, общего собрания акционеров акционерных обществ, решения совета директоров и др., данные акты распространяются только на работников конкретных организаций.
Характеристика отдельных подзаконных нормативных актов
Распоряжения и указы Президента РФ. В РФ Президент имеет право издавать распоряжения и указы (ст. 90 Конституции). Указ является актом более значимого и широкого, действия, а распоряжение представляет собой документ более конкретного, частного назначения.
Распоряжения, как правило, принимаются по вопросам государственного управления (выделение средств из резервного фонда регионам, создание рабочих комиссий и т. д.).
Нормативные указы Президента обладают отличительными признаками, а именно, они:
не должны противоречить федеральным законам;
по отношению к другим подзаконным актам имеют приоритетное значение;
содержат нормы права; регулируют различные сферы общественной жизни;
обладают общеобязательной природой.
Указ Президента нормативного характера представляет собой подзаконный акт, который содержит нормы права, регулирует различные сферы жизни общества и имеет приоритетное значение относительно других подзаконных актов. Акты Правительства имеют подзаконный характер. Исполнение правительственных постановлений происходит в пределах предметов полномочий и ведения. Распоряжения являются правоприменительными документами и адресованы для узкого круга исполнителей.
Акты федеральных ведомств и министерств подчинены правительственным актам и имеют отраслевое назначение, то есть распространяются только на лиц, которые работают в данной отрасли. Если ведомство и министерство обладает разнонаправленностью, то такие акты адресуются нескольким министерствам и могут регулировать разные межотраслевые отношения. Акты федеральных ведомств и министерств могут издаваться в виде инструкций или приказов.
Выделяют приказы нормативные и ненормативные. Нормативные приказы предназначены для использования в работе федеральных органов власти: их задачам, структуре, функциям. Ненормативные приказы выполняют роль правоприменительных актов. Инструкции регулируют основные формы служебной деятельности, а также функциональные обязанности какой-либо категории сотрудников. Инструкции имеют нормативное содержание.
К актам исполнительной власти субъектов Федерации относятся указы и распоряжения, изданные президентами республик, распоряжения и постановления, приказы и инструкции. Главы администраций краев, областей (в том числе, автономных), округов и городов федерального значения, правительство регионов, осуществляя свои полномочия издают распоряжения и постановления.
Соответствующие региональные департаменты, ведомства и министерства, другие органы исполнительной власти субъектов Федерации наделяются правом издавать приказы и инструкции. Такие акты издаются исходя из полномочий соответствующего органа, согласно конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Они распространяются только на территорию данных субъектов и имеют локальную сферу действия. Данные акты могут носить нормативный или правоприменительный характер.
Органы местного самоуправления, согласно Конституции, могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, создавать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану местного порядка, решать различные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления в пределах собственных полномочий имеют право издавать правовые акты:
распоряжения и постановления глав органов муниципального управления;
акты сельских и поселковых собраний;
акты представительных органов.
Вопрос 5
-
Правовым обычаем является неписаное правило поведения, которое сложилось в результате его фактического и многократного применения в течение длительного времени и которое признается государством в качестве общеобязательного правила. Правовой обычай является исторической формой права.
Этот источник права характеризуется рядом черт, которые отличают его от других источников права.
Продолжительность существования. Эта черта говорит о том, что обычай формируется постепенно
, и чтобы обычай приобрел силу, должно пройти определенное время с момента его возникновения. Обычай закрепляет в себе то, что создавалось в течение длительного времени в обществе, он отражает общие позитивные моральные ценности народа, а также разные предрассудки и расовые разногласия. На смену устаревшим обычаям всегда приходят новые, более приспособленные к окружающей действительности.
Устный характер. Эта особенность отличает правовой обычай от других источников права и заключается в том, что он сохраняется в сознании народа и передается в устной форме из поколения в поколение.
Формальная определенность. Ее особенность состоит в том, что правовой обычай, существующий в устной форме, требует более или менее точной определенности его содержания: ситуации, в которой он применяется, круга лиц, на которых распространяется, последствий, которые следуют в результате его применения.
Локальный характер. Правовой обычай действует в определенной местности в отношении сравнительно небольшой группы людей и является своеобразной традицией данной местности. Прослеживается тесная связь обычая с религией.
Санкционированность государством. Для применения правового обычая в обществе требуется признание его юридической силы государством. Право существует только совместно с государством, поэтому обычай может носить общеобязательный характер наряду с другими источниками права, только если государство придаст ему законность. По степени юридической значимости правовые обычаи могут быть основными и дополнительными (субсидиарными).
2. Судебным прецедентом является судебное решение по конкретному делу, которое имеет значение общеобязательного правила для такого же решения всех подобных дел. Правом принимать решения, которые имеют значение прецедента, наделены лишь высшие судебные инстанции. Судебный прецедент является основным источником права в национальных системах права, которые относятся к правовой семье общего (прецедентного) права.
3. Юридическая доктрина представляет собой положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые разрабатываются и обосновываются учеными-юристами и имеют обязательную юридическую силу в тех или иных системах права. Велика роль юридической доктрины как источника права мусульманском праве. Определенная правовая роль отводится ей и в системах общего права.
4. Религиозный памятник как источник права представляет собой священные книги различных религий. Положения этих книг имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). В то же время важно учитывать, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) является правом соответствующей религиозной общины, а не национальногосударственной системой права.
5. Нормативно-правовой договор содержит новые формы действующего права и имеется как в сфере частного, так и публичного права.