Файл: Отчет по производственной (преддипломной) практике на базе кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Факультет педагогики и психологии — центр педагогического образования

Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии

ОТЧЕТ
по производственной (преддипломной) практике

на базе кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии

ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Барановская Оксана Геннадьевна


Зав. кафедрой КППиЛ

профессор (подпись, дата) ________________


Руководитель от кафедры

доцент (подпись, дата) ________________


Руководитель от организации (подпись, дата) ________________

Исполнитель

студент группы (подпись, дата) _________________

г. Биробиджан, 2021 г.
Цель и задачи практики

Цель производственной (преддипломной) практики является закрепление профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения ООП.

Данная цель реализуется в решении следующих задач:

  • закрепление навыков самостоятельной профессиональной деятельности;

  • профессиональное самоопределение;

  • завершение ВКР;

  • определение перспектив поступления в магистратуру.



Ежедневный план работы студента на период практики

Расставить даты прохождения практики

с понедельника по пятницу две недели (10 дней)

Дата

Направления работы

Подпись руководителя подразделения

22.02.21

Здесь поставить дату, последний день сессии, которая была весной или зимой

Участие в работе установочной конференции.

Прохождение инструктажа по практике, заполнение журнала по ТБ.




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Составление плана работы.




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Изучение интернет источников, анализ литературы.






Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Проведение диагностического исследования




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Проведение диагностического исследования




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Обработка результатов исследования




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Анализ источников, составление рекомендаций по развитию мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Апробация рекомендаций




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Апробация рекомендаций




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Апробация рекомендаций




Здесь поставить дату прохождения практики НИР

Оформление отчета по практике






Тема: Развитие и коррекция мышления младших школьников с задержкой психического развития.
План

Введение

Глава 1. Проблемы развития мышления у младших школьников с задержкой психического развития.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития.

1.2. Развитие мышления детей в процессе начального обучения.

Глава 2. Изучение словесно-логического мышления учащихся 3 классов с задержкой психического развития.

2.1. Уровень и особенности словесно-логического мышления.

2.2. Рекомендации по развитию мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития.

Заключение

Список литературы

Введение
Одна из задач, которая стоит перед современной школой - это поиск путей эффективного обучения школьников, преодоление их неуспеваемости. Исследованиями (Т.А. Власова, К.С. Лебединская и др.) доказано, что 50% неуспевающих учащихся начальных классов составляют дети с задержкой психического развития. Психическое развитие таких детей характеризуется слабостью развития не только восприятия, внимания, памяти, речи, но и мышления.

В начале школьного возраста дети с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников не только по уровню сформированности произвольной деятельности, по эмоционально-личностному отношению к учению, но и по уровню развития мышления. Данную проблему подчеркивали Т.А. Власова, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер и другие специалисты.

Мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение, сравнение, абстрагирование) младших школьников с задержкой психического развития недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ предметов и явлений окружающей действительности (способность мысленно расчленять объекты на составляющие их элементы, выделять отдельные признаки и свойства предметов) такие учащиеся проводят бессмысленно, пропускают ряд значимых свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате этого у них образуются сложности в установлении связей между частями предмета, устанавливают обычно лишь зрительные свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Анализ предметов характеризуется меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. Младшие школьники с задержкой психического развития недостаточно любознательны, мало задают вопросов, не интересуются окружающим.



Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии младших школьников с задержкой психического развития, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение этих детей к учебной деятельности.

Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития является одним из важнейших условий их психического развития в целом, предупреждения вторичных отклонений в развитии данной категории учащихся.

Вопросам развития мышления учащихся начальных классов с задержкой психического развития посвящены исследования следующих отечественных психологов и педагогов: Л.Н. Блинова, Т.А. Власова,
К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие. Проблема коррекции и развития мышления рассматривалась в работах
Т.В. Егоровой, Г.И. Жаренковой, Л.И. Переслени, Р.Д. Тригер. Вопросам влияния учебной деятельности на коррекцию и развитие мышления младших школьников с задержкой психического уделяли внимание М.В. Ипполитова, Г.М. Капустина, Л.В.Кузнецова, Н.А. Цышша, С.Г.Шевченко и др. Однако проблема коррекции словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития и его развития в процессе учебной деятельности относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в теории и практике специальной педагогики и психологии, что и является основой для исследования данной проблемы.

Объект исследования: мышление детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: уровень и особенности словесно-логического мышления учащихся 3 классов.

Цель: развитие и коррекция мыслительной деятельности учащихся с задержкой психического развития.

Задачи:
1. Анализ исследований по проблеме развития мышления у младших школьников с задержкой психического развития.

