Файл: Iii. Теория права глава теории происхождения права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;
- характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования.
Особое место в системе законов принадлежит Конституции. Конституция – это акт, обладающий наивысшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества. Конституция обладает учредительным характером, ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных актов государства.
На основе и в соответствии с Конституцией принимаются все иные законы. Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты различны по своему содержанию, объему и предмету правового регулирования. Разновидностью федеральных законов является кодекс.
Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодекс является основным законодательным актом в той или иной сфере, все иные акты данной отрасли права находятся в определенном соотношении с ним. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.
В систему законодательства РФ входят также законы субъектов РФ. Закон субъекта РФ – это нормативно – правовой акт, принимаемый законодательным органом субъекта Российской федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта РФ.
Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают Указы Президента РФ. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые определены Конституцией РФ.
Правительство РФ издает постановления. Постановления принимаются на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.
Акты федеральных органов исполнительной власти издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после его официального опубликования, если самими законом не установлен другой порядок вступления его в силу. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:
а) по истечении срока действия акта, на который он был принят;
б) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Подзаконные нормативно – правовые акты. Принимаются органами исполнительной власти в целях детализации положений законодательных актов, а также в целях устранения пробельности в законодательстве. Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают Указы Президента РФ. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые определены Конституцией РФ.
Правительство РФ издает постановления. Постановления принимаются на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.
Акты федеральных органов исполнительной власти издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся за пределами РФ.
Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.
По общему правилу, действие НПА на определенных территориях распространяется на всех лиц, проживающих на этой территории. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Есть исключения, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Это, например, иностранцы, пользующиеся правилом дипломатического иммунитета на территории другого государства. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем. Некоторые национальные НПА вообще не распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы государства. НПА могут распространять свое действие не на всех граждан и должностных лиц, а только на определенные категории – военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других. В этом случае круг лиц четко определяется в НПА.
Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:
а) социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
б) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;
в) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.
Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие:
-
это правила поведения людей в обществе; -
нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому); -
создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций.
По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов.
По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п.
По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).
По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
Важнейшее место в системе социальных норм занимают нормы права.
Под нормой права понимается общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного принуждения и регулирующее общественные отношения.
К признакам нормы права относят:
1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов; любая норма закреплена в нормативно-правовом акте);
3) связь с государством и гарантированность государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);
4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права).
Таким образом, нормаправа – это юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закрепленное или санкционируемое в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.
Форма права – это специфическое, определенное выражение правовых норм, которым
придаются качества общеобязательности через закрепление их содержания.
Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой, необходимо, чтобы оно было
облечено в правовую форму. Это может быть реализовано через правотворческою деятельность
государства, когда воля законодателя отражается в каком-либо правовом акте и выступает
обязательной для исполнения.
Понятия «источник права» и «форма права» тесно взаимосвязаны, но не являются
одинаковыми. «Форма права» показывает, как содержание права выражено и организовано
вовне. «Источник права» - это зачатки формирования права, определенная система факторов,
которая предопределяет его формы выражения и содержание.
Классификация форм права:
1. Внешняя форма права. Совокупность юридических источников, закрепляющих правовые
явления, предоставляющих возможность адресатам правовых установлений узнать их
реальное содержание и использовать их.
2. Внутренняя форма права. Система элементов, структура, представляющая содержание
этого явления (институты права, отрасли права).
Замечание 2
В правоведении выделяют идеальные, материальные и юридические источники права.
Материальные источники права базируются на системе объективных потребностей
социального развития, заключены в базисных отношениях и специфике данного способа
производства. Общественные отношения корректируются законодателем согласно уровню его
политической ориентации и правосознания. На позицию законодателя могут оказать влияние
особенности внутриполитической и международной обстановки, а также другие отдельные
факторы. В своей совокупности все эти обстоятельства и составляют в идеальном смысле
источник права.
Юридическими источника права являются юридические акты, в которых отображен результат
идеологического осознания объективных потребностей социального развития через ряд
правотворческих процедур. В этом случае форма права и источник права совпадают по
содержанию в юридическом смысле. В специально-юридическом смысле наблюдается внешнее
выражение норм права.
2 djghjc
Разница. Чем отличается нормативно-правовой акт от ненормативного? Разница между ними есть, причем на практике она достаточно существенна. Очень важно учитывать отличия и понятия нормативных актов и ненормативных актов. Их действие распространяется на важнейшую сферу общественной, социальной и экономической жизни населения.
Первое отличие состоит в высшей законной полноправности нормативных актов по сравнению с ненормативными с юридической точки зрения. Первый вид документов вступает в силу посредством принятия представителями органов законодательной власти. Тем временем, ненормативные акты подготавливаются исполнительной властью.