Файл: Ответы на билеты по криминалистике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
девушка нередко выполняет роль приманки, завлекая иностранца в место, где ее соучастники совершают грабеж или разбойное нападение. Соучастником преступной группы может быть водитель такси или иного транспортного средства, приглашающий в аэропорту или на вокзале воспользоваться его услугами.

Все следственные действия, которые не требуют участия иностранца, проводятся по принятой процессуальной процедуре. Определенные сложности могут возникнуть, если иностранец - потерпевший или свидетель - уже выехал за переделы России. Это в первую очередь касается предъявления для опознания людей или предметов. Особое значение имеет допрос иностранца - потерпевшего или свидетеля. При краткосрочном его пребывании в нашей стране он должен быть проведен оперативно, становясь фактически неотложным следственным действием. Ходатайства иностранца-подозреваемого о присутствии на допросе дипломатического или консульского сотрудника рассматриваются в соответствии со ст. 159 УПК. Решая вопрос об участии переводчика, следователь должен учитывать, что в наше время лица, проживающие в странах СНГ, могут не владеть языком места проживания, что характерно для русскоязычного населения этих (и других) стран. Естественно, что в подобных случаях они выражают желание давать показания на русском языке, и это должно быть зафиксировано в протоколе допроса.

Известные сложности возникают при проведении очной ставки. Ее участниками могут оказаться иностранцы, говорящие на разных языках, и в этом случае потребуются два переводчика и двойной перевод. Производство судебных экспертиз может потребовать получения от проходящих по делу лиц образцов для сравнительного исследования. Если такие лица не пользуются иммунитетом, то данная процедура не выходит за рамки ст. 202 УПК РФ, но при этом следует иметь в виду следующее существенное обстоятельство. Обычай и суеверия некоторых стран не допускают передачи посторонним каких-либо продуктов жизнедеятельности человека. Столкнувшись с подобным противодействием, следователь должен выяснить его причины, и если они лежат в обрядовой или культовой области, путем обстоятельных разъяснений попытаться изменить занятую субъектом позицию. Это можно сделать, пригласив авторитетных для иностранца лиц из числа единоверцев или земляков, придерживающихся современных взглядов.

87. Тактика группового обыска.


Обыск – следственное действие, проводимое в принудительном порядке в целях обследования помещений и сооружений, приусадебных участков, одежды и тела отдельных лиц для отыскания и изъятия имеющих значение для дела предметов, документов, а также обнаружения разыскиваемых преступников, потерпевших и их трупов.

Групповой обыск. В процессе расследования преступлений иногда приходится производить групповой обыск, то есть одновременное осуществление нескольких обысков, проводимых по одному делу, у разных лиц в разных местах. Хотя такой обыск и готовится по правилам, установленным для одиночного обыска, однако в процессе его подготовки следует предусмотреть перечень и порядок использования средств связи между участниками, единое руководство и единый план проведения, порядок обмена информацией, а также то, что эти обыски должны проводиться в один и тот же день и час. Планируя групповой обыск, целесообразно использовать оперативные данные и составить схему преступных и родственных связей обыскиваемых лиц.

При производстве группового обыска обеспечивается фактор внезапности, что не позволяет членам преступной группы спрятать или уничтожить орудия преступления, иные предметы, а также предупредить об опасности других соучастников.

Нужно особо подчеркнуть одновременность и согласованность действий всех участников операции.

Групповой обыск производится во всех необходимых местах по тактическим правилам, разработанным для одиночного обыска. Однако каждый из обысков должен проводиться по единому плану и под руководством специально выделенного лица следователя или руководителя бригады следователей Турчин Д.А. Тактические операции групповой обыск. Криминалистические методы расследования преступлений - Тюмень 1998. С. 21 полную версию работы можно получить по эл.почте professor57 sibmail.com обыск, или же в обусловленном планом пункте, удобном для координации деятельности всех групп.

В ходе группового обыска должна быть налажена взаимная информация всех участников о результатах поисков. Оптимален такой вариант, когда руководитель обыска периодически связывается по радио с руководителями следственно-оперативных групп с целью обмена информацией о методах и результатах следственного действия.

88. Источники разработки частных криминалистических методик.

Право
 — определяющий фактор и источник методических рекомендаций криминалистики:

1. Нормы Особенной части уголовного права, помимо своей классификационной роли, наполняют необходимым со­держанием общую формулу предмета доказывания и, сле­довательно, определяют цели процесса расследования, конкретное содержание истины по делу. Именно квали­фикация преступления позволяет установить конкретные задачи расследования, правильно определить обстоятель­ства, подлежащие доказыванию.