2. Изучение уровня и особенностей словесно-логического мышления учащихся 3 классов.

3. Разработка рекомендаций по развитию мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования – развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития будет наиболее успешно осуществляться в процессе коррекционно-развивающей работы, если работа будет целенаправленной и систематической и отвечает коррекционным, развивающим и воспитательным задачам обучения младших школьников с задержкой психического развития.


Проспект второй главы
1. «Определи последовательность текста задачи» (методика разработаны на основе исследований М.Н. Перовой)

Цель – диагностика словесно-логического мышления учащихся с задержкой психического развития.

При выполнении задания младшим школьникам предлагался текст задачи, в котором перепутались предложения. Инструкция была следующей: «Посмотри на текст задачи. Как ты думаешь, о чем здесь говорится? Расставь предложения в задаче в правильном порядке и реши ее».

Анализ результатов исследования проводился по следующим критериям: определение последовательности предложений; соблюдение математических терминов; правильность решения задачи.

Разделил меж сыновьями, сколько каждому досталось?

Он 15 мандаринов в 3 пакета разложил.

(У него есть 3 сынишки, очень славные мальчишки).

В Новый год подарки детям приготовил дядя Петя.

И большой пакет орехов – 30 штук их оказалось –

А по сколько мандаринов каждый мальчик получил?

Каждый критерий оценивался по следующим показателям:

2 балла – точное и правильное выполнение;

1 балл - самокоррекция, выполнение с помощью экспериментатора;

0 баллов – невыполнение, наличие ошибок.

Максимальное количество - 6 баллов.

Таблица 1. – Уровень развития словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития

Кол-во

учащихся

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

10 уч-ся

2 уч-ся

5 уч-ся

3 уч-ся


2 младших школьника с задержкой психического развития смогли самостоятельно определить правильную последовательность предложений в задаче. От экспериментатора им не требовалась дополнительная помощь, после этого они приступили к решению задачи. На этом этапе им также не требовалась дополнительная помощь в решении задачи. Учащиеся правильно использовали математические термины, объясняя, что задача решается делением. Например, Юля Ш., в правильном порядке расставила предложения задачи. Затем девочка прочитала всю задачу, самостоятельно провела обсуждение задачи, что у дяди Пети три сына, значит каждому ребенку по подарку. Это надо разделить.


5 младших школьника с задержкой психического развития справились с определением логики следования предложений, но решить задачу оказалось сложным. Совместно с экспериментатором задача была прочитана 2 раза. После этого была проведена беседа о том, что известно в задаче, что надо найти, какие действия надо выполнить, какие слова нам помогают понять, что надо выполнять именно это действие. Например, Паша С. и Виктор Г. предположили, что задачу надо решать вычитанием. Тогда, на примере с тремя конфетами, которые были разделены между тремя детьми, мы подвели мальчиков к тому, что решать задачу нужно с помощью деления. По ходу объяснения задачи мы голосом выделяли слово «разделили». Такой подробный разбор задачи помог учащимся решить задачу.

У 3 младших школьника с задержкой психического развития наблюдались серьезные трудности при выполнении задания. Ими допускались ошибки в определении правильной последовательности в тексте задачи, наводящими вопросами приходилось подсказывать испытуемым, совместно определять правильную последовательность текста. Например, Дарья М. предложила следующую последовательность текста задачи: «В Новый год подарки детям приготовил дядя Петя. (У него есть 3 сынишки, очень славные мальчишки). Он 15 мандаринов в 3 пакета разложил. И большой пакет орехов – 30 штук их оказалось. А по сколько мандаринов каждый мальчик получил? Разделил меж сыновьями, сколько каждому досталось?». Тогда мы выяснили у Дарьи, можно ли по вопросу «Разделил меж сыновьями, сколько каждому досталось?» определить о чем говорится в задаче. На что Дарья М. ответила: «Нужно вычислить орехи». Мы предложили девочке переставить местами вопросы про мандарины и орехи, чтобы получился правильный текст.

Также были трудности при решении задачи. Даже после подробного проговаривания по тексту задачи, учащиеся допускали ошибки при ее решении. Например, Алексей Ш. неправильно провел вычисления, вместо деления выполнил умножение. Хотя сам пример записал правильно. Алена В. решала задачу с помощью вычитания.

Заключение
Мышление – психический процесс обобщенного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление младших школьников с задержкой психического развития характеризуется пассивностью, некритичностью, инертностью. Учащиеся не могут выделять опознаваемые признаки объектов, анализировать форму предметов, установить симметричность фигур, испытывают затруднения при необходимости мысленно объединить, синтезировать свойства предметов,