Файл: По учебному курсу Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология. Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)



(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 5

по учебному курсу «Общая психология»

(наименование учебного курса)



Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Карбонова Ирина Борисовна







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-2002а













Преподаватель

Осипова Наталья Валерьевна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023
Внимательно прочитайте нижеприведенные высказывания различных отечественных психологов. Попробуйте найти сходство и различия в подходах к определению сути явления сознания.
1. «Целостный образ действительности…реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя самопереживание, наряду с переживанием сложности мира, в котором существует субъект» - А.В. Петровский.


2. «К философским определением можно отнести: осознанное бытие и отношение «Я» к «не-Я», субъективный образ объективного мира, свойство высокоорганизованной материи, идеальную сторону целеполагающей практической деятельности человека, высшую форму психического отражения действительности» - А.Г. Спиркин.

3. «Сознание человека есть свойство пространства и времени его головного мозга» - Н.Н. Брагина.

4. «Сознание рассматривается как высшая, связанная с речью, функция мозга, отражающая в обобщенном виде реальную действительность и целенаправленно регулирующая деятельность человека» - Б.В. Зейнгарник.

5. «…новые формы отражения действительности – не наглядным чувственным, а отвлеченным опытом… Эта черта – способность человека выходить за пределы наглядного непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания» - А.Р. Лурия.

6. «Особенность психики, позволяющей ей быть направленной на саму себя, отделив контролируемые аспекты психики от неконтролируемых, и на свое «тело», выделяя его из окружающего мира. … Сознание – особое свойство психики, специально направленное на контроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования самой психики» - А.С. Горбатенко.

7. «…ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представить существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими…» - Р.С. Немов

8. «Сознание всегда есть осознанные действия и его обстоятельств… после того как прекращаются умственные или практические действия, сразу же исчезает и сознание» - Ю.М. Орлов.

9. «Сознание – это основа регуляции действий личности» - П.Я. Гальперин.

10. «Сознание является центром, в котором интегрируются все психические новообразования, определяя тем самым личность субъекта как «высшую психологическую систему» (Л.С. Выготский) – ее структуру, ее возрастные и индивидуальные особенности» - Л.И. Божович.

11. «Сознание… знание субъекта о мире и своем месте в нем, как проявление способности отделить в представлении себя, свое «Я» от своего жизненного окружения; сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания, а также главной способностью «практического преобразования» этих проявлений» - В.И. Слободчиков.



12. «Оно многослойно, полицентрично, полифонично, абсолютно свободно. Оно легко преодолевает самые суровые определения бытия, такие как пространство, время, социум, но оно преодолевает их в себе и для себя, что далеко не всегда совпадает и их преодолением для субъекта сознания, для его собственного «Я» - В.П. Зинченко.

13. «Сознание как эмпирический термин отражает эмпирическое явление – осознанность, эмпирический факт представленности субъекту картины мира и самого себя… как выраженная в словах способность испытуемого отдавать себе отчет в том, что происходит», «…некий теоретический (гипотетический) механизм, порождающий или трансформирующий осознаваемую информацию, например, преобразующий результаты каких-либо информационных или физиологических процессов в осознаваемые явления» - В.М. Аллахвердов.

(Источник – Акопов, Г.В. Проблема сознания в российской психологии: учебное пособие [Текст] / Г.В. Акопов. - Москва: издательство МПСИ; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2004.)
Как можно обобщить высказывания? Попытайтесь на основе обобщения сформулировать определение сознания. Запишите его.
Многие из нас, вероятно, ответят на вопрос о том, что такое человеческое сознание, как святой Августин, когда его спросили о времени: "Что же такое время? Я хорошо знаю, что это такое, если меня не спрашивают. Но когда я хочу объяснить это тому, кто меня спрашивает, я не знаю. Но я осмелюсь сказать, что я точно знаю, что если бы ничего не произошло, то не было бы и прошедшего времени. И если бы ничего не существовало, не было бы настоящего времени " (Исповедь, XI, 14).

В философии и других "науках о духе", а в последнее время и в точных науках, было дано столько же определений сознания, сколько и авторов. В философской традиции разнородность в отношении концепции сознания отражает не только интенсивный поиск определения, которое удовлетворяло бы обширности его опыта; но также и сохраняющееся незнание о нем.
Здесь, продолжая историческую традицию, ищут определение, которое не только позволило бы узнать, о чем идет речь, но и позволило бы провести различие между понятием истинного человеческого сознания и рядом других понятий
, которые часто используются как синонимы к нему. Такая задача не имеет целью сбить человека с толку и не представляет собой стремление к научности; она просто побуждает к размышлениям и анализу. Дать точное определение сознания невозможно. Однако попытка определить ее является обязательной отправной точкой для разработки анализа.

Сознание, в широком смысле, можно определить как способность человека "осознавать ... что-то". То, что человек может осознать, составляет содержание его сознания или его сознательных состояний. Такая способность не однозначна, а аналогична. То есть она состоит из разных уровней в зависимости от их содержания. Таким образом, осознание таких измерений, как время и пространство, качественно отличается от осознания самого себя (самосознание) или осознания того, что человек что-то осознает (саморефлексия или сознательный опыт). Возможно, первые два уровня не являются уникальными для человеческого рода и позволяют каждому живому существу находиться в пространстве и во времени и идентифицировать себя как личность по сравнению с другими представителями своего вида или других видов. Они составляют основу чувственного опыта.

Сознание - это самый привычный и непосредственный опыт, который есть у людей, но это также загадка, которая касается психиатров, биологов и философов. Научный подход к проблеме возник недавно, потому что для его начала необходимо было преодолеть традиционные философские препятствия и методологические проблемы. Основная трудность заключается в том, что сознание - это личный и частный опыт. Для большинства ученых сознание находится в мозге и доступно с точки зрения глобальной активности больших наборов взаимодействующих нейронов.

Предполагается, что их нервные механизмы поддаются выяснению. Некоторые исследователи этого вопроса пришли к выводу, что осознание-это процесс, который невозможно прояснить. Понятие "измененные состояния сознания” относится к явлениям на границах нормы.