2. Нормы уголовно-процессуалъного права устанавливают об­щую процедуру расследования преступлений. На этой про­цедуре основывается структура частных криминалистических методик, отражающая последовательность действий следова­теля и содержание этих действий на каждом этапе расследо­вания. Процессуальная процедура определяет и обязательные следственные действия, а иногда и их последовательность и определенные временные границы их проведения, т.е. в из­вестной степени обусловливает периодизацию расследования и содержание его планирования. Уголовно-процессуальный закон исчерпывающим образом определяет круг следствен­ных действий, с помощью которых осуществляется процесс доказывания. Частные криминалистические методики, со­держащие рекомендации по типичному кругу следственных действий и их типичной последовательности, естественно, могут оперировать только теми следственными действиями, которые регламентированы законом, и учитывать при этом его императивные указания. В уголовно-процессуадьном за­коне содержится общая формула предмета доказывания, на базе которой криминалистическая методика разрабатывает круг обстоятельств, подлежащих выяснению по каждой ка­тегории уголовных дел, являющийся элементом криминали­стической характеристики преступления. Важнейшее общее значение для криминалистической методики в целом имеют требования уголовно-процессуального закона о быстром и полном раскрытии преступлений, о всестороннем и объек­тивном исследовании обстоятельств дела.

3. Существенное влияние на содержание ряда частных кри­миналистических методик оказывают нормы других отрас­лей права, которые необходимо учитывать при определе­нии предмета доказывания (например, при расследовании нарушений правил безопасности движения и эксплуата­ции автомототранспорта необходимым источником фор­мулирования предмета доказывания будут эти правила, закрепленные в соответствующих административно-пра­вовых актах).


Другим источником криминалистических методических рекомендаций служитпрактика — следственная, оперативно-розыскная, экспертная.

Третьим источником криминалистических методических рекомендаций являетсянаука. Прежде всего, это криминалисти­ческая наука, все ее разделы, в том числе и научные разработки в области криминалистической методики как раздела кримина­листики. Всякое изменение, совершенствование технико-криминалистических средств и приемов, тактических приемов и рекомендаций оказывает свое влияние на криминалистическую методику. В свою очередь, следственная практика через крими­налистическую методику оказывает стимулирующее влияние на криминалистическую технику и тактику. Как любая разновид­ность человеческой практической деятельности, расследование преступлений базируется и использует положения самых раз­личных областей знания. Часть из них адаптируется через кри­миналистическую науку, а другая часть, к которой относится большинство положений правовых наук, используется практи­кой непосредственно.

89. Правила адаптации частных криминалистических методик.

Составной частью общего метода расследования, как отмечено выше, является адаптация частных криминалистических методик к особенностям и условиям расследования конкретного преступления.

Правила адаптации частных криминалистических методик остаются до настоящего времени слабо изученными. Исследуя диалектические связи между типичным и индивидуальным в расследовании преступлений, можно сделать вывод о том, что адаптация частных криминалистических методик осуществляется следующим образом: 1) при составлении плана расследования по делу следователь, исходя из оценки сложившейся ситуации, сначала уясняет, на каком этапе находится производство по делу (на начальном либо на последующем), решена ли задача по раскрытию преступления в результате осуществления тактических комбинаций и т.д. Таким образом, субъект расследования отыскивает в частной методике сходную в основных чертах со сложившейся следственной ситуацией типичную ситуацию и в дальнейшем объектом его внимания становятся рассчитанные на нее типичные первоочередные задачи следствия, версии, предмет доказывания, тактические цели, задачи и комбинации; 2) затем они корректируются в плане расследования с учетом имеющейся информации о преступлении и условиях его расследования.


Представляется, что реализация данного принципа в практике расследования преступлений возможна при наличии по крайней мере двух условий. Во-первых, в частных методиках должны быть представлены следственные ситуации в типизированном виде на основе обобщенных результатов изучения практики доказывания по данной категории уголовных дел. Причем типизация следственных ситуаций должна быть осуществлена исходя из положений криминалистической науки об их структуре. Во-вторых, анализ конкретной следственной ситуации должен базироваться на принципе системного подхода, то есть исходить из представлений о ситуации как о системе, в которой различаются элементы, рассматриваемые в качестве подсистем. Тактическое решение не может быть принято на уровне лишь одного информационного элемента следственной ситуации. Оно должно также отвечать на вопрос: каким образом реализовать принятое тактическое решение, какие меры организационно-технического, процессуально-тактического, материального, психологического и т.п. характера необходимо предпринять. Все эти элементы следственной ситуации, характеризующие условия расследования конкретного преступления, всегда должны учитываться при выработке тактических задач и тактических комбинаций как в рамках отдельных следственных действий, так и в рамках конкретного акта расследования. Иными словами, при комплексировании следственных и иных действий, а также тактических приемов в индивидуальные тактические комбинации важное значение приобретает учет сложившихся по делу условий расследования преступления; они могут совпадать с типовыми условиями расследования, характеризующими в общем виде соответствующие элементы типовой следственной ситуации, либо не совпадать. В последнем случае возможны два варианта решения. Первый сводится к изменению условий расследования до уровня, соответствующего типовой тактической комбинации; второй - к изменению последней таким образом, чтобы она была адекватна сложившейся по делу следственной ситуации.

Процесс принятия тактического решения по делу на базе частной криминалистической методики можно представить схематически в виде проекций в трех квадрантах на плоскости: информационном, аналитическом и целевом (смотри схему №6). Из приведенной схемы видно, что информация первого порядка (И1), полученная из процессуальных и иных источников, является предметом постоянной обработки и анализа; она становится основанием для принятия тактического решения в том случае, если содержит в