Файл: Анализ статистической информации по гражданским спорам фссп рф, размещенной на сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов в период прохождения практики (сайт httpssudact ru).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С целью освоения компетенции УК-1 способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач провела:
- анализ статистической информации по гражданским спорам ФССП РФ, размещенной на сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов в период прохождения практики (сайт https://sudact.ru).
В I квартале 2022 года в адрес Колосовского РОСП УФССП России по Омской области поступило 39 обращений, из них: 30 обращений (жалоб – 8, заявлений – 22), 7 запросов, «не обращений» - 2.
Поступившие обращения распределяются по содержанию следующим образом:
- обеспечение доступа к информации о деятельности приставов– 5 (12 %);
- организация делопроизводства и работы архивов ФССП – 5 (12 %);
- длительное рассмотрение дел – 4 (10 %);
- почтовое отправление или электронное сообщение, не имеющее смысла или содержащее рассуждения общего характера – не являющееся обращением – 2 (15 %);
- соблюдение сроков возбуждения исполнительного производства – 2 (15 %);
- обжалования постановлений приставов-исполнителей– 2 (15 %);
- жалобы на действия (бездействие) приставов при ведении исполнительного производства– 3 (10 %);
- иные – 4 (11 %).
Категории заявителей:
- граждане, не являющиеся участниками судебного процесса – 26;
- участники гражданского судопроизводства – 7;
- участники административного судопроизводства – 1;
- от лиц, содержащихся под стражей – 1;
- представители организаций – 3;
- адвокаты – 1.
Всего во I квартале 2022 года рассмотрено 37 (95 %) обращений (с учетом 1 обращения, поступившего в I квартале 2022 года). По существу рассмотрено 17 обращений (44 %), 2 обращения (5 %) по существу не рассмотрены, так как текст обращений не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы.
- изучила нормативно правовые акты, содержащие процессуальные нормы (Конституцией РФ, АПК РФ, ГПК РФ, федеральными законами и т. д.), а также внутренние положения, инструкции, приказы и распоряжения, регулирующие деятельность ФССП РФ;
Одними из внутренних положений является Положение о Колосовском РОСП УФССП России по Омской области. В нем указаны основные общие положения, основные задачи и функции, структура и организация деятельности, права и обязанности подразделения.
Также основными приказами, использующимися в детельности приставов являются:
- Приказ ФССП России от 31.05.2022 № 350 "Об установлении требований к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенных в форме электронного документа";
- Приказ ФССП России от 05.05.2022 № 256 "Об утверждении Порядка изготовления копии исполнительного документа, вынесенного и (или) направленного для исполнения в форме электронного документа, на бумажном носителе"
- Приказ ФССП России от 20.04.2018 № 157 "Об утверждении Положения об Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов"
- Приказ ФССП России от 19.04.2018 № 148 "Об утверждении требований к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица Федеральной службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа"
- Приказ ФССП России от 13.03.2018 № 90 "Об утверждении Положения об Организационно-контрольном управлении Федеральной службы судебных приставов"
- Приказ ФССП России от 13.03.2018 № 94 "Об утверждении Положения об Управлении организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов" и иные.
- изучила порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон), Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ нормативного акта, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности соответствующего нормативного акта. Данное правило либо полностью воспроизведено в тексте отдельных статей либо с аналогичным значением отражается (во взаимосвязи с нормами ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 101 Закона) в кодифицированных актах, регулирующих уголовное, гражданское и административное судопроизводство (ч. 3 ст. 13 АПК, ч. 3 ст. 15 КАС, 215 ГПК, ч. 3 п. 1 ст. 238 УПК).
В Постановлении от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» Конституционный Суд РФ указал: «...предусмотренное статьей 125 Конституции обращение иных судов в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона, если суд приходит к выводу о несоответствии закона Конституции, не может рассматриваться только как его право - суд обязан обратиться с таким запросом, чтобы не соответствующий Конституции РФ акт был лишен юридической силы в конституционно установленном порядке, что исключило бы его дальнейшее применение». Соответствующее положение отражено также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 134-О.
Как видно из разъяснений Конституционного Суда, обязательность судебного запроса и обязанность суда реагировать на выявленные противоречия, которые могут свидетельствовать о несоответствии закона Конституции, определяется одним из важных критериев, а именно, убежденностью суда (в случае, если суд приходит к таким выводам).
Предусмотренный порядок обращения Суда в Конституционный Суд РФ предоставляет для участников судебного процесса дополнительные возможности, которые могут быть реализованы ими посредством обращения в Суд с соответствующим ходатайством. Правоприменительная практика на уровне высшей инстанции подтверждает актуальность и целесообразность подобных инициатив в случае, если имеются убедительные доводы, которые аргументируют суду необходимость обращения с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2004 г. по делу N 83-Г04-9).
Следует отметить, что Суд не связан с мнением лиц, участвующих в деле. Участвующие в деле лица вправе высказать свою позицию о неконституционности закона, регулирующего материальные или процессуальные правоотношения, и ходатайствовать о направлении в Конституционный Суд запроса о проверке данного закона. При этом Суд может учесть их мнение, но не обязан. Законодательно такой обязанности не прописано.
В связи с этим, представляется, что для того, чтобы указанный механизм (инициирование судебного запроса в КС РФ) был действенным, нужно при подготовке ходатайства учитывать те требования, которые предъявляются к подобным запросам и те критерии, которые выработаны на практике Конституционным Судом. Среди таких требований можно выделить те, что предписывают, чтобы запрос был сформирован Судом только в пределах рассматриваемого им дела (ст. 101 Закона), при этом Судом в его обращении должны быть приведены доводы о наличии оснований для применения правовых норм в конкретном деле, а также приведены аргументы, что основные права и свободы граждан нарушаются оспариваемыми положениями закона, по своему смыслу исключающими адекватное Конституции РФ истолкование и применение таких положений иными судами (Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 № 22-О, от 25.12.2003 № 420-О).
В силу п. 8 ч. 2 ст. 37 Закона, в запросе в Конституционный Суд РФ должна быть указана позиция заявителя по поставленному им вопросу и приведено правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ. Очевидно, что, если сторона процесса или иное участвующие в деле лицо ставит целью обратить внимание Суда на выявленные факты о несоответствии закона Конституции и убедить его о возникшей по делу правовой проблеме, то в своем ходатайстве, помимо отражения обязательных требований, нужно продемонстрировать высокий уровень юридической аргументации, чтобы удалось убедить Суд в необходимости направления соответствующего запроса в Конституционный Суд РФ.
С целью освоения компетенции УК-8 способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов:
- изучила вопросы применения действующего законодательства ФССП РФ по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов ФССП РФ в деятельности по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также по контролю и надзору в установленной сфере иной деятельности, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
Данный вопрос регулируется Приказом ФССП России от 25.06.2018 № 288 "Об утверждении Положения об организации работы по судебной защите интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов"
Судебная защита интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов включает в себя:
подготовку и предъявление в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, исковых заявлений, заявлений в защиту интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов;
подготовку и предъявление в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отзывов и возражений на исковые заявления, вытекающие из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, а также на заявления (административные исковые заявления) об оспаривании постановлений, действий (бездействия) их должностных лиц;
сбор и представление в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доказательств и иных документов, в том числе по запросам судов;
участие в судебных заседаниях по рассмотрению споров, вытекающих из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, в том числе посредством видеоконференцсвязи;
обжалование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, судебных актов, принятых не в пользу Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, а также должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
До рассмотрения судом спора по существу должностные лица Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов принимают все предусмотренные законом меры по урегулированию спора, устранению допущенных нарушений прав и интересов сторон исполнительного производства и иных лиц.
Контроль и координация работы территориальных органов ФССП России по судебной защите осуществляется Правовым управлением в соответствии с требованиями настоящего Положения.
Контроль и координация работы по судебной защите в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств осуществляется начальником Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств в соответствии с требованиями настоящего Положения.
Решение о представлении интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов по спорам, вытекающим из деятельности одного территориального органа ФССП России, работниками другого территориального органа ФССП России принимается руководством Правового управления на основании мотивированной служебной записки руководства территориального органа ФССП России, из деятельности которого вытекает спор.
Служебная записка, содержащая краткое изложение фабулы дела, хронологию принятия судебных актов, краткий анализ выводов судов, направляется в Правовое управление не позднее чем за семь рабочих дней до даты судебного заседания.
Решение о представлении интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов по спорам, вытекающим из деятельности одного территориального органа ФССП России, работниками другого территориального органа ФССП России принимается при наличии совокупности следующих условий: